Этапы и виды социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:39, реферат

Описание работы

Регулярно проводимые социологические исследования в социальной работе помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворительности быта, состоянием психологического климата.

Содержание работы

Введение
1. Социологическое исследование
2. Виды социологического исследования и их особенности
3. Выборочный метод в социологии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Виды социологического иследования 2.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства .

Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с  формой и характером проведения исследования. Например, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяются два вида социологического исследования – точечное (разовое) и повторное.

Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но непригодно для описания изменений этих явлений.

Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Повторные исследования делятся на:

1) трендовые исследования;

2) панельные исследования;

3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной  совокупности с интервалом во времени  с целью анализа изменений  на уровне определенной группы, совокупности. Различают когортные тренды и исторические тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Выборка на различных этапах исследования не обязательно должно состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых условиях.

Но ни исторические, ни когортные тренды не дают возможности  анализировать индивидуальные пути жизнедеятельности человека. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

При проведении панельного исследования обследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между обследованиями являются произвольными. Исследования проводятся по одинаковой методике. Соблюдение единообразия при проведении панельного исследования – важнейшее условие корректности его результатов. При проведении панельных исследований получают информацию именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности. Главным недостатком панельных исследований является сложность сохранения выборки от одного исследования до другого. Кроме того, существует такая возможность, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достоверными для нее. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).

Если же моменты повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью  определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа.

Преимущества лонгитюдных  исследований по сравнению с другими  видами повторных социологических  исследований заключаются в возможности  эффективно изучать процессы развития изучаемых объектов; выявлять специфические  варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать изменения в связях между изучаемыми признаками и выявлять детерминанты процессов развития.

Проведение лонгитюдного исследования требует больших затрат средств и времени, длительной методической и методологической подготовки. При проведении лонгитюдного исследования важнейшим является требование единообразия исследования и соблюдения относительного постоянства показателей на всех этапах исследования. Важной методической проблемой при проведении лонгитюдного исследования является сохранение, и недопущение сужения выборки с течением времени, и соответствие этой выборки генеральной совокупности /5/.

При проведении повторных исследований всех видов: когортных и исторических трендов, панельных и, особенно, лонгитюдных исследований целесообразно использовать новую форму организации социальной информации - социальный мониторинг.

В системе социального  мониторинга необходимо выделить две подсистемы: социологический и статистический мониторинг. Социологический мониторинг представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследований и анализа массовых представлений о них. Его главная задача – получение новой, нужной и систематизированной социологической информации, причем не единовременно, а систематически, через небольшие периоды времени.

При мониторинговой форме  исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные и ежеквартальные экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Статистический мониторинг – это система получения количественных характеристик, а именно: статистических показателей и коэффициентов  о различных сторонах жизни общества.

Главная цель статистического мониторинга – сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической статистики, необходимого для эффективного анализа явлений в политической, экономической, социальной и в других сферах.

Социологический и статистический мониторинги предоставляют различную информацию: социологический мониторинг учитывает субъективные мнения людей по различным вопросам, а статистический мониторинг дает описание различных явлений с помощью объективных количественных характеристик. Однако, несмотря на различие в характере социологических и статистических данных, принципы организации подсистем социологического и статистического мониторинга совпадают, и обе эти системы, объединяясь, образуют единую систему социального мониторинга.

Социальный мониторинг – это разветвленная система получения, обработки и хранения социологической и статистической информации по наиболее актуальным проблемам жизни общества.

Основными чертами социального  мониторинга являются:

– охват наиболее значительных социальных явлений в стране;

– наличие определенного  постоянного состава показателей  и индикаторов (социологических  и статистических);

– наличие временных  показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости  от потребностей пользователя, что  обеспечивает гибкость системы мониторинга;

– передача данных по каналам  связи на центр, их обработка и  хранение;

– проведение мониторинга  из единого организационного центра;

– организация доступа  потребителей к имеющейся информации.

