Содержание
I.Введение……………………………………………………………………...3
II.Элитарная и массовая культура.
1.Понятие массовой и элитарной
культуры………………………………...5
2.Отличие элитарной культуры
от массовой…………………………….....7
3.Жанры массовой культуры………………………………………………….9
4.Особенности элитарной культуры………………………………………...10
5.Основные проявления и направления
массовой культуры нашего
времени…………………………………..……………………………………...12
III.Заключение……………………………………………………………..…16
IV.Список используемой литературы………………………………………18
Введение
Культура - это специфический способ
организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в
продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и учреждений,
в духовных ценностях, в совокупности
отношений людей к природе, между собой
и к самим себе.
Культура характеризует особенности
сознания, поведения и деятельности людей
в конкретных сферах общественной жизни
(культура труда, культура политики и другие).
Первоначально понятие культуры подразумевало
воздействие человека на природу, а также
воспитание и обучение самого человека.
Признавалось множество своеобразных
типов и форм развития культуры, располагающихся
в определенной исторической последовательности
и образующих единую линию духовной эволюции
человека.
В современных условиях многие западные
социологи приходят к выводу о невозможности
последовательного проведения идеи единой
культуры.
Сегодня многообразие типов культуры
можно рассматривать в двух аспектах:
культура в масштабах человечества, акцент
на социокультурных суперсистемах, внутреннее
многообразие; культура отдельного общества,
города, акцент на субкультурах. [1]
В рамках отдельного общества можно выделить:
- высокую культуру (элитарную);
- народную (фольклорную) культуру, в их
основе лежит - различный уровень образованности индивидов;
- массовую культуру, к формированию которой
привело активное развитие СМИ.
Я выбрала тему реферата: «Элитарная
и массовая культура», потому что хотела
побольше узнать о этих двух направлениях
в культуре.
При написании данного реферата, поставлено
несколько целей:
- рассмотреть основные принципы элитарной
и массовой культуры;
- рассмотреть направления культур, их
особенности;
- выявить взаимосвязи между массовой и элитарной культурами.
1.Понятие
массовой и элитарной культуры
Элитарность и массовость имеют равное
отношение как к феноменам культуры.
Массовая
культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс
людей, технически тиражируется в виде
множества копий и распространяется при
помощи современных коммуникативных технологий.
[2]
Появление и развитие массовой культуры
связаны с бурным развитием средств массовой
коммуникации, способных оказывать мощное
влияние на аудиторию. В средствах
массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:
- средства массовой
информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
- средства массового
воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
- технические средства
коммуникации (интернет, телефон) — определяют
возможность непосредственного общения
человека с человеком и могут служить
для передачи информации личного характера.
Не только средства массовой коммуникации
оказывают воздействие на общество, но
и общество серьезно влияет на характер
информации, передаваемой в средствах
массовой коммуникации. К сожалению, запросы
публики часто оказываются невысокими
в культурном отношении, это и снижает
уровень телевизионных программ, газетных
статей, эстрадных представлений и т.д.
В конце XX — начале XXI в. массовая культура
начала играть важную роль в идеологии
и экономике. С одной стороны, массовая
культура позволила охватить широкие
слои населения и приобщить их к достижениям
культуры, но с другой — она создала мощные
механизмы манипуляции общественным мнением
и формирования усредненного вкуса. К
основным составляющим массовой культуры
относят:
- информационную индустрию —
прессу, телевизионные новости, ток-шоу
и т.д., разъясняющие происходящие события
понятным языком. Массовая культура первоначально
формировалась именно в сфере информационной
индустрии — «желтой прессе» XIX — начала
XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
- индустрию досуга — фильмы, развлекательную
литературу, эстрадный юмор с максимально
упрошенным содержанием, поп-музыку и
т.д.;
- систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека.
Элитарная культура — это культура
привилегированных групп общества, характеризующаяся
принципиальной закрытостью, духовным
аристократизмом и ценностно-смысловой
самодостаточностью, включающая в себя
искусство для искусства, серьезную музыку,
высокоинтеллектуальную литературу. Пласт
элитарной культуры связан с жизнью и
деятельностью «верхушки» общества —
элиты. Художественная теория считает
элитой представителей интеллектуальной
среды, деятелей науки, искусства, религии.
Поэтому элитарная культура связана с
частью общества, наиболее способной к
духовной деятельности или обладающей
властными возможностями в силу своего
положения.
Круг потребителей элитарной
культуры — высокообразованная часть
общества — критики, литературоведы, искусствоведы,
художники, музыканты и т.п. Другими словами,
она функционирует в среде интеллектуальной
элиты, профессиональной духовной интеллигенции.
Поэтому уровень элитарной культуры опережает
уровень восприятия среднеобразованного
человека. Как правило, она выступает в
форме художественного модернизма, новаторства
в искусстве, а ее восприятие требует специальной
подготовки, характеризуется эстетической
свободой, коммерческой независимостью
творчества, философским проникновением
в сущность явлений и души человека, сложностью
и разнообразием форм художественного
освоения мира. [2]
Элитарная культура сознательно
ограничивает круг ценностей, признавших
их истинными и «высокими», последовательно
противостоит культуре большинства во
всех ее исторических и типологических
разновидностях — фольклору, народной
культуре, официальной культуре того или
иного сословия или класса, государства
в целом и т.п. Более того, она нуждается
в постоянном контексте массовой культуры,
поскольку основывается на механизме
отталкивания от ценностей и норм, принятых
в ней, на разрушении сложившихся в ней
стереотипов и шаблонов, на демонстративной
самоизоляции.
2. Отличие элитарной
культуры от массовой
Элитарная культура создается
профессионалами узкой области деятельности,
она является привилегированной частью
того общества, которое ее и сформировало.
