- сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
- способностью формировать
сознание, готовое к активной преобразующей
деятельности и творчеству в соответствии
с объективными законами действительности;
- способностью концентрировать
духовный, интеллектуальный и художественный
опыт поколений;
- наличием ограниченного
круга ценностей, признаваемых истинными
и «высокими»;
- жесткой системой норм,
принимаемых данной стратой в качестве
обязательных и неукоснительных в сообществе
«посвященных»;
- индивидуализацией
норм, ценностей, оценочных критериев
деятельности, нередко принципов и форм
поведения членов элитарного сообщества,
становящихся тем самым уникальными;
- созданием новой, усложненной
культурной семантики, требующей от адресата
специальной подготовки и необъятного
культурного кругозора;
- смысловой и функциональной
«закрытостью», «узостью», обособленностью
от целого национальной культуры, что
превращает элитарную культуру в подобие
тайного знания, закрытого для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что
часто обыгрывается и поэтизируется в
элитарной культуре. [2]
5.Основные
проявления и направления массовой культуры
нашего времени
Среди основных проявлений
и направлений массовой культуры нашего
времени можно выделить следующие:
- индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);
- массовая общеобразовательная
школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям;
- средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию;
- система национальной (государственной)
идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным
военным угрозам и политическим потрясениям
и т.п.;
- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.);
- массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
- индустрия развлекательного
досуга, включающая в себя массовую художественную
культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) индустрия оздоровительного
досуга, физической реабилитации человека
и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное
движение, культуризм и аэробика, спортивный
туризм, а также система хирургических,
физиотерапевтических, фармацевтических,
парфюмерных и косметических услуг для
исправления внешности), что, помимо объективно
необходимой физической рекреации человеческого
организма, дает индивиду возможность
"подправить" свою внешность в соответствии
с актуальной модой на тип имиджа, со спросом
на типажи сексуальных партнеров, укрепляет
человека не только физически, но и психологически
(поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);
- индустрия интеллектуального
и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.);
- система организации, стимуляции
и управления потребительским спросом
на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и
коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно
проведения досуга), типы внешности, кулинарные
предпочтения, превращающая процесс безостановочного
потребления социальных благ в самоцель
существования индивида;
- разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов,
электронных приставок, компьютерных
игр и т.п. до систем виртуальной реальности,
развивающие определенного рода психомоторные
реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных
и к выбору в информационно избыточных
ситуациях, что находит применение как
в программах подготовки определенных
специалистов (летчиков, космонавтов),
так и в общеразвивающих и развлекательных
целях:
- всевозможные словари, справочники,
энциклопедии, каталоги, электронные и
иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет"
и т.п., расчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания.
Заключение
Распространенный мотив критики массовой
культуры - стандартизация, неизбежно
сопровождающая её "продукцию".
Стандартизация, тесно связанная с массовостью,
представляет собой универсальный социальный
процесс, и задача состоит отнюдь не в
том, чтобы "разоблачать" стандартизацию
как таковую. Необходимо, безусловно, всемерно
поддерживать и культивировать ценность
уникального и неповторимого, особенно
в художественном творчестве, но при этом
важно помнить, что оно может стать стандартом,
хотя и не обязательно вечным и повсеместным.
Важнейшее значение в функционировании
культуры имеет создание оригинальных
и разнообразных культурных стандартов,
как ни парадоксально на первый взгляд
выглядит это утверждение. С течением
времени стандартное может стать уникальным.
И, наконец, требуется повышение уровня
содержания уже существующих стандартов
массовой культуры.
Ближе к реальности сопоставление массовой
культуры с элитарной, традиционной и
специализированной. В современных обществах
элитарное и массовое составляют пересекающиеся
между собой и взаимопроникающие элементы
культуры, которые зачастую не могут существовать
друг без друга.
Понятие культурной элиты весьма неопределенно:
во-первых, оно не совпадает с понятием
социальной элиты; во-вторых, не совпадает
с понятием "творцов" культуры. Поэтому
даже серьезные исследователи вынуждены
вводить в истолкование дихотомии "элитарное
- массовое" оценочный компонент. Отнесение
чего-либо к массовой культуре нередко
одновременно содержит скрытый намек
на существование элитарной. Когда же
критики, искусствоведы или литературоведы
зачисляют произведение в разряд "высокой"
культуры, они, руководствуются своими,
весьма различными ценностными и вкусовыми
ориентациями. В результате к сфере элитарного
могут отнести и пустой, бесцветный роман,
и шедевр.
Пока теоретики упорно разоблачают массовую
культуру, изредка и нехотя признавая
право на существование таких "низменных"
жанров, как эстрада, цирк или оперетта,
жизнь демонстрирует нам, что самые разнообразные
виды творческой деятельности и её результатов
так или иначе вовлекаются в сферу массовой
культуры. Некоторые из них частично или
время от времени "включаются" в нее,
другие существуют в ней изначально. К
числу последних относится промышленный
дизайн, проектирование предметной среды
в соответствии с потребностями человека
и определенными социальными идеалами.
Таким образом, массовая культура так
же, как и мода в культуре, - явления гораздо
более сложные и укорененные в социально-исторической
действительности, чем это думают её многочисленные
критики.
Специфика массовой культуры состоит
не в том, что она "плохая" по своему
содержанию, а в том, что как ни тривиально
выглядит это утверждение, она массовая.
Стало быть, в сфере массовой культуры
в разное время с большей или меньшей степенью
вероятности могут оказаться различные
и даже противостоящие друг другу её образцы,
в том числе и классические, и фольклорные,
и элитарные и пр. Именно это последнее
обстоятельство позволяет успешно работать
над тем, чтобы подлинные ценности, как
созданные в прошлом, так и формирующиеся
на наших глазах, не замыкались ни на верхних,
труднодоступных и малопосещаемых этажах
культуры, ни на нижних, а жили полноценной
жизнью совместно и повсеместно. И тогда,
возможно, в рассуждениях теоретиков культуры
"верх" не будет выглядеть столь недосягаемо
высоким, а "низ" - таким непотребно
низким, какими они часто выглядят сегодня.
Список используемой
литературы.
Интернет ресурсы:
- http://www.grandars.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://bibliofond.ru
Книги:
- Березин В. Актуальная культура // Октябрь.
–2000. - №1.