Важнейшей задачей реализации функций системы социального мониторинга является организация комплексной обработки статистической и социологической информации.

При проведении социального  мониторинга необходимо соблюдение следующих принципов сбора данных:

– проведение социологических  опросов и статистического наблюдения на одних и тех же территориях или административных единицах;

– согласованность сроков сбора социологических и статистических данных;

– единообразие выходных форм для получения данных;

– отработка критериев  корреляции социологических и статистических данных;

– наличие, сохранение и  пополнение единого банка социальной информации.

Таким образом, методологические проблемы социологии относятся к  числу глубинных внутринаучных  ее характеристик, относительно менее  доступных для непосредственного воздействия политической конъюнктуры и идеологической манипуляции. Но знание методологических основ прикладной социологии, помогает нам получить ответы на те вопросы, которые волнуют нас, в том числе наших теоретиков, юристов и многочисленных практиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выборочный метод  в социологии

Когда объект социологического исследования насчитывает 500 и более  человек, в основном применяется  выборочный метод, теория которого заимствована из математической статистики. Процесс  выборки основан:

– на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;

– на правомерности выводов  в целом на основании изучения его части при условии, что  по своей структуре эта часть  является микромоделью целого. Различаются  выборки вероятностные и целенаправленные.

Репрезентативностью выборки  называют ее способность правильно  отражать состояние дел в той  совокупности социальных объектов, из которой она извлечена и для  изучения которой предназначена  – генеральной совокупности. Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: – дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования); – расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обеспечить приемлемую точность результатов.

Дизайн выборки определяется характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

Генеральной совокупностью  называется полное множество объектов, имеющих отношение к изучаемой  проблеме. Строгое определение генеральной  совокупности фактически формализует объект социологического исследования.

Генеральные совокупности делят на конечные и бесконечные, конкретные и гипотетические, однородные и неоднородные. Для больших генеральных  совокупностей удобнее применять  метод механической выборки. В общем виде принцип механической выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Достаточно удобный и точный – это метод серийной выборки. Его суть заключается в следующем. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокупность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии отдельно. При этом число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Наряду с вероятностной  выборкой в социологических исследованиях  используется также и целенаправленная выборка, к которой неприменимы  правила теории вероятности. Она  осуществляется с помощью следующих методов:

– стихийной выборки;

– метода основного массива;

– метода квот.

Таким образом, выборку  необходимо строить так, чтобы она  была репрезентативна для объекта  в момент опроса. Кроме того, выборка  должна быть достаточно универсальной, чтобы обеспечить получение репрезентативной информации об исследуемом объекте.

 

 

 

 

 

Заключение

Социальная работа во всех своих ипостасях – один из наиболее тщательно подготовленных, научно и методически оснащенных социальных феноменов. Процесс усиления научных, теоретических и практических основ социальной работы постоянно набирает силу. И очень важно, чтобы социологические исследования как средства научного обеспечения деятельности социальных учреждений и служб использовались грамотно и, как говорится, к месту, давали в руки их организаторам действительно нужную, достоверную и всестороннюю информацию для того, чтобы принимать продуманные решения на основании анализа полученных данных, устранять недочеты, искать правильные и нужные пути решения нуждающимся.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают основные виды социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Методологические проблемы социологии относятся к числу  глубинных внутринаучных ее характеристик, относительно менее доступных для  непосредственного воздействия политической конъюнктуры и идеологической манипуляции. Но знание методологических основ прикладной социологии, помогает нам получить ответы на те вопросы, которые волнуют нас, в том числе наших теоретиков, юристов и многочисленных практиков.

Высокая отдача от социологических  исследований наблюдается лишь там  и тогда, когда они проводятся не ради любопытства и созерцания полученных результатов, а в целях  познания проблем социальной работы и устранения этих проблем на практике.

Список литературы

1.Габдуллина К., Раисов Е. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: «Нур-пресс», 2005.

2.Бобосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. - Минск, 2004.

3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - Москва, 2003.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 1995.

Информация о работе Этапы и виды социологического исследования