Элитарная культура не понятна толпе,
поэтому стоит особняком, отвечая потребностям
отдельной группы населения. Знаменитые
«Дягилевские русские сезоны» в Париже,
учение Ф. Ницше, мир рокеров, клуб великих
спортсменов, научные и творческие объединения
– все это продукты элитарной культуры.
Они создаются настоящими профессионалами,
каждый из них – сложный для массового
восприятия продукт. Создатели продуктов
элитарной культуры не преследуют цель,
заработать на них. Для них гораздо ценнее
творческая реализация.
В отличие от элитарной культуры,
массовая культура является частью общей
культуры, своеобразным индикатором всех
сторон общества в целом, а не отдельного
его класса. Она характеризуется большим
количеством потребителей и огромной
социальной востребованностью.
Чтобы привести яркое отличие
элитарной культуры от массовой культуры,
можно упомянуть музыку великого Л. Бетховена.
Ее исполнение в зале филармонии интересно
только настоящим ценителям классики,
а вот обычная аудитория меломанов предпочтет
услышать продукт массового потребления,
воспроизведенный в упрощенном виде, звучащий,
например, на CD-диске или в мобильном телефоне.
Массовая культура все упрощает,
делает доступным и понятным всем без
исключения. В отличие от элитарной культуры,
массовая культура носит коммерческий
характер, очень часто отдельные ее продукты
приносят своим создателям неплохую прибыль.
В качестве самых распространенных образцов
можно привести следующие примеры: популярные
песни, детективы, среднестатистические
фильмы и любая реклама.
Итак, несколько отличий:
- Продукт элитарной культуры
создается профессионалами и является
частью привилегированного общества, массовая культура – часть общей
культуры, показатель развития всего общества,
а не отдельного его класса.
- Элитарная культура стоит особняком,
массовая культура имеет огромное количество
потребителей.
- Понимание ценности продукта
элитарной культуры требует наличие определенных
профессиональных навыков и умений,
массовая культура носит утилитарный,
понятный широкому слою потребителей
характер.
- Создатели продуктов элитарной
культуры не преследуют материальную
выгоду, они мечтают только о творческой самореализации,
продукты массовой культуры
приносят большую прибыль своим создателям.
- Массовая культура обезличивает
общество, элитарная, наоборот, воспевает
яркую творческую индивидуальность. [4]
3.Жанры массовой
культуры
Необходимым свойством
продукции массовой культуры должна быть
занимательность, чтобы
она имела коммерческий успех, чтобы ее
покупали и
деньги, затраченные
на нее, давали прибыль. Занимательность
задается
жесткими структурными
условиями текста. Сюжетная и стилистическая
фактура продуктов
массовой культуры может быть примитивной
с точки
зрения элитарной фундаментальной
культуры, но она не должна быть плохо
сделанной, она должна
быть совершенной — только
в этом случае ей обеспечен читательский
и коммерческий успех. Для массовой литературы
нужен четкий сюжет с интригой и, самое главное,
— отчетливое членение на
жанры. Это хорошо видно
на примере массового кинематографа. Жанры
четко разграничены,
и их не так много. Главные из них: детектив,
триллер, комедия, мелодрама,
фильм ужасов, фантастика, и т.д.
Жанры массовой культуры должны обладать
жестким синтаксисом — внутренней структурой,
но при этом в них может
отсутствовать глубокий смысл. [3]
В ХХ в. массовая культура
заменила фольклор, который тоже в
синтаксическом плане
построен чрезвычайно жестко. Наиболее
ясно это
показал в 1920-х гг. В.
Я. Пропп, проанализировавший волшебную
сказку и
показавший, что в ней
всегда присутствует одна и та же синтаксическая
структурная схема,
которую можно формализовать и представить
в
логических символах.
Тексты массовой литературы
и кинематографа построены так же. Это
необходимо для того, чтобы жанр мог быть
опознан сразу; и
ожидание не должно
нарушаться. Зритель не должен быть разочарован.
Комедия не должна
портить детектив, а сюжет триллера должен
быть
захватывающим и опасным.
Поэтому сюжеты внутри массовых жанров
так
часто повторяются.
Разновидностью текстов
массовой культуры являются культовые
тексты. Их главной особенностью
является то, что они настолько глубоко
проникают в массовое сознание,
что продуцируют интертексты в
окружающей реальности.
Так, наиболее известные культовые тексты
советского кино —
«Чапаев», «Адъютант его превосходительства»,
«Семнадцать мгновений
весны» — провоцировали в массовом сознании
бесконечные цитаты
и формировали анекдоты про Чапаева и
Петьку, про
Штирлица. То есть культовые
тексты массовой культуры формируют вокруг
себя особую интертекстовую
реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты
про Чапаева и Штирлица
являются частью внутренней структуры
самих этих
текстов. Они являются
частью структуры самой жизни, языковыми,
элементами повседневной
жизни языка.
Элитарная культура,
которая по своей внутренней структуре
построена сложно и утонченно,
так влиять на внетекстовую реальность
не может.
4.Особенности
элитарной культуры
Элитарная культура — это культура
привилегированных групп общества, характеризующаяся
принципиальной закрытостью, духовным
аристократизмом и ценностно-смысловой
самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова,
элитарная культура апеллирует к избранному
меньшинству своих субъектов, как правило,
являющихся одновременно ее творцами
и адресатами (во всяком случае, круг тех
и других почти совпадает). Элитарная культура
сознательно и последовательно противостоит
культуре большинства во всех ее исторических
и типологических разновидностях — фольклору,
народной культуре, официальной культуре
того или иного сословия или класса, государства
в целом, и т.п. Философы рассматривают
элитарную культуру, как единственно способную
к сохранению и воспроизводству основных
смыслов культуры и обладающую рядом принципиально
важных особенностей: