Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 22:02, курсовая работа
Цель данной работы. Изучение этического кодекса в организации.
Задачи работы:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этического кодекса организации;
- изучить этический кодекс организации в Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА);
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3-4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность этического кодекса организации…………………………5-9
1.2 Подходы к созданию этических корпоративных кодексов………...9-13
1.3 Этика деятельности организации и руководителя…………………13-19
1.4 Основные принципы этики деловых отношений в организации…19-21
2 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ
ЛИЗИНГОВОЙ АСОЦИАЦИИ (ОЛА)
2.1 Краткая характеристика объекта исследования………………………22
2.2 Цели и принципы этики членов ОЛА………………………………22-23
2.3 Основные положения этического кодекса членов ОЛА в отношении
между ассоциацией и заинтересованными лицами……………………23-25
2.4 Санкции к нарушителям этического кодекса……………………...25-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………..27-28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……...…………………………......................................29
Этические нормы– это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
Правила этики принимаются на общем собрании коллектива. По содержанию правила могут различаться в различных организациях.
Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации ее руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.
С целью повышения уровня этичности руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводят следующие мероприятия: разрабатываются этические кодексы и карты этики – набор этических правил и рекомендаций; создаются комитеты по этике; проводятся социальные ревизии; осуществляется обучение этичному поведению руководителей и сотрудников; организуются этические экспертиза и консультирование.
Этические нормы выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее цели, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточно сложна. Среди важнейших регуляторов, действующих в организации, необходимо выделить: распоряжение работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждение работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и др. [ 7 ]
Руководитель предоставляет
Авторитет руководителя– это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель, строятся его отношения с подчиненными, определяющие его авторитет.
Руководителю желательно придерживаться следующих правил:
- необходимо проявлять интерес к людям, быть внимательным к ним;
- нужно уметь давать указания подчиненным;
- нужно стараться запомнить имена подчиненных;
- в служебных отношениях важно
развивать и поддерживать
- нельзя высмеивать, осуждать людей, следует уметь ставить себя на место осуждаемых;
- нужно уметь приветствовать людей;
- нужно уметь слушать людей.
Коллектив– это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей и отдельных личностей.
Производственный коллектив
Процесс формирования и развития коллектива осуществляется в несколько этапов. Чтобы управлять коллективом, руководитель должен знать, на каком этапе развития находится коллектив. [ 9 ]
Первый этап – процесс формирования коллектива, когда люди присматриваются к друг другу и к руководителю. Руководитель знакомит коллектив с задачами, распределяет обязанности, определяет режим работы, организует выполнение заданий, контролирует исполнение своих распоряжений. На этом этапе развития коллектива необходимы твердые требования, в том числе этические, предъявляемые его членам предъявляются только со стороны руководства (руководителя).
На втором этапе внутри коллектива формируются микрогруппы на основе личных особенностей и интересов, которые могут по-разному относиться к задачам коллектива и руководителю. Выявляются наиболее сознательные, энергичные, инициативные люди, из которых создается актив, призванный помогать руководителю. На этом же этапе выявляются добросовестные, но пассивные работники, а также негативно настроенные. Характерной особенностью данного этапа является то, что руководитель начинает управлять коллективом через актив, т.е. через наиболее авторитетную группу.
Третий этап характеризуется тем, что все члены коллектива принимают установившиеся требования, в том числе и этические. Это высшая стадия развития коллектива. Если на первом этапе руководитель в основном использует автократический стиль, то на третьем он принимает в максимальной степени демократический стиль. Теперь он может незаметно регулировать этическую и социальную жизнь коллектива и организацию трудовых процессов.
Развитие коллектива не заканчивается третьим этапом. Этот процесс должен постоянно продолжаться и выражаться в развитии творческих сил коллектива, самоуправлении, улучшении морально-психологического климата, деятельности общественных организаций, социальной сферы, этических норм поведения. Руководитель должен знать почти все о своем коллективе. Это способствует созданию устойчивых групп, выявлению лидеров, подбору руководителей, созданию здорового морально-психологического климата.
Морально-психологический климат коллектива– это устойчивое состояние его внутренних связей, которое проявляется в эмоционально-этическом настрое коллектива, результатах его деятельности, формировании общественного мнения.
Морально-психологический
Под межличностными отношениями понимаются различные виды взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их деятельности. Данные отношения включают межличностное восприятие, совместимость, конфликты и др.
Для регулирования создавшихся сложных межличностных отношений используются следующие методы:
Процесс регулирования межличностных отношений предполагает решение ряда задач:
- обеспечение передового стиля управленческой деятельности руководителей всех уровней;
- внедрение системы стимулирования;
- своевременное предупреждение и разрешение конфликтов в коллективе.
Межличностная совместимость проявляется в сфере общения и основывается на общности целей, отношения к деятельности, межличностных предпочтений, симпатий людей.
Нормы этического поведения руководителя– это правила, базирующиеся на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.
В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель обязан являться примером для подчиненных. Он должен обладать качествами, которые можно охарактеризовать следующим образом: организатор трудового процесса; специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения; человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.
Этика деловых отношений
- знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов;
- владение навыками
- умение правильно вести
- владение навыками проведения
критического разбора
- умение сочетать деловую
- способность контролировать
Подавляющее большинство сотрудников любой организации в той или иной степени считают своего руководителя "трудным" во всех проявлениях его специфической должностной роли. [ 11 ]
Оценка руководителя со стороны подчиненных не всегда корректна и объективна. Отдельные результаты труда, проявления профессионального поведения, характера личных качеств, которые остались бы вне поля зрения применительно к обычному сотруднику, для руководителя выступают на первый план, и часто их негативное проявление ему не прощается.
Под качествами, определяющими "трудного"
руководителя, следует понимать проявление
непрофессионализма и некомпетентности
в решении большинства вопросов
Обычно выделяют такие свойства конфликта, как: противоречие между интересами, целостностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; негативные эмоции и чувства по отношению к друг другу.
Структуры конфликта образуют стороны и участки конфликта: предмет конфликта (из-за чего возник), стадии (предконфликтную, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта). [ 11 ]
Способы разрешения конфликтных ситуаций могут быть различными:
Необходимо учитывать факторы, препятствующие возникновению конфликтов: правильный подбор и расстановку кадров; авторитет руководителя, признание его заслуг; положительные традиции в коллективе.
Администрации при разрешении конфликта
следует руководствоваться
К некоторым методам преодоления конфликтов относятся: формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах; обращение к третейскому суду; организация сотрудничества конфликтующих сторон; административные санкции. [12 ]
1.4 Основные принципы этики деловых отношений в организации
Принципы этики деловых
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
· Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
· Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
· Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.