Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:07, реферат
Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества, и Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ.
Социологические идеи франкфуртской школы
Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшем в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру. Главными особенностями этой школы были неомарксизм, т. е. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях. Идеи франкфуртской школы в последствии стали причиной геноцида в Камбодже и молодежной революции 1968 года. Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Харкхаймер, Лукач, Рихард Зорге, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители — это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.
Социология Питирима Сорокина
Питирим Александрович Сорокин(1889—
Социология Т. Парсонса
Толкотт Парсонс(1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия». Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Природа ценностей — внеопытна. Социальная динамика обуславливается моралью. Отношение структурных единиц, составляющих общество, основано на функциях обеспечивающих выживание общества: адаптация(проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация, интеграция(проблема сохранения внутреннего единства системы), поддержание образца(проблема мотивации человеческой деятельности, согласования мотивов с целями общества). Каждая функция обеспечивается соответствующими институтами, которые группируются системами общества. Парсонс выделял принципы упорядоченности общества: 1) утилитаризм, согласно которому человек стремится к своей выгоде, рационально действует и рассчитывает на награду; 2) позитивизм — совокупность причинных связей, которые определяют деятельность человека в определенной ситуации; 3) идеализм — человеческая деятельность рассматривается с точки зрения ценностно-нормативного регулирования. Парсонс выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Измерения социального действия: социальное, культурное, личностное. Поведение человека определяется типичными стандартными переменными. Это определенные пары норм, которые Парсонс назвал паттернами в рамках которых изменяется поведение. Например, ориентация на себя или группу. Социальная система выполняет такие функции: адаптации, достижение цели, интеграции, сохранения структурного образца. Основные положения функционального подхода Парсонса: 1) социальные системы ориентированы на стабильность; 2) социальные системы интегрированы; 3) социальные системы основываются на согласии; 4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности; 5) основой социальной жизни являются нормы и ценности; 6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности. Не каждое поведение является социальным действием. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Парсонс уделял внимание изучению социальной напряженности, религиозных ценностей, социальной модернизации. Его работы оказали большое влияние на современную социологию.
Роберт Мертон и его модель структурного функционализма
Роберт Мертон — американский социолог, ученик и соратник Талкотта Парсонса — является видным теоретиком в области структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер, устранил недостатки связанные с динамическими аспектами. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций»: дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушительное действие; нонфункция — функция, не имеющая большого значения для системы; явная и латентная(сткрытая) функция, т. е. в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие — нет(они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализирования отдельных уровней системы(институтов, групп) для этого были предложены разные уровни функционального анализа. Мертон подвергнул критике основные постулаты функционализма Парсонса, считая, что современное сложное общество не может быть описано в традиционных категориях Парсонса. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами.
Социальный бихевиоризм
Основателем социального
бихевиоризма является Ф. Б. Скиннер(1904)
— проф. Гарвардского университета.
Он разрабатывал социологическую теорию
на базе экспериментальной психологии
с использование методов
Концепция социального обмена
Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс(род. 1910) и Питер Блау(род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа»(1950), «Социальное поведение: его элементарные формы»(1961), «Природа социальной науки»(1967). В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т. е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Он подвергал критике структурно-функциональный анализ и марксизм: «Эти теории слишком абстрактны и эмпирически не обоснованы». Хоманс выдвинул задачу — вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа — элементарное социальное поведение, т. е. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями(знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек, по Хомансу, обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать. Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий(обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями(социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление(поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки оцениваются в экономических категориях. Питер Блау межличностный обмен объясняет в категориях социального конфликта, интеракционизма и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен — это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена: Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация — пусковой механизм социального взаимодействия. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.
Феноменологическая социология
Феномен — означает явление. Для феноменологов важна не сущность социального процесса, взаимодействия, а то, какое значение оно имеет для нас, т. е. как он является для нас. Феноменология — наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии и социологии. В своей книге «Феноменология социального мира» А. Щюц критикует позитивизм, структурный функционализм и формирует феноменологию, интересующуюся рефлексией(самопониманием). Рефлексия — объект изучения, цель — изучение жизненного мира. Жизненный мир — это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами. Эта, непосредственно данная социальная реальность, и является главным предметом социологии Щюца. В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира. Ядро феноменологической социологии — то, как человек воспринимает мир. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать свое мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, т. е. наше знание о мире направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный,(который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов. Обыденное знание, по Щюцу, — это одновременно рациональное и моральное. Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность — это общая сумма объектов и явлений социо-культурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной жизни. Социальный мир — это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ смысл. Мир является интерсубъективным, т. е. жизненный мир не может создаться одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.
