Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа
Основная цель настоящей работы состоит в исследовании особенностей этнокультурной самоидентификации личности в этнической культуре своего народа.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие этнокультуры, выявить ее основные компоненты, функции, механизмы;
- выяснить роль этнокультуры в развитии личности;
- гетерогенность/гомогенность этнического окружения.
Постепенно, в процессе развития этнической идентичности члены этнических меньшинств все больше приобщаются к ориентации внутри группы. Для большинства же индивидов характерна моноэтническая идентичность, которая совпадает с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности, она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально - исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается чувствами гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма.9
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведет к полной ассимиляции, то есть, принятию традиций, ценностей, норм, языка чужой группы вплоть до принятия индивида группой - полного растворения в ней.
При формировании социальной идентичности индивид может опираться на гражданскую идентичность или причислять себя к широким наднациональным общностям - европейцам, азиатам, гражданам мира, то есть, декларировать космополитическую идентичность. Однако вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей - этнической идентичности - грозит, с одной стороны, потерей целостности Я - образа, а с другой - потерей связей с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, что может проявляться, в ощущении «я - никто», невидимости, безымянности, безликости.
Этническая самоидентификация - это высокий и широкий уровень личностной самоидентификации, то есть, такого психологического процесса, с помощью которого определенный субъект приобретает и присваивает определенные качества, атрибуты другого субъекта / объекта и преобразует себя, полностью или частично за их образцом, при этом он (субъект) начинает воспринимать себя уникальным, когерентным (связанным), единственным во времени и пространстве.10 Это и есть основная характеристика, которая отличает человека от других биологических видов.
Сама тема этнической идентичности появилась еще в эпоху модерна, но проблемы ее рассмотрения обозначились лишь в начале эпохи постмодерна, что связано с процессом глобализации и проблемами Запада-Востока. Природа происхождения самоидентичности человека имеет два социально-психологические аспекта:11
- унифицированно
- дифференциально ориентированный. С другой стороны, в соответствии с социально-психологической теорией различий люди определяют свою принадлежность, цивилизационную идентичность с помощью того, чем они не являются, в категориях «Мы - они». Как пример - два европейца - один немец и один француз, взаимодействуя друг с другом, будут идентифицировать себя как немца и француза. Эти же два европейца, взаимодействуя с двумя арабами, один из которых является жителем Египта, а другой - Сирии, будут идентифицировать себя как европейцев и арабов.
Следует отметить, что этнокультурная идентичность определяется рядом общих объективных элементов, такими как: язык, этнос-нация, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной, персональной самоидентификацией личности.
Существует несколько
уровней самоидентичности:12
1. Идеологический. Это уровень восприятия (принятия) определенных нормативных, партикулярных, светских убеждений и идей на рациональной основе.
2. Институциональный. Основывается на формальной рациональной основе и включает политическую самоидентичность человека, его осознание себя гражданином (определенного государства, политического института), отношение к существующей политической системе в целом.
3. Социальный. Это уровень общественной самоидентичности, основанный на восприятии себя частью определенной социальной группы или группой, спонтанно созданной социальной структурой. Он значительно глубже предыдущих ступеней самоидентичности в том, что формируется в процессе вторичной социализации личности и является частью повседневной жизни.
4. Культурно-цивилизационный. Это четвертый, самый глубокий и существенный для человеческой личности уровень идентификации, ибо включает в себя религию, моральные ценности, этническую и национальное сознание, структуру семьи, «гражданственность», отношение к миру и партикулярные исторические традиции, а значит, определяет и формирует религиозную, моральную, национальную идентичность, лежащие в основе самого нашего «Я», составляют фундамент для нашей личности.
В результате развития глобальных процессов современный человек находится на перекрестке различных мировоозрений, эпох и цивилизаций. И в соответствии с этим все большую актуальность приобретает проблема соотношения общезначимых, универсальных ценностей и принятых культурно-традиционных устоев самоидентичности.
Процесс возрождения национального самосознания в условиях государства обусловливает исследования чрезвычайно важного и вместе с тем сложного явления национальной культуры. Это вызвано историческими и социальными изменениями в нашей жизни, отвержение привычных, унифицированных и идеологизированных стереотипов и подходов к проблеме исследования национальной культуры.
Термин «национальная культура» долгое время игнорировался и заменялся понятием «традиционно-бытовая культура.13
Специалисты вернулись к первоисточникам
национальной жизни с целью изменить
искусственно созданные представления
и предубеждения по изучению такого сложного
фактора национальной культуры как этнокультура. Этнокультура
сегодня в системе национальной культуры,
безусловно, занимает выдающееся место,
ибо процесс национального возрождения
и идентификации своей родословной обусловливает
обращение людей до истоков своей культуры,
осознание существования «архетипов и
кодов» ее факторов.14
Этнокультура в нашем понимании - это все
то, что присуще этносу как биологическому
и социальному образованию, представляющие
совокупность только тех признаков, которые
выполняют функцию в рамках оппозиции
«Мы-вы».
