Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:59, доклад
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.
Родился в Эпинале в еврейской семье. Отец был небогатым раввином. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).
В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Первая мировая война нанесла удар по «Французской социологической школе» и подкосила самого философа. В этой войне Дюркгейм, отрицавший революционный социализм, видел раскол мира [1].
15 ноября 1917 года учёный скончался. Похоронен во Франции, на Кладбище Монпарнас.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.
Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.
Схема 1. Социологизм Э. Дюркгейма
Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними.Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное.
В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. «Совокупность верований и чувств, — пишет Дюркгейм, — общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качестве субстрата единственный орган <...> Таким образом, оно нечто совсем иное, нежели отдельные сознания, хотя и реализуется только индивидами».
В своей книге «О разделении общественного
труда» Дюркгейм развивает идею Спенсера
о ведущей роли разделения и интеграции
труда в обществе. Это приводит
к обособлению людей, преодоление
которого требует установления социальной
связи (солидарности) между ними. Дюркгейм
обращает внимание на то, что разделение
труда на протяжении человеческой истории
совершенствуется. В зависимости
от типа социальной связи (солидарности)
он рассматривает два уровня обществ.
Дюркгейм выделяет два типа социальной
связи-солидарности: механическую и
органическую.Механическая соли
Дюркгейм возражает против утверждения Спенсера, что общество может эффективно функционировать на принципах личного интереса, без коллективных (общественных) норм регуляции. Между индивидом и государством он помещает профессиональные группы, возникшие в результате общественного разделения труда, которые и становятся носителями норм органической солидарности и смягчают социальные конфликты.
(Теория
дифференциации общественного
В свете понятия социальной связи
и солидарности Дюркгейм рассматривает
такой социальный факт, как самоубийство
(суицид). Он выделяет три типа самоубийства
в зависимости от разных социальных
ситуаций, в которых оказался человек.
Во-первых,альтруистическое сам
Социология Эмиля Дюркгейма
Я ловлю себя на мысли,
что я думаю как Эмиль Дюркгейм.
Т.Парсонс
Ряд
идей Эмиля Дюркгейма легли в
основу очень многих положений современной
социологии, в частности в концепцию
структурно-функционального
Дюркгейм – крупнейший эмпирический социолог. Он разработал методологические принципы познания, на которых формировалась логика познания социальной жизни. Он разрабатывал также методы проведения конкретных социологических исследований. Проблемы метода в научных исследованиях, совершенствовании технических средств сбора информации, получили основание в работах «Метод в социологии» и «Самоубийство».
С его именем связана институционализация социологии.
Интеллектуальные истоки в формировании мировоззрения Э. Дюркгейма.
Предшественниками Дюркгейма были Декарт, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо.
Дюркгейм был убежденным рационалистом. Это соответствовало духу научных традиций французской научной школы, восходившим еще к Декарту. Так, работа «Правила социологического метода», являющаяся манифестом дюркгеймовской социологии, созвучна во многом с трудом Декарта «Рассуждения о методе».
У обоих трудов одна цель – найти рациональные принципы и приемы, которые позволяют выявить истину независимо от всякого рода мнений, предрассудков.
Дюркгейм считал предшественником научной социологии Шарля Монтескье, который обосновал идеи социальной науки. Это идеи, связанные с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений. Ж.Ж. Руссо Дюркгейм рассматривал через призму идей общественного договора и общей воли.
Непосредственные предшественники Дюркгейма – Сен-Симон и Огюст Конт.
Конт
по Дюркгейму – отец социологии.
Дюркгейм подчеркивал преемственность
и связь своих идей с его
теорией. Дюркгейм руководствовался тем
же идеалом позитивной социологии,
что и Конт. Тоже считал, что нет
разницы между познанием
Также Дюркгейм рассматривал естественные науки как образец для социальных наук, что выразилось в девизе «социальные факты надо изучать как вещи».
Однако
Дюркгейм далеко не все разделял в
воззрениях Конта. Скептически относился
к закону трех стадий. Конт провозгласил
отказ от причинного объяснения событий.
Он ориентировал принципы познания не
на вопросе «почему это
Хотя
социология Дюркгейма была направлена
против биологической интерпретации,
тем не менее, он испытывал влияние
Герберта Спенсера (органическое направление).
Многие концепции Дюркгейма
На
Дюркгейма оказали большое
Дюркгейм проявлял интерес к социализму, изучал его теорию, был дружен с Ж.Ж.Жоресом, крупнейшим французским социалистом.
В 1895 году, будучи профессором университета г. Бордо, прочитал курс лекций о социализме.
Долгое время его концепция социализма была важной частью политического сознания левых кругов интеллигенции.
Таким образом, Дюркгейм - социалист, но не марксист. Противодействовал марксистской интерпретации социализма. Дюркгейм не принимал в марксизме:
1)
Не верил в плодотворность
насильственных мер в решении
социальных проблем.
2) И, следовательно, отказывался рассматривать
классовую борьбу как существенную черту
современного ему общества и тем более
как движущую силу исторического прогресса.
Дюркгейм считал, что конфликты между рабочими и предпринимателями есть плохой организации производства и социальных проблем в обществе, но не более того.
Для Дюркгейма проблема не сколько экономическая, сколько моральная. Социализм представлялся ему как лучшая основа жизни, где индивид интегрирован полностью в общество.
Также считал, что корпорации должны взять на себя моральные и социальные функции.
Дюркгейм испытывал влияние идей Э.Канта, которые легли в основу его моральной концепции.
Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».
Дюркгейм пишет: «Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».
Дюркгейм
– один из первых исследователей, который
на теоретическом и
1)
Социальные факты следует
2) Отличительный признак социального
факта – принудительное воздействие на
индивида.
Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:
1)
Социальная морфология. Она исследует
материальную основу общества (его
форму, структуру), географическую
основу жизни, народонаселение,
2) Социальная физиология. Она исследует
жизненные проявления общества. Охватывает
ряд частных социальных наук – социология
религии, морали, эстетическая, юридическая
и т. д.
3) Общая социология. Она подобна общей
биологии. Осуществляет теоретический
синтез и устанавливает общие законы.