Теории социального конфликта
Современная теория социального
конфликта возникла как реакция
некоторой части западных социологов
на широкое распространение в
мире социологии позитивизма, ее теоретической
основы — структурно-функционального
анализа. Односторонность
Игровые концепции в социологии
До 30-х годов понятие роли, ролевой игры связывалось лишь с театром. Научная теория ролей включает «ролевую игру» и формирует представление об игре как «игре бытия», источнике культуры. Новаторская суть игровой теории заключается в отноршении к игре как культурообразующему фактору. Данная концепция связана с именем нидерландского историка И. Хейзинги(1872—1945), который изложил ее первоначально в трактате «О границах игры и серьезного в культуре», а затем в оригинальном труде «Хомо люденс» т. е. «Человек-играющий». Игра, у Хейзинги, имеет более раннее происхождение, чем труд и культура в целом. В социальном действии игра обладает смыслом и не сводится только и психологии. Хейзинга максимально обобщил понятие игры, куда включил праздник, религиозные культы, мифы: «В религиозных культах и праздниках рождается культурная жизнь», «игра — культурообразующий фактор социальной жизни» — здесь полемика с экономической трактовкой человека, в которой, по мысли Хейзинги, учитываются примитивные мотивы деятельности и не учитываются духовная(экзистенциональная) проблематика. В различных видах деятельности(общение, наука, хозяйство) культура предстает как составная часть, и значимым проявлением культуры является ее функционирование как игра. Игра — это часть серьезной деятельности. Через игру человеческая деятельность приходит к своим истокам. Игровые действия противоположны серьезным, но с помощью игры создается драматическая форма социального действия. Социальная жизнь, у Хейзинги, предстает как набор драматических сюжетов, в которых разыгрываются в образах, символах, ролях различные социально значимые ситуации, благодаря которым человек осуществляет практическую деятельность. В играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Социальная игра не только формирует культуру, но и способствует адаптации человека к миру. Игра, по Хейзинге, обладает чертами непринужденности, возможности выбора, возможностью начинать сначала, правила устанавливать по договоренности. Игра упорядочивает действие, она имеет забавный характер. Таким образом, Хейзинги рассматривает игру как исток культуры и считает, что в дальнейшем развитии игра отступает на задний план, растворяясь в различных сферах общественной жизни.
Социология Дж. Морено
В своей психодраматической концепции Дж. Морено(1892—1974) рассматривал игру, как способ реализации внутренней сущности человека. Социальный мир — это игра бытия, в которой люди разыгрывают свои роли на различных уровнях социальной жизни. Социальная жизнь, по Морено, — это набор драматических ситуаций и драматических действий. Он отождествляет социальную жизнь со сценическим театральным действием. И там, и там он видит общее — интерактивную групповую динамику. Социальная организация общества возникает благодаря взаимодействию его членов. В результате этого взаимодействия образ общества как драмы, которая состоит из игровых действий участников, изображающих события, представляющих групповое действие. Внутренние психические события предшествуют внешним действиям, внешним проявлениям. Морено скептически относился к эмпирическим исследованиям, считая, что они фиксируют лишь внешние события(не подлинные, меняющиеся). Морено соединил понятие игры, как театрального действия, с символическим интеракционизмом и предложил метод социализации, терапии, воспитания как психодрамы(социодрамы), в котором организовывалось бы проживание в групповом взаимодействии, переживание человеком реальных событий. На основе психодрамы возникла новая отрасль социологического знания, которую Морено определил как социометрию: эмпирическая наука, количественно и качественно оценивающая межличностные отношения и переживания, связанные с ролями, которые играют люди в социоэмоциональной структуре своей группы(в своей социальной среде). На основании социометрии Морено предложил социономию — науку о социальных законах. Объектом ее изучения являются малые группы. Общество, по Морено, состоит из малых групп. Для усовершенствования общества надо усовершенствовать малые группы. Задача социономии — это создание ситуации, в которой каждый человек на работе и дома жил бы в окружении симпатичных и симпатизирующих ему людей. Социономия состоит из трех частей: 1. Социодинамика — наука о структуре и динамике социальных групп. 2. Социатрия — наука о социальном исцелении, оздоровлении людей с помощью социодрамы. 3. Социометрия — измеряет взаимоотношение в малой группе. Ее задача — измерять и изменять социальную энергию и социальную организацию. Морено считал, что источником социального конфликта является несоответствие микро и макро структур. Одним из существенных последствий создания социометрии стало широкое обращение к проблематике человеческого существования и формирование теории «человеческих отношений», которая заняла междисциплинарное, приграничное положение между социальной психологией, менеджментом и промышленной социологией.