Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:44, реферат
Обращаясь к предметной области этносоциологии, следует отметить, что она ещё находится в стадии формирования. В западной социологии этническая социология не входит в число специальных теорий. Однако среди отраслевых направлений социологии есть направление «социология расы», а социологи предпочитают использовать для описания своей области исследований понятия «расовые» или «этнические отношения».
С точки зрения внутреннего своего содержания, логики взаимосвязи своих понятий и категорий с системой понятий и категорий социологической науки, этносоциология является отраслевой социологической дисциплиной, одним из направлений социологии.
1.1 Предмет этносоциологии
Обращаясь к предметной области этносоциологии, следует отметить, что она ещё находится в стадии формирования. В западной социологии этническая социология не входит в число специальных теорий. Однако среди отраслевых направлений социологии есть направление «социология расы», а социологи предпочитают использовать для описания своей области исследований понятия «расовые» или «этнические отношения».
С точки зрения внутреннего своего содержания, логики взаимосвязи своих понятий и категорий с системой понятий и категорий социологической науки, этносоциология является отраслевой социологической дисциплиной, одним из направлений социологии.
Это проявляется в том, что, как и социология в целом, этносоциология как научная дисциплина на сегодняшний день состоит из многих научных теорий, направлений и школ. Поэтому, как считают некоторые исследователи, этносоциология не специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований, а отраслевая социологическая дисциплина.
Каждая из этих теорий (марксистская материалистическая, психологическая, политическая, релятивистская, конструктивистская и т.д.) в системе социологии может выступать как специальная социологическая теория среднего уровня, как синтез теории, метода и эмпирии.
Этносоциология является междисциплинарной нау
Очевидна тесная связь этносоциологии с этнологией, которая ориентирована на изучение этнических культур и межэтнических отношений. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для социологов, но их изучение социологией происходят под другим углом зрения, в контексте её центральной категории – общество.
В области социальных отношений для этнологии наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.
Интересы к одним и тем же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько близки, что в начале ХХ века на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление – этносоциология. Необходимость формирования этносоциологии было обусловлена процессом индустриализации и урбанизации. По мнению основоположника этносоциологии Р. Турнвальда, эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран.
Этносоциология взаимодействует не только с этнологией, но также с целым рядом общественных дисциплин, имеющих префикс этно и занимающихся изучением этнических общностей и процессов, обладающим собственным предметом исследования: этническая история, этнография, этнопсихология, этнодемография, этнополитология, этнолингвистика и др.
Расширение тематики этносоциологии в связи с современными потребностями общества углубляет взаимодействие её с социальной психологией, политологией и экономикой. Таким образом, разные научные дисциплины изучают различные стороны бытия и функционирования этносов и наций.
Предметная область этнической социологии достаточно широка. В неё входят социальная структура народов, социальные изменения в их среде, специфика внутрисемейных отношений, тенденции в использовании языков в различных этнических группах, межкультурное взаимодействие, национальное самосознание, межэтническое взаимодействие.
Предмет этносоциологии можно определить как особо значимые, глубинные культурно-психологические, социальные связи и отношения внутри национальных общностей и между ними. Национальные общности поэтому рассматриваются в общем контексте проблематики социальной системы, выделяются их функции и роль как источники самодвижения и саморазвития, закономерности их деятельности как социально-субъектных образований. Под национальной общностью понимается интегральная целостность со своими внутренними и внешними связями и отношениями. В этом случае, исследование интегральной внутренней национальной связи – основное звено предмета данной науки.
Объектом в этносоциологии являются народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, узбеки в Узбекистане, узбекские и русские предприниматели или другие социальные группы в этой стране).
В этносоциологии объект изучается двояко: через личность – как носителя определённой этничности, включённую в определённую группу и через влияние этничности – группы, «коллективного сознания» на человека, его поведение, деятельность. Этнические группы в социологическом понимании – это сегменты, части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.
Таким образом, этническая социология – это наука, изучающая социальные аспекты развития и функционирования личности в этнических группах, их идентичность, интересы, поведение, взаимодействие, связи. Она является отраслью социологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учёными-социологами, но и этнологами, психологами, историками, этнографами.
Основными направлениями этносоциологии является исследование этничности и национального самосознания, связанного с конкретно-историческими условиями их функционирования. В этом контексте этносоциологи занимаются изучением состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире.
Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет свои уникальные черты. В этом контексте большие и малые народы характеризуется по степени зрелости их экономической и политической жизни, развитости культуры, языка, приверженности к традициям и обычаям, что связано с возможностями их автономного существования.
Этническая социология и учёные, её представляющие, занимаются прикладными исследованиями, проводя, главным образом, этнокультурные исследования.
Их предметом является национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей, их взаимодействие, потребности, интересы, ценностные ориентации.
1.2 Национальные процессы и отношения
В современных условиях мир – это слишком пестрая картина национально-этнического многообразия, которая не уменьшается, а все увеличивается и тем самым продолжается обогащение человечества, развития его цивилизованности. Все это один из важнейших аспектов социального процесса.
