Эмпирические, социальные и научные факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:09, контрольная работа

Описание работы

Цель социологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.
Социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации – как статистического, так и социологического характера.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

Введение

Термин «социология» (от лат. societas – общество и греческого logos –  учение) впервые был введен французским  мыслителем О. Контом в 1838 году, т.е. намного позднее того, чем началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас – науку об обществе О. Конт предложил слово «социология» для обозначения изучающей общество науки.

В настоящее время существует понятие, что социология – это наука  о взаимодействиях социальных общностей  в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем. Это наука о  социальных процессах, об осмысленных  социальных действиях людей, их поведении. Это наука о взаимодействии между  личностью, социальной общностью и  обществом. Это наука об обществе, как целостной системе.

Вообще изучение общества началось на самых ранних стадиях его развития задолго до образования социологии. Этот первый этап можно назвать донаучным. Начальный этап собственно социологии уместно назвать методологическим, поскольку именно в его пределах во второй половине XIX в. вырабатывалась методология новой науки. Наконец, XX в. можно назвать эмпирикотеоретическим этапом изучения общества и развития социологии, поскольку именно в XX в. начались эмпирические исследования на подлинно научных основаниях и построены первые социологические теории.

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной» наукой, способной положительно решать проблемы жизни общества, наукой. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, О. Конт называет её социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, в результате развития которой стало бы возможным открытие её фундаментальных законов.

Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что  социология представляет собой систему  внутренне организованного и  проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном  обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. Данное положение особенно актуально для социологического знания, которое должно освободиться от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни.

Цель социологии состоит в получении  достоверной, истинной информации, позволяющей  составить объективную картину  как современного мира, так и того конкретного общества, в котором  живут люди, потребляющие эту информацию.

Социология приобретает возможность  и способность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной и адекватной происходящим глубинным  процессам, но только на основе точной информации – как статистического, так и социологического характера. Овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии  социальных процессов, о собственной  работе, семье, образовании, условиях и  различных формах деятельности; вместе с тем, они могут влиять на них, проявляя инициативу и активность, а проводимые социологические исследования имеют немалое теоретическое  и практическое значение для оценки результатов тех или иных политических решений и действий.

 Социальный  факт

«Социальным фактом», по определению  Дюркгейма(французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки), является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности  социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного  сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь  между индивидами: численность и  плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные  максимы и верования, моральные  нормы и юридические кодексы  поведения, экономические мотивы людей  и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты  и социальные течения, проявляющиеся  в формировании и реализации общественного  мнения.

Различные типы фактов лежат  в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей

 

Эмпирический факт

Эмпирический факт - это часть, если не весь объективный мир. По крайней  мере, факт обладает в полной мере всеми  атрибутами объективного мира. Вода мокрая, а огонь горячий - эмпирический факт. От этого никуда не деться. Химические и физические реакции или процессы порождают эмпирические факты. Сознание человека - это субъективное явление, а его смерть - эмпирический факт.

Если размышления человека и  его поступки не совпадают с эмпирическим фактом, то они могут считаться  ошибочными. И наоборот, если результаты действия совпадают с эмпирическим фактом, то их можно считать истинными  и т.д.

Ползучий эмпиризм доминирует и  в теории, и на практике. Обычно он опирается на жесткие законы физического  мира как наиболее известного и понятного  для размышляющего человека и  как наиболее продвинутого в своем  осмыслении.

Эмпирическое знание, безусловно, есть отражение эмпирического факта  и считается объективным, если оно  полностью на него опирается, т.е. подтверждено практикой. В свою очередь эмпирический факт есть отражение эмпирического  закона и полностью на него опирается. Вне сознания эмпирический факт не существует, если только не исходить из представлений об иной природе человеческого  знания, которых также хватит в  философских теориях.

Эмпирическое знание - по существу, результат умственной деятельности человека по восприятию эмпирического  факта. Если при этом учесть тот неоспоримый  факт, что сознание может формировать  эмпирический ряд (систему) фактов, выстраивать  их в соответствии со своей теорией  при определенных обстоятельствах, тогда их взаимоотношение становится еще более запутанным.

Признание существования эмпирического  факта вне сознания и того, что  последнее может видоизменять факт, ставит под сомнение правомерность  тезиса, по крайней мере, о первичности  объективного мира и вторичности  сознания.

Если сознание может изменять содержание факта, то это означает фактически признание  его творения, что является согласно всем канонам прерогативой только объективного мира, существующего вне сознания и не зависящего от него. Это означает и отрицание существования эмпирического  факта.

Но эмпирический факт существует, так же, как и существует его  отражение в сознании человека. Без  сомнения, человек может определять содержание факта и тем самым  как бы творить объективный мир. Все это есть на самом деле. Нет только одного - четкого понимания механизма их взаимосвязи. Здесь-то зарыта та самая собака, отрыть которую оказывается себе дороже.

"Почему считается, что эмпирический  факт существует?"

В первую очередь потому, что человек  имеет его в сознании. Строго говоря, эмпирический факт может существовать только в сознании.

