Этикет как необходимое условие делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить деловой этикет и его необходимость в деловом общении.
Объектом исследования является этикет делового общения, а предметом в свою очередь выступает сам этикет.
Цель работы будет достигнута через раскрытие следующих задач:
1) раскрыть понятие этикета, его историю;
2) отразить основные виды этикета и предоставить их характеристику;
3) выявить правила этикета;
4) определить важность этикета в современном обществе;
5) провести анализ проведения деловых встреч, переговоров, в частности совещаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологический анализ этикета в современном обществе 5
1.1 Понятие и история развития этикета 5
1.1.1 Понятие этикета 5
1.1.2 Мировая история этикета 7
1.2 Виды этикета и их особенности 10
1.3 Правила этикета 15
1.4 Роль этикета в современном обществе, важность его соблюдения 21
2 Анализ проведения совещаний 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Теоретико-методологический  анализ этикета в современном  обществе 5

1.1 Понятие и история развития этикета 5

1.1.1 Понятие  этикета 5

1.1.2 Мировая  история этикета 7

1.2 Виды этикета и их особенности 10

1.3 Правила  этикета 15

1.4 Роль этикета  в современном обществе, важность  его соблюдения 21

2 Анализ проведения  совещаний 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Список использованной литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный человек то и  дело оказывается в ситуациях, которые  требуют от него специфических навыков  поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и  личные отношения; посещает дипломатические  приемы; он ведет образ жизни, который  побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими культурами. Все это предъявляет новые  требования к его поведению и  внешнему виду, к его языку и  культурному кругозору. Нарушение правил поведения приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта. Таким образом, умение вести себя должным образом, т.е. соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство в бизнесе. Иными словами, соблюдение делового этикета - один из элементов профессиональной стратегии.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с дипломатическими приемами.

Этикет определяет самые  разнообразные правила поведения, которые в большинстве своем являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что не выдержало проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.

Актуальность выбранной  темы не вызывает сомнения, в связи  с тем, что человек всегда попадает в ситуации, где ему необходимо соблюдать и знать правила  этикета, принятые в определенном обществе.

Цель данной работы - изучить  деловой этикет и его необходимость  в деловом общении.

Объектом исследования является этикет делового общения, а предметом в свою очередь выступает сам этикет.

Цель работы будет достигнута через раскрытие следующих задач:

1) раскрыть понятие этикета,  его историю;

2) отразить основные виды  этикета и предоставить их характеристику;

3) выявить правила этикета;

4) определить важность  этикета в современном обществе;

5) провести анализ проведения деловых встреч, переговоров, в частности совещаний.

 

1 Теоретико-методологический  анализ этикета в современном  обществе

    1. Понятие и история развития этикета

1.1.1 Понятие этикета

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного  по времени процесса становления  взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.

Слово этикет – французского происхождения. Etiquette в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавливались политические и культурные связи России с другими государствами.

Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать  принятым в поведении людей, а  что – не принятым. В связи  с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, определяемая особыми условиями их исторического развития. Например, если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь значит символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения.

Этикет есть форма общественного контроля за поведением каждого человека, и нарушение этикета вызывает те или иные санкции.

Они могут быть различными: начиная от осуждающего изумления  и кончая штрафом за нарушение  общественного порядка.

Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости  и вежливости, принятые в том или  ином обществе. Особенностью того, что  называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Основы этикета достаточно просты.

Культура речи предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость.

Большое значение для общения  людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство – это человеческая улыбка. В нем высоко ценятся внимательность, умение выслушать выступающего и оказать услугу нуждающемуся в ней.

Англию и Францию называют обычно «классическими странами этикета».

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

1.1.2 Мировая история этикета

Европа.  Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.

С наступлением Средних веков  многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти  повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса1. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.

С наступлением Эпохи Просвещения  этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться  большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие  манеры уже не были отличительным  признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета  со временем становились все более  сложными и запутанными, то в средних  слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям  и целесообразности. Именно эта тенденция  и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

Россия. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.

В этой связи нельзя не вспомнить  имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В  его «Беседах на Евангелие...» можно  найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в  наше время. В трудах Иоанна Златоуста  и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав  Мудрый, и Владимир Мономах –  умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует  упомянуть и о том, что в  те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них  были и женщины, наравне с мужчинами  участвовавшие в общественной и  культурной жизни.

К сожалению, последовавшие  за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности  привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI – XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно  отнести, например, «Домострой»2, в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России.

Приблизить нравы и  обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным  нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому  совершенно ненужных. Последствия этого  культурного регресса отчасти ощутимы  и сегодня. Именно поэтому можно  сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в  очередной раз обновляются и  претерпевают изменения. Однако это  не касается основ культурного поведения  в обществе, ведь вежливость не может  устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило  нравственности», так же, как и  много столетий назад гласит: «Поступай  с людьми так, как хочешь, чтобы  поступали с тобой».

    1. Виды этикета и их особенности

Очевидно, что существует огромное множество жизненных ситуаций, каждая из которых представляет собой  определенный набор условий, при  которых люди взаимодействуют друг с другом и между ними происходит общение. Естественно, каждая из этих ситуаций предполагает определенный тип поведения тех, кто в ней участвует. Поэтому правила этикета, постепенно формировавшиеся в течение долгого времени, не могут быть едиными, пригодными для любых случаев и действующими всегда и везде. По мере развития этикет постоянно изменялся, и в настоящее время обычно выделяют такие его виды, как повседневный, деловой, воинский, дипломатический и придворный или дворцовый. Разница между ними состоит не только и не столько в том, какие правила включает в себя тот или иной раздел этикета. Они во многом совпадают, поскольку основаны в первую очередь на вежливом и уважительном отношении людей друг к другу. Однако несоблюдение норм поведения в определенных ситуациях, например при общении на официальном, дипломатическом уровне, может повлечь за собой весьма тяжелые последствия вплоть до конфликта между двумя странами. Но это отнюдь не значит, что в быту соблюдать устоявшиеся правила поведения менее важно.

Информация о работе Этикет как необходимое условие делового общения