Эпоха Томаса Мора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 12:32, реферат

Описание работы

В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы. Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Мора не утратили своего исторического значения. Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран. Жизнь и деятельность Т.Мора, ученого, поэта, юриста и государственного деятеля, привлекает внимание многих исследователей.

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

                                           

                                          

                                6. Заключение

 

    Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.

    Некоторые авторы, однако, склонны относить появление  утопически-социалистических идей  к более  ранним периодам истории, вплоть до глубокой древности, полагая, что любые проекты и даже просто смутные мечты о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где нет частной собственности, где все являются тружениками, следует считать утопически-социалистическими. Н.Е. Застенкер называет такие идеи, существовавшие в странах Древнего Востока, античных Греции и Риме и у других народов, «проблесками социалистической мысли», обнаруживаемыми им даже в древнегреческой легенде о «золотом веке» (общинно родовых отношениях, не знавших  неравенства, эксплуатации и собственности).

    Напротив, А.И. Володин  и А.Э. Штекли выдвинули точку  зрения, что возникновение утопического  социализма нужно датировать  более поздней, чем времена Т.Мора, эпохой. Первый из них связал появление нового направления общественно-политической мысли с условиями буржуазных революций 17-18вв., отнеся к самым ранним представителям утопического социализма Д. Уинстенли и Г. Бабефа. Из них он исключил Томаса Мора, Т. Кампанеллу и даже предреволюционных французских мыслителей 18в. – Ж. Мелье и Морелли, которых он характеризует как авторов «литературных утопий», составляющих только историю утопического социализма и являющихся, по его мнению, отличным от него «типом социального утопизма».

   А.Э. Штекли отодвинул  создание  утопического социализма  на еще более поздний период, считая, что первыми его сторонниками  можно назвать лишь К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, то есть  великих утопистов-социалистов начала 19в. По отношению к Т. Мору и Т. Кампанелле А.Э. Штекли предложил применять термин «утопически-коммунистические гуманисты».

   В обоих случаях  понятие о тех идейно-политических  течениях, к которым отнесен Т. Мор, страдает неопределенностью. Термины  «литературная утопия» и «социальный  утопизм» не раскрывают нам  их содержания. Что касается определения  «утопически-коммунистический гуманизм», то, будучи правильным для показа разных политических течений в среде широкого по своему содержанию движению гуманизма 16 и более поздних веков, оно никак не может использоваться для противопоставления его утопическому социализму, так как  гуманизм и социализм соотносимые, а не противоположные понятия. Попытка разграничить утопический социализм и утопический коммунизм была бы более правильна и, во всяком случае, вполне логична, но вопрос о таком разграничении после специальной научной дискуссии остался неразрешенным и, главным образом, в силу существующей традиции в ряде случаев рассматривать эти понятия в качестве синонимов.

   Научные споры  о времени возникновения утопического  социализма неразрывно связаны  с определением его главных  черт, внутренних этапов развития, выявлением общего и особенного в учениях каждого из представителей. Основным в решении этих вопросов должна быть характеристика самих идей, их анализ и сопоставление.

   Утопически-социалистическими  и утопически-коммунистическими  могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям.

   Древние течения  политической мысли, которые содержали идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли быть отнесены к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в его появлении не должна сбрасываться со счета.                                                                                                                                                                           В отличие от древних мыслителей у Мора  мы находим не только идею общественной собственности и всеобщей обязательности труда, но и принцип коллективного труда и коллективного производства, требования общественного распределения продуктов труда. Ему принадлежит первая постановка вопроса о ликвидации противоположностей между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Он выдвинул задачу дать иные, чем в современном ему мире, функции государственной власти, не отказываясь, подобно защитникам первобытнообщинного строя, от самого ее существования, но предлагая новые формы и принципы ее организации. Взгляды Мора на будущее общество, несмотря на все их недостатки и утопические черты, близки и понятны строившим реальный до недавнего времени социализм и коммунизм. Обрисованный в «Утопии» идеал пронизан мыслью, что люди созданы для нормального человеческого труда и что все это достигается только при условии ликвидации частной собственности.

   Т. Мор не раскрыл  в «Утопии» планов перехода  к описанному им будущему строю. Он отверг путь реформ сверху, но не высказался и в пользу  революционных преобразований. Его  отношение к народным движениям было сложным. Нельзя сказать, как это чаще всего пишут о Море, что он боялся революционных выступлений народа. Наоборот, он называл в «Утопии» мятежный дух угнетенных благородным духом и наделял утопийское государство функцией помощи другим народам в свержении у них тирании.

   Однако Т. Мор  видел и то, что массы во  время происходивших в ту эпоху  восстаний и широких народных  движений мало осознают свои  интересы, легко становятся игрушкой  ловких политиков, далеки от тех  стремлений, которые могут привести  к правильному преобразованию общественных и политических отношений. Таким образом, Мор не видел выхода из этой проблемы. В самой «Утопии» возникновение идеального государства объясняется мудрой деятельностью  его мифического основателя Утопа, но это не более как литературный прием. Т.Мор очень хорошо понимал всю сложность ликвидации частной собственности в обществе его времени. Он показывал в «Утопии», как существование частной собственности ведет к тому, что стремление к ней делается всеобщим. Только утопийцам удалось истребить у себя «корни честолюбия и раздоров».          Вопрос о том, как можно этого добиться в реальной действительности, Томас Мор оставляет открытым.  В нерешенности проблемы перехода к социализму особенно сказывается утопизм социалистических взглядов Мора, тесно связанный с непониманием закономерностей исторического развития. Небольшая книжечка Т.Мора уже при его жизни переиздавалась трижды и была переведена на французский, немецкий, итальянский и фламандский языки. С тех пор она выдержала огромное количество изданий и переводов. На ее идеи опирались последующие социалисты-утописты. Ее сильные и слабые стороны старались учесть многие передовые мыслители не только 17-18вв., но и последующих столетий.

    Подводя итог работе, нужно отметить, что в работе Мора обсуждается две основных темы. Первое – возможность построения рая на земле, его описание, второе – поиски причин дурного состояния Англии. "Утопия" это диалог двух противоположных точек зрения. Гитлодей рассказывает об идеальном государстве, которое придумал не он, и не Мор, а еще задолго до них Платон. Гитлодей добавляет туда немного протестантизма. В результате получается государство, с которым не может согласиться ни Мор, ни один здравомыслящий человек. Государство не свободное, тоталитарное, жестокое. Тем самым автор "Утопии" дает понять, что построение идеальной системы невозможно, да и не нужно. Нужно стремиться уменьшить количество зла там, где ты можешь это сделать. "Играй возможно лучше ту пьесу, которая у тебя под рукою". Этими соображениями пронизана вторая линия произведения – поиски причин "дурного состояния Англии". И в этом вопросе позиции Гитлодея и Мора близки. Основную причину они видят в пороках людей. (Алчность, гордость…) Однако выход они видят по-разному, Гитлодей выражает надежду на построение государства на земле, способного решить проблему несовершенства человеческой личности, Мор же старается своей жизнью защитить веру, которая единственная может привести людей к истине.

 


Информация о работе Эпоха Томаса Мора