Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:09, контрольная работа
Цель социологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.
Социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации – как статистического, так и социологического характера.
Во-вторых, каков социальный контекст регистрации некоторого события, явления или свойства? В разных условиях одинаковые явления имеют разные социальные значения, по-разному оцениваются и понимаются другими. Кроме того, не зная социального контекста, мы произвольно обобщаем, переносим событие в иные условия и тем самым можем неадекватно его воспринимать.
В какой последовательности задавались вопросы в процессе интервью, когда и где это имело место, на каком языке и в какой культурной среде и т. д. и т. п. — все эти ограничения помогают обоснованному установлению единичных и сгруппированных фактов.
Поэтому социология в фактуальном ее основании утверждает принцип описания событий в определенном социальном контексте или в конкретных социальных ситуациях, т. е. совокупности общих и особенных жизненных обстоятельств, в которых фиксируются наблюдаемые события. Например, при опросах общественного мнения исключительно важно указать, кто и когда был опрошен (состав опрашиваемых), в каких регионах, как задавались вопросы. Не зная этого, невозможно воспринять социальный смысл и значение результатов опроса.
Итак, выделение общих и
Какова практическая или теоретическая цель исследования (для чего изучается объект)? Каков предмет исследования (что именно в этом объекте нас интересует с точки зрения цели исследования)?
Каково состояние
Вместе с тем нельзя не принимать
во внимание, что одни и те же явления и
социальные процессы могут быть рассмотрены
в разных теоретических моделях. Скажем,
при изучении образа жизни людей мы можем
обратиться к разным частным теориям этого
предмета. Одна из них — концепция качества
жизни, суть которой в том, чтобы фиксировать,
насколько люди ощущают комфортность-дискомфортность
повседневных условий жизнедеятельности.
Отсюда — доминирующие понятия удовлетворенности-
Однако есть еще очень существенное
ограничение: выделение общих и
специфических фактов в конкретной
ситуации зависит не только от цели
и предмета исследования, от состояния
теории, но также и от мировоззрения
исследователя. Когда социолог пишет,
что такая-то группа людей социально
активна, а такая-то — пассивна, в
этом утверждении выражается определенная
гражданская позиция
Возникает вопрос: обладает ли социологическое знание фактуальной достоверностью?
Чтобы разобраться в этом вопросе, разделим его на две проблемы: одна — проблема обоснованности фактуального утверждения и вторая — проблема его истинности.
Что касается истинности социального знания, то это "вечный философский вопрос, и мы не можем сколько-нибудь основательно обсуждать его в этой книге.
Обоснованность фактуального утверждения зависит от состояния наших знаний и некоторых критериев, которые служат аргументами, свидетельствующими, что такие-то факту ал ьные утверждения правомерны.
Приведем общую схему
Первый уровень на этой схеме
— общая предпосылка
Второй уровень — состояние
и разработанность
Третий уровень — процедурный.
Это система знаний о методах
и технических приемах
Три названные предпосылки образуют
главные условия для
Конечный "продукт" этой деятельности — научные факты — вводится в социологическую теорию. В жестко целенаправленном исследовании они входят в ту систему знания, из которой были извлечены первоначальные гипотезы. Конечно, на базе хорошо обоснованных фактов возможно и иное их теоретическое истолкование. Но тогда потребуется дополнительное исследование, проверяющее надежность фактической базы, ибо крайне редко удается дать действительно полное и всестороннее описание фактов; какие-то существенные свойства и связи наблюдаемых явлений с иной точки зрения окажутся менее убедительными или вовсе не охваченными.
Понятно также, что введение новых
научных фактов так или иначе
видоизменяет теорию данного уровня,
а изменения в ряде специальных
социологических теорий ведут к
соответствующим
В этом процессе возведения здания социологической науки факты играют огромную роль, но они все же остаются "сырым строительным материалом".
Фактуальная основа нашего знания — именно "сырой" материал, мы его обрабатываем и формируем в соответствии с концептуальными схемами, упрощаем, отбрасываем "ненужное" в данной концептуальной модели, случайное, нетипичное.
Все, что здесь до сих пор говорилось,
относится к классическому
Насколько же вообще социальное знание достоверно? Оно достоверно в той мере, в какой обоснованны и достоверны наши предварительные теоретические и методические инструменты получения нового знания. Оно достоверно и в той ограниченной плоскости, в которой мы преследуем определенные познавательные цели, а также в рамках определенной социальной ситуации, социального контекста нашего знания.
