Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:50, курсовая работа
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы и пенсионного страхования в России;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
- изучить нормативно-правовую базу ПФР;
- рассмотреть основные пути совершенствования пенсионного законодательства;
ВВЕДЕНИЕ
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» Конституция РФ, ст. 7, п. 2, а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» Конституция РФ, ст. 39.
Актуальность темы. Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.
Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России первоначально были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования Пенсионного фонда РФ.
Предметом является действующее законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие в процессе деятельности Пенсионного фонда РФ и перспективы его развития и совершенствования.
Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать
этапы становления пенсионной
системы и пенсионного
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
- изучить нормативно-правовую базу ПФР;
- рассмотреть
основные пути
5
- рассмотреть
характеристику назначения
В работе использовались, как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования деятельности Пенсионного фонда РФ.
Нормативную базу составили международные конвенции, Конституция РФ, Налоговый кодекс, Федеральные законы, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ
Теоретическая база: Агапова Т. А., Азарова Е.А., Кондратьева З.М., Алехин М. С., Бончик В. М., Въюницин В. И.
Эмпирическая база: Статистические данные по РБ.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников информации и трех приложений.
6
Глава 1. Этапы становления Пенсионного фонда РФ
1.1. Этапы
формирования системы
Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран - в начале 20 века, и не получило широкого распространения на все категории населения России. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было, по сути, отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое было введено в 1927г.
Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими формами социального обеспечения.
Эта пенсионная система входила составной частью в так называемую систему социального страхования, однако она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. В то же время данная система, несмотря на многочисленные экономические недостатки, содержала одно важное преимущество - обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь входил составной частью в государственный бюджет страны. Таким образом предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.
Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, постольку недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета постоянно возрастала, и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются
следующие виды пенсий: по возрасту, инвалидности, по случаю потери
8
кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Для этого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи - в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями.
Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результате этого финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.
9
1.2. Правовое
регулирование деятельности
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров - Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» [1.19] Пенсионный фонд Российской Федерации находился в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации и был ему подотчетен.
Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» [1.16] за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами были закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий.
Полномочия Президента Российской Федерации по передаче Пенсионному фонду Российской Федерации функций по назначению и выплате государственных пенсий были подтверждены высшей судебной инстанцией - Конституционным Судом Российской Федерации, который в постановлении от 25.06.2001 № 9-П определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
С 2001 года в Российской Федерации началось преобразование пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных актов, ставших основой для новой пенсионной системы.
Так, положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [1.9] определён новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по
10
обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, в пенсионной системе Российской Федерации появились страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступлении страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.
Одновременно положениями Федерального закона от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [1.3] были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН).
Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С 1 января 2002 года вступили в силу два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [1.14] и Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [1.6].
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [1.6] установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которой осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[1.14] урегулировал порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.
Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.