Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:51, реферат
Цели работы:
1. Описание теоретических и методологических основ этнометодологии;
2.Рассмотрение творчества Гарольда Гарфинкеля.
Задачи данной работы:
1.Рассмотреть идейные истоки этнометодологии: экзистенциализм, феноменологическая социология, культурная и социальная антропология;
2.Проанализировать творчество Гарольда Гарфинкеля как основателя этнометодологии, описать некоторые из проведенных им исследований;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ…………………………………………………..………Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Экзистенциализм……………………………………………………………..2
1.2. Феноменологическая социология………………………………………...…2
1.3. Культурная и социальная антропология…………………………………..2
Глава II. ГАРОЛЬД ГАРФИНКЕЛЬ И ЕГО ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ……….Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Гарольд Гарфинкель как основатель этнометодологии………………….Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Место этнометодологии в системе социологического знания……...……2
Заключение……………………………………………………………………….2
Список литературы…………………………
В центре интересов Гарфинкеля было то, как, каким образом, благодаря каким методам и каким действиям осуществляется деятельность группы, непосредственно производящей социальный порядок. Этнометодология, следовательно, имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности.
2.2. Место этнометодологии в системе социологического знания
Гарфинкель считал, что классическая социология имеет существенные ограничения возможностей исследования социальной реальности. По его мнению, её теоретически-методологический инструментарий не позволяет исследовать стихийные социальные взаимодействия, которые характерны для повседневности. Их нельзя изучать и интерпретировать в духе веберовской формальной рациональности или через призму дюргеймовских социальных фактов, воздействующих на индивида принудительно. Ибо, с точки зрения Гарфинкеля, социальные действия взаимодействующих индивидов на локальном уровне будут, в конечном счете, детерминированы не уровнем рационализации общественной жизни в целом, и даже не ценностями и коллективными представлениями, а тем, как индивиды сами оценивают сложившиеся обстоятельства, исходя из того, что они ориентируются на фоновые ожидания и при этом обладают собственной практической рациональностью.
Некоторые из последователей Гарфинкеля высказываются о том, что классическая социология стала наукой, которая отчуждена от общественных реалий. Они упрекают социологов-традиционалистов в огрублении и искажении социального мира, заявляя, что необходимо изучать не ценности и нормы, обуславливающие характер социальных действий индивидов, а то, какими методами используются ценности и нормы самими индивидами.
Что касается критиков этнометодологов, то они отмечают, что ее представители изображают членов общества, как будто у них нет социально - детерминированных мотивов. У этнометодологов, как считают они, отсутствуют ссылки на то, почему люди ведут себя так или что заставило их действовать таким образом.
И все же в
последнее время представители
разных социологических парадигм все
чаще находят общие точки
Эти и другие соображения Гарфинкеля приводят его к выводу о том, что предмет и методы этнометодологии, по существу, делают её «альтернативной социологией».
Заключение
Этнометодология по замыслу Гарфинкеля должна противостоять «этнонауке» как совокупность научных приемов и методов познания общества. При этом Гарфинкель исходит из основного постулата: социальная жизнь необходимо заключает в себе момент рациональности.
В рассуждениях Гарфинкеля центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность». По Гарфинкелю, субъекты творят социальную действительность по принятым правилам. Таким образом, социальная действительность создает и воссоздает сама себя, рождается все из тех же субъективных актов. Рефлексивность, второе понятие в учении Гарфинкеля, означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации.
Особенностью
В ходе выполнения данной курсовой работы мной были рассмотрены идейные истоки направления американской социологии – этнометодологии. Этими истоками являются экзистенциализм, феноменологическая социология, культурная и социальная антропология. В наши дни этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи, этнометодологическую герменевтику, анализ обыденной повседневной жизни. Этнометодология универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах. Была проанализирована этнометодология Гарфинкеля, где можно сделать вывод о том, что смысл любого социального действия можно понять только в определенном локальном контексте. В проведенных Гарфинкелем экспериментах, называемых "гарфинкелингами", социолог перевернул традиционное социологическое анкетирование и интервью, и доказал, что социальный порядок весьма локален, хрупок, подвижен и не может быть однозначно выражен через какие-либо жесткие закономерности. Подобные эксперименты проливают свет на то, как люди в повседневной жизни постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир.
Что касается места этнометодологии в системе социологического знания, то здесь можно говорить о том, что у этнометодологии были как последователи, так и критики. Последователи этнометодологии оценивают классическую социологию как разновидность обыденного знания, как "этнонауку", и не видят ее принципиального отличия от других форм этнонауки. Они говорят о том, что
этнометодология - радикальный проект построения подлинно научной социологии знания. Критики же, напротив, отмечают ограниченность этнометодологии в связи с ее сосредоточенностью на формальных аспектах социального мира, идущей в ущерб его анализу.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что Гарольд Гарфинкель и его этнометодология оказали значительное влияние на современную социологическую мысль, лингвистику и этнографию.
1 Философия, учебник под ред. Лавриненко В.Н. 2004, 2-е изд.
2 Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 стр, с. 487
3 Там же, с. 487
4 Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 стр, с. 489
5 Шелер М. Формы знания и общество // Социол. журн. 1996 № 1/2. с. 135
7 Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.— 480 с. 8 - 9
8 Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.— 480 с.–12-13
9 Там же, с. - 15