Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:44, реферат
Обращаясь к предметной области этносоциологии, следует отметить, что она ещё находится в стадии формирования. В западной социологии этническая социология не входит в число специальных теорий. Однако среди отраслевых направлений социологии есть направление «социология расы», а социологи предпочитают использовать для описания своей области исследований понятия «расовые» или «этнические отношения».
С точки зрения внутреннего своего содержания, логики взаимосвязи своих понятий и категорий с системой понятий и категорий социологической науки, этносоциология является отраслевой социологической дисциплиной, одним из направлений социологии.
Полиэтническая структура украинского общества – объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. Межнациональные отношения важный фактор социального развития Украины. Тем более, что межнациональные отношения – самые сложные из всех типов социальных отношений, потому что в основе их лежит антитеза мы – они, присущая любому этносу. Нет противопоставления – нет самосознания, нет самосознания – нет этноса.
Украинцы имеют богатый и, в основном, положительный опыт взаимодействия с другими этническими образованиями, с которыми им приходилось жить в составе единого государства. Лишь однажды в истории – в середине XVII в. это взаимодействие вылилось в затяжной кровопролитный конфликт с поляками, сопровождавшийся еврейскими погромами. Повторение еврейских погромов, но в гораздо меньших размерах, имело место в ходе революции и гражданской войны начала XX века. Иные социальные конфликты, возникавшие в Украине, национальной окраски не имели.
Характер межнациональных отношений определяется многими факторами, важнейший из которых – государственная политика в социально-экономической, культурно-политической и религиозной сферах. Несправедливость в любой из сфер общественной жизни может привести к национальным конфликтам, если не учитываются интересы различных этносов.
Проблема гармонизации межнациональных отношений стоит перед очень многими государствами. 90 % человечества живет в многонациональных странах. В каждой из них в разное время к этой цели шли различными путями. До середины XX века в США, Канаде, Австралии преобладал курс на ассимиляцию и интеграцию, но в середине 60 – начала 70-х годов этнический плюрализм здесь приобрел статус государственной доктрины и подкреплен законодательно. В Швейцарии же, национальное согласие сохраняется в течение нескольких столетий благодаря реальному и всестороннему равенству проживающих здесь трех основных этнических групп.
Украинцам пришлось испытать различную национальную политику со стороны государства. Во второй половине XIX века, когда процесс формирования нации вступил в завершающий этап, российское самодержавие проводило политику ассимиляции. Но она не затронула жизненно важных интересов этноса и он не поднялся на национально-освободительную войну. Дело в том, что национальное самосознание как важный этноопределяющий признак присущ лишь незначительной части украинской интеллигенции.
Национальные интересы осознаны широкими массами народа в ходе социальных потрясений 1917-1920 годов. Однако, решающую роль в формировании этнического самосознания украинцев сыграла политика, проводимая в 20-е годы. Советской властью и получившая в Украине название украинизации. Суть ее состояла в том, что все народы созданного в 1922 г. Советского Союза получили не просто право на свободное культурно-национальное развитие, но и государственную поддержку в его реализации. В рамках политики статус украинского языка поднят фактически на государственный уровень (он широко внедрялся в системе образования, средствах массовой информации, делопроизводстве и т. п.), созданы благоприятные условия для развития национальной культуры, на руководящие посты стали выдвигаться национальные кадры.
Национальное возрождение охватило не только украинский этнос. Всем проживающим в Украине национальностям созданы аналогичные условия и даже национально-административные структуры. Но, начиная с 30-х гг., национальная политика Советской власти изменилась. Цель ее осталась-то прежней: расцвет и сближение наций, но приоритет смещен в пользу сближения. Открытого насилия против украинцев как этноса власть не применяла, но физическое и моральное уничтожение социально чуждых и вредных элементов (а это тысячи людей) затормозило возрождение нации. В последствии украинская культура, лишенная необходимой поддержки со стороны государства, вынуждена на равных состязаться с русской, и стала сдавать позиции.