Совокупное отражение объективного мира позволяет говорить об общественном сознании и понимании им мира эмпирических фактов и его связей. Если человек  умер, то вместе с ним перестает  существовать и тот мир, который  он отразил в своем сознании и  который мы называем объективным.

Этот вовсе не значит, что сам  по себе эмпирический факт не существует. Человек вполне сознает и то, что  объективный мир останется, если его лично не будет. Знание об объективном  мире или, точнее, о мире вне сознания, вне человека позволяет утверждать, что факт существует, даже если человек  не знает самого факта. Человек знает, что существует мир вне сознания, который состоит из фактов. Но это  мир для сознания только в возможности. Если мир вне сознания существует в возможности, то им нельзя оперировать  для решения своих задач, а  это означает, что мир для сознания в реальности не существует. Поэтому, как мы уже говорили, реальность - это то, что существует в сознании и позволяет решать свои задачи.

То, что мы называем эмпирическим фактом, существует в той части сознания, которая ответственна за отражение  мира фактов, находящихся вне сознания. То, что мы называем эмпирическим знанием, есть мир фактов в той части  сознания, которая ответственна за мыслительную деятельность в области  мира эмпирического факта.

Социальный факт

Понятие "социальный факт" было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом — классиком французской социологической  школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические  как материальный субстрат общества (например, плотность населения) и  нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие  на индивидное социально-культурное значение.

В современной социологии социальными  фактами принято считать:

а) совокупные, систематизированные  характеристики массового поведения;  
б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;  
в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;  
г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.

Уже элементарный акт наименования наблюдаемого события есть включение его в категорию подобных в одном, определяемом этим термином смысле при игнорировании других его особенностей и свойств. Называя человека мужчиной или женщиной, мы указываем на одно свойство и тем самым сознательно упрощаем реальность, в известном смысле искажаем ее. Ведь в действительности каждый человек обладает множеством иных свойств, которые мы игнорировали в своем наблюдении. И делали это сознательно в силу того, что в данном случае прочие свойства наблюдаемого почему-то для нас несущественны. Существенность или несущественность прочих свойств была подсказана определенным углом зрения наблюдателя. Научное наблюдение событий, в отличие от обыденного, ненаучного, отличается здесь лишь тем, что для описания событий используются принятые в данной науке термины. В нашем примере мы используем понятие "пол" (мужской и женский). Согласитесь, что обозначить человека по его полу не то же самое, что назвать мужчиной или женщиной. В первом случае не должно быть сомнений в том, что регистрируется определенное, и только это, свойство. Во втором случае и в обыденном языке далеко не всегда очевидно, что имеется в виду, когда говорят "мужчина", "женщина". Это зависит от контекста высказывания. Например, может быть, акцентируется возраст (не ребенок), может быть, свойства мужественности и женственности, а то и вовсе обращение к человеку, замещающее иное возможное обращение: гражданин, господин, товарищ... Так или иначе, независимость события явления от наблюдателя нарушена самим процессом его регистрации.

Отдельные события социальной действительности, как правило, являются элементарными "частичками" массового процесса. Задача социолога — отделить индивидуальные различия, имеющие систематический характер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса. Для этого применяется аппарат вероятностной статистики, основа которой — закон больших чисел.

По определению В. С. Немчинова, закон больших чисел — "это общий принцип, в силу которого совокупное действие большого числа индивидуальных причин и условий, содержащих в себе элементы случайного характера, при некоторых весьма общих условиях приводит к результату, почти не зависящему от случая". Необходимые предпосылки действия этого закона — достаточное число наблюдений и независимость отдельных событий от некоторой общей причины (в смысле динамической зависимости).

Не останавливаясь на специальных  проблемах, связанных с понятием случайности в социальных явлениях, укажем, что вторая предпосылка действия закона соблюдается всюду, где мы имеем дело с поведением достаточно больших масс индивидов, если их действия не являются жестко регламентированными, что исключает всякие возможности  личной инициативы, т. е. индивидуального  уклонения от заданной программы  действий.

Наряду с понятием "социальный факт" употребляется выражение "статистический факт", который можно определить как типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.

Теперь мы знаем, что  
а) социальные факты — абстракции, коль скоро они — описания некоторых событий в общих понятиях, и  
б) что по преимуществу это социально-статистические обобщения.

Следовательно, включение фактического знания в систему науки предполагает определенную концептуальную схему ("систему  соотнесения"), в которой мы регистрируем наблюдения множества событий. Как же выбрать обоснованную "систему соотнесения" для описания элементарных "кусочков" действительности?

Во-первых, мы должны ясно осознавать, что регистрируем наблюдаемые события, свойства, явления не вообще, но в  связи с другими, тем самым  уже обрывая целостность взаимосвязей. Значит, должна быть обоснованная концепцией исследования, его программой гипотеза, предположение о значимых в данном исследовании и не значимых для него взаимосвязях. Почему, собственно, регистрируется пол в массовом опросе? Наверное, потому, что мужчины и женщины  неодинаково реагируют на одну и  ту же социальную реальность. Но какие  еще существенные для исследования свойства индивидов должны быть регистрируемы? Предшествующий исследовательский  опыт, зафиксированный в социологическом  знании, подсказывает ответ на этот вопрос.

Информация о работе Эмпирические, социальные и научные факты