Итак, социальные факты мы можем
рассматривать как социально-
В этом понимании будет справедливым следующий логический ряд:
1) описанию и обобщению подлежат
повторяющиеся, не единичные
2) обобщение повторяющихся событий производится,
как правило, статистическими средствами,
что не лишает статуса социальных фактов
единичные события особой научной и общественной
значимости;
3) описание и обобщение социальных явлений
осуществляется в научных понятиях, и
если это понятия социологического знания,
то соответствующие социальные факты
могут быть названы фактами "социологическими".
Понятие "социальный факт" может рассматриваться и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпретацию. Единичный факт или малая совокупность таких фактов должны быть истолкованы в многообразии их социальных значений, должны быть подвергнуты качественному анализу. Такой анализ предполагает, во-первых, определение многообразных значений наблюдаемого события в его многообразных связях. Во-вторых, интерпретация факта может быть предложена с позиций разных концептуальных подходов. В-третьих, следует установить (и это предполагает переход к изучению на большой статистике), насколько данное событие или события типичны, выражают массовую тенденцию или, напротив, нетипичны, но могут свидетельствовать о существенных особенностях возможных изменений в будущем.
ЧТО ТАКОЕ НАУЧНЫЙ ФАКТ?
Научные факты – это события, зафиксированные наукой. Они всегда являются результатом специальной обработки сведений о социальной реальности и представлены в виде особых идеализированных объектов (таких, как треугольник, квант, хромосома, рождаемость, лидерство или социальный статус). Диссертация – это научное произведение, поэтому исследование должно строиться на научных фактах. Понятие «научный факт» существенно шире и многограннее понятия «факт», используемого в обыденной жизни. Научный факт является элементом научного знания, отражающим объективные свойства вещей и процессов. Научный факт – это событие, явление, которое используется для изучения темы, подтверждения выводов.
На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.
Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. При использовании научного факта большое значение имеет его новизна. В силу значимости научного факта исследователь подвергает его критической оценке, выявляет его объективность, достоверность. Достоверность определяется на основании его первоисточников. Если достоверность научного факта не установлена, он, во-первых, не может быть назван научным, во-вторых, не может быть использован в научном труде.
Официальное издание, публикуемое
от имени государственных
К достоверным источникам научного
факта относят также монографии
и другие научные труды, в которых
должен быть представлен первоисточник
научного факта, обосновывается его
достоверность. Факт, приводимый в монографии
без ссылки на источник, не может
в последующем использоваться как
научный факт без выявления и
подтверждения его
В монографии, тем более в статье, ученый большое внимание уделяет обоснованию своей собственной позиции по каким-либо вопросам. В данном случае позиция автора представляет для исследователей познавательный и научный интерес, но не научный факт.
Здесь уместно охарактеризовать использование фактического материала в виде цитат.
Цитата – это выдержка из документа
или авторского произведения, приводимая
в диссертации дословно и вплетаемая
в ее канву. В диссертации основное
внимание уделяется научному анализу,
в том числе и привлекаемого
материала. Но в отдельных случаях
необходимо точно передать положение
документа или авторскую мысль.
Тогда из документа, монографии или
другого издания берется
Количество цитат в
Диссертант не должен злоупотреблять цитатами. Следует цитировать только то, что ему крайне необходимо, а в отдельных случаях – то, что ему выгодно. При использовании цитаты нужно установить, не искажается ли в ней смысл анализируемых источников. Иногда цитаты вырываются из контекста, в них не отражается смысл документа или научной статьи, они интерпретируются так, как это выгодно автору. Порой в тексте диссертации рассматривается не тот предмет, точка зрения на который излагается в цитате.
Все это надо иметь в виду, привлекая материал для диссертационного исследования.
Диссертанты часто прибегают к изложению текста первоисточника. Здесь также могут быть неточности, как случайные, так и преднамеренные.
В диссертации, как и любом другом научном труде, цитаты, особенно из документов, должны тщательно проверяться. Ошибки и искажения недопустимы.
заключение
Таким образом, имеются достаточные основания сделать вывод о том, что социология – это очень «жизненная» наука. Конечно, у неё есть сугубо теоретические проблемы собственного научного развития, которые представляют интерес, прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Как это ни парадоксально, научный факт есть определенный итог познавательного процесса, а не его начало. Разумеется, это предварительный, промежуточный итог на уровне эмпирического обобщения
Информация о работе Эмпирические, социальные и научные факты