В современном мире проживает около 3,5 тысяч наций, народностей, этнических племен. Большинство народов составляет многонациональные государства. Если в странах Европы насчитывается около 300 наций и народностей, в США, Канаде, Латинской Америке проживает около 600 (наций и народностей), то в Азии, Африке, Австралии более 2600 различных наций и народностей и этнических общностей, племен и родов. Здесь не происходит ни ассимиляции, ни длительной интеграции.
Процессы консолидации возможны только в середине крупных этносов. Современные этнические процессы неоднозначны. До 70-х годов XX века в мире существовало мнение, что по мере развития индустриального общества сглаживаются языковые и религиозные различия, исчезают этнические границы.
Однако ярко выраженная тенденция унификации образа жизни народов, но не произошло сглаживание разнообразия и этнической окраски в одежде, еде, жизни, интернационализации общественного производства и т.д.
70 – 80-е годы XX в. стали переломными в истории многих государств и этносов в связи с провозглашением на всех континентах планеты этнического возрождения.
Реальная совместная жизнь наций и народностей далеко от безпроблемности. Основная беда заключалась в том, что противоречия, социальные бедствия загонялись вглубь, становились латентными.
В национальной политике не учитывалась специфическая особенность национальных и межнациональных отношений, как своеобразных общественных отношений.
Своеобразие национальных отношений заключались в том, что национальные отношения включали отношения всех сфер общественной жизни – экономические, социальные, политические, духовные, предусматривали их анализ как единства материального и идеального. Это вызывалось тем, что стали болезненно заявлять стремление национальной замкнутости, местничества, потребительские настроения.
В экономической сфере разворачивается интенсивный процесс интернационализации экономических отношений. Национальный компонент в экономике перестает играть решающую роль, а выдвигаются общегосударственные интересы, экономическая целесообразность и производственная необходимость. Непонимание таких явлений привело тому, что национальные аспекты развития экономики стали представляться как функциональные специфические отрасли народного хозяйства, свойственных одному или нескольким нациям.
Игнорирование национально-особенного в экономике, значительные просчеты в реализации назревших проблем материального производства, слабое учета интересов людей проявлялись в огромных социально-экономических потерях, утрате национального суверенитета, в диктате сильных высокоразвитых государств и наций.
Анализ просчетов в национальной политике в Украине показывает, если интересы представителей одной нации и национальности преувеличиваются, то это ведет к ущемлению интересов других национальностей.
Политика местничества проявилась и в странах Прибалтики, Молдавии, в Казахстане, когда общие верные рассуждения о национальном суверенитете вернулись межнациональной напряженностью, возрождением и недоверием между коренным населением и представителями других наций. И много недостатков в современном обществе стали своеобразным продолжением достоинств, когда в национальной политике реализуются неоправданно приоритеты.
Украина длительный период делилась всем необходимым с Россией, Молдовой, Казахстаном, Закавказьем в интересах их экономического и социального развития, теперь попала в чрезвычайно тяжелое, даже зависимое положение: население большинства регионов Украины живет хуже, чем население многих соседних государств.
Это стало определенной основой для появления украинского национализма, особенно в тех случаях, когда в угоду неправильно понятым национальным интересам одних народов их права и обеспечение этих прав доминировали над стремлениями других наций и народностей. И то, что раньше считалось оправданным в отношениях между народами, стало препятствием дальнейшему развитию национальных отношений.
Распад СССР, создание суверенных государств и резкое обострение взаимоотношений между нациями, народами, этническими общностями выявили те подспудно политические процессы, что скрыто в жизни многих народов. Попытки на новой основе реанимировать процесс создания Союза не только как экономическое пространство, но и политическое единство, имеют слабую поддержку, часто встречают или сопротивление или неоднозначное его трактовки.
Готовность возродить Союз основном проявляется в глубинных пластах общественного сознания, чем в действиях национальных лидеров. С целью формирования национальной политики социология должна сосредоточить внимание на изучении специфики и особенностей национальных и межнациональных отношений, раскрыть их место и роль в сфере общественной жизни.
Стоит подробнее выяснить идеи суверенитета, самостоятельности Украины потому, что эти идеи привлекательны, потому способствуют рациональной и эффективной организации национального хозяйства и тем, что в национальном самосознании получает отражение идея защиты национальных интересов, достижения справедливости.
В социологии наций становится важным направлением исследований социальная сфера, потому что именно в социальной сфере решаются вопросы социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей и др., становится острее влияние факторов, связанных с функционированием общественного сознания, сложившаяся в начале 90-х годов, требует более детального анализа национальных отношений.
Особым направлением социологии наций является и многообразие интересов и явлений, происходящих в духовной жизни общества, и охватывают образование, культуру, науку, межнациональное общение и др.
Интернационализация экономической и социальной жизни объективно толкает национальное самосознание рассматривать духовную жизнь как наиболее полное воплощение достижений национальной культуры, сферу национальной самобытности. И это действительно так.
Именно культура, язык, обычаи и традиции народа хранят больше, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно нации, народности и т.д. Естественно, национальный фактор все больше приобретает ведущее значение.
1.3 Этническая структура и межнациональные отношения в современном украинском обществе
По этническому составу население Украины достаточно разнообразно. В современных условиях здесь проживают представители более 100 национальностей. Большинство населения – украинцы. Их численность составляет около 40 миллионов. Заметная численность и других славянских народов: русские, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары и т. п. Многие из иноязычных семей столетиями проживают в Украине компактно.