Социальные преобразования второй половины 80-х годов коренным образом изменили общественно-политическую ситуацию в Украине. Произошел взлет национального самосознания. В новых условиях власть вынуждена считаться с процессом оживления развития национального самосознания и национальной культуры. 28 октября 1989 г. принят закон о языках в Украине, представивший статус государственного украинскому и гарантировал свободное развитие и функционирование языков всех национальностей, проживающих в Украине. Своевременная мера законодательно закрепила инициативу снизу. В результате, на рубеже 80-90-х годов открываются сотни факультативов по изучению польского, болгарского, еврейского, крымско-татарского и других языков, издаются словари и разговорники и т. п. В Украине начали действовать многочисленные национальные общества культуры национальных меньшинств.
Основы национальной политики молодого украинского демократического государства изложены в Декларации о государственном суверенитете Украины и Декларации прав национальностей Украины. Подчеркивая необходимость приобретенного внимания государства к национально-культурному возрождению украинского народа, гарантируется всем этническим общностям и отдельным гражданам равные политические, экономические, социальные и культурные права. Документы стали правовой основой для сохранения межнационального согласия в Украине. Но в условиях социально-экономической и политической нестабильности возможны любые варианты развития реального взаимоотношения между национальностями. Распространение национализма – явление нового в общественно-политической жизни Украины.
Национализм в социально-политическом аспекте – это психология и идеология предпочтения одной нации другой, в основе которых лежит концепция национальной исключительности, несовместимая с идеями общественного прогресса, идеями гуманизма, свободы и братства всех народов.
Национализм – явление многогранное и многоликое. Однако при всем многообразии конкретных проявлений национализм имеет определяющий логический признак. Это признание национальной исключительности и вытекающее из нее противопоставление одной нации другой. Говоря о национальных предрассудках нельзя сводить их содержание к признанию своей нации образцовой нацией или нацией, обладающей исключительной привилегией на государственное строительство и т. п.
Столь же далеко от национализма и этническое предубеждение. Этническое предубеждение, отмечает историк проф. Николай Горлач, не более как непроизвольную социально-психологическую установку. Нередки смешения с национализмом попыток защиты национального достоинства личности или даже терминологического самоутверждения национального языка, не говоря уже об отстаивании национальных интересов и о требовании национальной справедливости.
Проявление пережитков шовинизма не исключено и в современных условиях. В противовес принципам равноправия, самоопределения, свободного развития наций проявляется нежелание считаться с правами малых народов, их национальными особенностями, неуважение к национальному достоинству. Именно национальная исключительность, склонность наделять нацию некими признаками, свойствами, которые определяют ее превосходство над другими народами, лежит в основе любого национализма.
Несомненно, у каждой нации, каждого народа есть свои особенности, достойные черты, свойства, признаки и т. п. Но люди, захлебывающиеся от умиления перед своим народом, лишены чувства меры, всегда доводят национальные черты, особенности, свойства до смехотворности, до такой елейности и благоволения, что становится просто отвратительным. Зачастую этим и грешит украинский национализм.
Важно, прежде всего, обращать внимание на те практические проблемы национальных и межнациональных отношений, которые либо еще не решены либо решены неудовлетворительно, потому что они наряду с другими политическими и иными факторами негативного характера входят в механизм торможения. Безусловно, корни национализма следует искать прежде всего в бытии, а не в сознании.
Надо уметь бороться с национализмом последовательно, материалистически объяснить источники националистических предрассудков, поставить в прямую связь с конкретной практикой национального строительства, выявить те реальные социальные условия, которые порождают или способствуют сохранению и закреплению национализма как явления.
Правильно ставится вопрос о необходимости более тесного увязывания фактического закономерного равенства с принципом социальной справедливости, об национальном суверенитете и т. п.
Списывать накопившиеся десятилетиями социально-экономические проблемы того или иного региона за счет каких-то специфических особенностей традиционного образа жизни его населения или исторических условий было бы прежде всего грубейшим нарушением принципа социальной справедливости, которое неизбежно приобретает национальную окраску.
Основополагающими принципами, на основе которых возможно достижение межнациональной гармонии, выступают: право наций на самоопределение создания собственного государства или выбор приемлемых для себя форм государственного объединения с другими нациями; реальное равенство прав и обязанностей субъектов сообщества; этнические процессы (объединительные, разъединительные) должны протекать естественно, по мере созревания объективных и субъективных предпосылок внутри самой нации; демократическая и гибкая национальная политика государства и т. п.