Этапы становления социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Термин «социология» ввел в 30-е годы Х1Х века Огюст Конт, который и считается отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинную научную (построенную на строгом изучении фактов) основу.

Содержание работы

Введение. 3 1.1 Термин «социология». 3
1.2 Рождение социологии в России. 4
Основная часть. 5
Ранние русские социологи. 5
2.2 Советская социология 20-30-х годов. 8
2.2.1 Положение русской социологии после
Октябрьской революции. 8
2.2.2 Предпосылки становления марксистской
социологии 10
2.2.3 Исследования социологов 20-30-х годов. 11
2.3 Возрождение советской социологии (50-60-е годы). 12
2.4 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы) 15
2.4.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели» 15
2.4.2 Исследования социологов 80-х годов. 16
Заключение. 18
3.1 Современная российская социология. 18 3.2 Вывод. 19
Список использованной литературы. 20

Файлы: 1 файл

Этапы становления социологии в России.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


Университет Российской Академии Образования

Новомосковский  филиал

Факультет истории  и философии

Кафедра Культурологии  и гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ  СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

Студентка Епифанова Ю.С

Группа К-10

Преподаватель                                                                             Петров Ю.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новомосковск 2012

Содержание.

 

    1. Введение.                                                                                     3            1.1 Термин «социология».                                                                 3    

1.2 Рождение социологии в России.                                                 4

    1. Основная часть.                                                                                  5
      1. Ранние русские социологи.                                                     5

2.2 Советская социология 20-30-х годов.                                      8

                   2.2.1 Положение русской социологии после

                              Октябрьской революции.                                                    8

2.2.2 Предпосылки становления марксистской

         социологии                                                                            10

2.2.3 Исследования социологов 20-30-х годов.                          11

                 2.3 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).              12

                2.4 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы) 15

   2.4.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»       15

   2.4.2 Исследования социологов 80-х годов.                              16

    1. Заключение.                                                   18

3.1 Современная российская  социология.                 18 3.2 Вывод.                         19

    1. Список использованной литературы.                                             20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

1.1 Термин «социология»  ввел в 30-е годы Х1Х века  Огюст Конт, который и считается  отцом-основателем новой научной  дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать  им подлинную научную (построенную на строгом изучении фактов) основу.

Поэтому социология ставила  перед собой  две основные задачи:

    1. изучение общества как целостной системы;
    2. изучение общества позитивным (научно-инструментарным) методом.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также от психологии, которая интересовалась индивидуумами, а не типическими групповыми проявлениями социального поведения и взаимодействия.

Но вскоре социологи  поняли, что могут: 1) либо изучать  общество как целостную систему  – и тогда они вынуждены  применять умозрительный подход (социально-философский); 2) либо изучать общество строго научным (инструментарным) средством и тогда они не охватывают всю целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы.

Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менее развиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возникла реальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либо предмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельно развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и фактов).

Таким образом социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами.

Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и от гуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи и отличаются друг от друга.

1.2 Развитие социологии  в России представляет собой  весьма увлекательный и вместе  с тем во многом драматичный  процесс. Во второй половине Х1Х века, по мере становления социологии на западе, новая социальная наука стала проникать в Россию. Российское научное общество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Эти представления ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксисткой теории, которая к концу Х1Х века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России.

 

 

 

2 Основная часть.

2.1 В русскую интеллектуальную  среду социологические идеи проникли  спустя два десятилетия после  опубликования во Франции знаменитого труда Огюста Конта «Курс позитивной философии». Уже в 1859 г. в «Современнике» были изданы статьи П.Л. Лаврова, имевшие позитивную направленность.

Петр Лаврович Лавров (1828-1900) известен, прежде всего, как политик-теоретик и политик-практик, и это справедливо. Его наиболее известное произведение «Исторические письма» проникнуто духом индивидуализма и изобилирует романтическими идеями о смене политического устройства общества и о роли личности в истории. Он выдвигает понятие «критически мыслящей личности», эдакой своеобразной предтечи ницшеанского Сверхчеловека, которая сперва совершает внутреннюю критическую работу, а затем организует массовое движение, формирует политическую партию, наконец, изменяет государственное устройство. У Лаврова трудно найти произведение собственно социологической направленности, то есть такие, которые бы исследовали социальные процессы. Его заслуга перед отечественной социологией состоит в том,  что он первым популяризировал позитивистские идеи Конта в России, он говорил и  писал о социологии как о возможном и научно правильном методе исследования.