Система этнокультуры - сложное иерархическое образование с существованием численного количества этнических стереотипов - эмоциональная окраска образов, символов, оценок, устоявшихся норм поведения, то есть образцов, произведенных многовековым опытом народа, и являющиеся сущностью механизма традиций, своеобразным кодом или «хронотипом» этнической культуры, который выполняет функцию индикатора в национальной культуре.15
Национальная культура является
национальным макромиром, где этнокультура
выполняет роль идентификатора, механизма
сохранения этнических признаков, несмотря
на современные социально-
Именно на почве этнокультуры национальная
культура усваивает наиболее необходимые
и нужные в повседневной жизни традиции
и стереотипы, потому что национальная
культура - это этносоциальное явление,
а этнокультура - этническое.
Каждый народ идентифицирует
себя в процессе сопоставления с
другими этническими
Все это подчеркивает важность смысла существования этнокультуры даже в современной урбанизированной жизни, потому что именно сохранение этнокультуры сегодня является одним из действенных средств отражения национального сознания людей, этнической компетентности, а также способности существования носителей этнокультурных качеств в современности.
Национальная культура в
своей системе воспроизводит, безусловно,
более сложные явления
Современные социологи и
политологи, исследуя поведение человека,
до сих пор оперируют
Внушает опасение то, что результатом доведения этой игровой личности массового общества и массовой культуры в XXI столетии до полной фантомности может стать утрата всех онтологических оснований человека. Именно в этом игровом поле и реализуется парадигма постмодернизма: тотальная ирония, деконструкция ценностной иерархии, особенно религиозной, игровой маскарад, возможность фантомных личностей в кино и в компьютерных сетях.
Трансформирующееся общество
неизбежно характеризуется
В то же время есть процессы,
которые особенно подвержены глубоким
изменениям. Это утверждение в
наибольшей степени находит свое
воплощение в тех областях, в которых
основой является ценностная система.
Именно таким социологическим
Чтобы проанализировать экономические, социальные и политические трансформации, происходящие в стране, следует вначале дать анализ изменений самого человека, который является субъектом и объектом преобразований. Формирование нового сознания - процесс социокультурной идентификации личности в реформируемом обществе, это процесс, происходящий, прежде всего под влиянием самого образа жизни конкретной личности.
В настоящее время, когда вместо СССР существует Россия, далеко не все население Российской Федерации называют своей Родиной Россию (примерно от 50 до 70 %%).16 Остальные же определяют в качестве Родины бывший Советский Союз, преимущественно люди старшего возраста, либо регион - «малую родину» - главным образом, молодежь.
У всех россиян есть одно непременное качество - российская идентичность. Задав кому-либо вопрос, является ли он русским, можно определить наличие или отсутствие у него российской идентичности. Российская национальная идентичность не определяется сочетанием ряда особенностей или главных черт характера. Напротив, это вопрос принадлежности или не принадлежности. Для многих факт принадлежности формируется у человека еще в детстве, когда ребенок узнает от родителей или других взрослых, что он - русский.
В переломной ситуации очень важна проблема идентификации человека в различных социокультурных, групповых, исторических рамках. В таких условиях она становится одной из самых напряженных.
Когда в стране и во всем мире царит нестабильность, люди начинают искать такую социальную общность, которая обеспечила бы им защиту от возможных трудностей и проблем и позволила бы восстановить базовые ценностные основания. В России, переживающей эпоху острой социальной нестабильности, происходит обращение к микросоциальным основам функционирования общественной системы, и такими группами становятся межпоколенческие общности - семья и этнос, которые выступают в период кризиса как «аварийные группы поддержки».17
За последнее время
изменились практически все референты
моральной ответственности
Такие авторы как Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. отмечают возрастание этно-национального аспекта в становлении культурной компетентности граждан, усиление роли личностного в этнической идентификации, например, «я - русский, потому, что я себя таковым ощущаю».19 Косвенным индикатором этнической идентификации личности в современном российском обществе являются этноконсолидирующие признаки идентичности (элементы национального бытия). У русских, проживающих в республиках РФ, главной объединяющей с Россией категорией выступает не гражданская, а именно этническая принадлежность. Следует также отметить, что одновременно с повышением значимости этнической принадлежности возрастает и уровень положительной самооценки нации. Это подтверждает тот факт, что для русского человека его этническая идентификация не теряет силу не зависимо от условий того общества, в котором он проживает.20
Информация о работе Этнокультурная самоидентификация личности