Николай Константинович Михайловский  (1842-1904) наиболее яркая  личность в славной плеяде русских  социологов-позитивистов. Несмотря на то, что он не создал законченного учения и не написал труда, в котором представил бы систему взглядов в обобщенном виде, его заслуга перед отечественной социологической мыслью огромна. Михайловский, являясь редактором журнала «Современник», публиковал в нем многочисленные статьи. Систематизация взглядов Михайловского позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, его следует отнести к сторонникам позитивизма биологического и психологического направлений. В работе «Борьба за индивидуальность» и «Что такое прогресс» выражается биологическое направление. Михайловский ставит человеческую индивидуальность в последовательность, исходным элементом которой является биологическая клетка, а завершающим элементом – человеческое общество, таким образом, клетка и общество – явления одного порядка. О приверженности к психологизму свидетельствуют статьи «Герои и толпа», «Еще о герое», «Еще о толпе». В них, Михайловский приходит к весьма ценным в научном плане открытиям. Анализируя толпу, он находит в ее экспрессивном и хаотическом поведении строгую закономерность. Он делит толпу на массу и героя, дает характеристику каждому из компонентов, говорит о роли героя, который передает свой психологический импульс, а толпа заражается им. В споре со Спенсером, он приходит к совершенно иным выводам. Спенсер доказывает, что уровень развития общества пропорционален уровню социальной и профессиональной дифференциации, то есть термины общественного прогресса зависят от того, насколько многообразна социальная структура. Михайловский считает, что многообразие социальное и профессиональное действительно способствует темпам прогресса, однако, отрицательно сказывается на личности, а так как личность является ценностью абсолютной, то в споре личности и общественного развития приоритет должен оставаться за личностью.

Лев Ильич Мечников (1832-1888), родной брат  Ивана Ильича Мечникова, известного русского врача и физиолога. Написал труд «Цивилизация и великие исторические реки», изданный впервые в 1889 г. Автор поставил перед собой ряд глобальных вопросов: в чем причина солидарности человеческих сообществ, какой принцип лежит в основе развития цивилизации. По мнению Мечникова в основании важнейших социальных процессов лежит географический фактор. Человеческая цивилизация прошла три этапа: речной, морской, океанский. Первый этап характеризуется рождением цивилизаций Древнего мира, все они родились по берегам великих рек. При низком уровне развитии орудий труда поведение их работ связано с неординарностью привлечения огромного числа людей. Именно этот фактор создал условия для рождения государств с жесточайшей формой правления – сантратией. Второй этап связан с освоением бассейнов Средиземного и других морей. Наличие островов с реальной социальной и политической организации создал, по мнению автора  условия для рождения Античной цивилизации с вариантностью ее политического устройства, философии, экономики. Наконец, освоение Мирового океана, Великие географические открытия сделали человечество единым. Таким образом, макросоциальные процессы объясняются с помощью привлечения географической науки.

Субъективный метод в социологии – явление, свойственное только отечественной  социологии. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кореев отстаивают возможность  и необходимость субъективизма  в социологии. По их мнению, субъективный взгляд исследователя надо отполировать от объективизма, результатов исследования. Субъективизм необходим в тех исследованиях, где социальное действие индивида, поставив себя на его место, только тогда можно сделать вывод о поведении другого человека.

На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитие было связано с именами замечательных мыслителей П.А. Кропоткина, Н.К. Ковалевского, Е.И. Де Роберти, Л. Петражидского и др.

Активное развитие неокантианства получает в начале ХХ века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражидский. Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемы культурных ценностей, а не на развитие и смешение цивилизаций.

Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое методологическое направление – неопозитивизм. Его  приверженцами были А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению.

На революционной волне в 1918 г. был учрежден Социобиблиографический институт, в 1919 г. были созданы первые кафедры социологии в Ярославском и Петроградском университетах, а в последнем в 1920 г. – отделение социологии на факультете общественных наук.

2.2 Советская социология 20-30 гг.

2.2.1 Положение социологии в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось сравнительно кратковременным подъемом вначале и середине 20-х годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетнем периодом запретов и гонений на эту науку и ее представителей. Социологическая теория, по природе своей признающая плюрализм теоретических интерпретаций и подходов, была полностью подчинена господству институализированного марксизма и его идеологии.

 В истории российской социологической  науки период 20-30 гг. был периодом «вычитания и потерь». Для него характерны такие парадоксы, как новаторство, блестящее начинание и бесплодное экспериментаторство; много энтузиазма и идеологизация теоретических поисков; поиск новой культуры и большевидский принцип «справедливости». Доведенные до логически завершенного абсурда, они разрешились официальным запретом социологии, который в советской социологии оставил  «белое пятно».

Развитие социологии в России в  начале ХХ века было на подъеме и  к Февральской и Октябрьской  революциям 1917 г. сложился достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Он был представлен:

а) немарксистской традицией  академической социологии с приоритетом  теоретических исследований – Н.И. Караев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и  др.;

б) марксистской традицией с приоритетом радикализации социологии в политической борьбе – А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А Энгель и др.

К этому времени была наработана практика социологических исследований, имелся значительный теоретический  и практический задел в развитии социальной статистики. Более скромными были результаты в области институциализации и образовании, свидетельствующие о несколько худшем положении русской социологии, чем социологии в странах Запада. Однако надо отметить появление учебной литературы: первые официальные учебники по социологии для вузов Т. Фадеева в 1917 г. и для средней школы Е. Энгеля в 1918г.

Информация о работе Этапы становления социологии в России