Этносоциология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Этносоциология является одним из разделов социологической науки, изучающим межэтнические отношения. Раскрывая вопросы темы, Вы должны дать понятие этнической группы, ее основных признаков, показать соотношение национального самосознания и общечеловеческих ценностей, а также различие между стремлением к национальному возрождению и национализмом. Особое внимание должно быть уделено опыту Казахстана в решении межнациональных проблем.

Файлы: 1 файл

социология 19 вар..docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

    По-своему остро  стоит национальный вопрос в  Российской Федерации. Здесь есть свои достижения и пока еще нерешенные проблемы. Фактически  все  бывшие автономные  республики   своими   решениями   изменили   свой   национально- государственный статус.  Из  их  названий  исчезло  слово  "автономная",  и сегодня они именуются просто республиками  в  составе  Российской  Федерации (России). Расширился круг их компетенций, повысился государственно-правовой статус в составе Федерации.  Ряд  автономных  областей  также  провозгласили себя самостоятельными и независимыми республиками в составе России. Все  это одновременно повышает и  уравнивает  их  государственно-правовой  статус  со всеми республиками в составе Российской Федерации.

    Однако наряду  с этими в целом  положительными  явлениями  существуют  и негативные. Прежде  всего,  повышение государственной самостоятельности и независимости  субъектов   Российской   Федерации   иногда   соседствует   с проявлениями национализма и сепаратизма как в идеологии, так и в реальной политике. Кое-кто из сепаратистов стремится нарушить единство и  целостность российского   государства,   пытаясь   организовать   противостояние   своей республики по  отношению  к  центральным  законодательным  и  исполнительным органам России, проводя курс на выход их республики  из  состава  Российской Федерации. Такие  действия  осуществляются  исключительно  в  своекорыстных интересах отдельных политиков  и  узких  групп  националистов,  ибо  большая часть  населения  от  этого  только   пострадает.   Как   показывает   опыт, националистическая   и   сепаратистская    политика    отдельных    лидеров, политических группировок и партий наносит большой ущерб республикам,  прежде всего их экономическому  развитию,  а  также  материальным,  политическим  и духовным интересам народов этих республик  и  всей  России.  Народы  связаны между собой не только экономическими узами, но и во многом общей судьбой,  а то  и  кровным  родством,  если  иметь  в  виду  значительный  удельный  вес межнациональных браков фактически во всех частях России.

    Националистическая  и   сепаратистская   политика,   так   же   как   и великодержавный шовинизм, от кого бы они ни исходили, ведут  к  национальным конфликтам, так как изначально направлены на противопоставление одних  наций другим, развал их сотрудничества, создание недоверия и вражды.

 

                          Межнациональные конфликты

 

    Межнациональные  конфликты – это крайнее обострение  противоречий  между нациями   (народами),   возникающих    в    ходе    решения    политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.

    Речь  идет  о   конфликтах  между  целыми  этносами  и   их   отдельными представителями.  Они  могут   возникать   и   действовать   на   социально- психологическом и идеологическом  уровнях  национально-этнического сознания народов,  а  также  на   уровне   деятельности   национально-государственных институтов законодательной власти.

    Наибольшей остроты  национальные конфликты достигают  именно тогда, когда они происходят на  межгосударственном  уровне,  куда  их  выводят  некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв  этих  целей,  народы  дают  втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.

    Разумеется, межнациональные  конфликты имеют свои  объективные   причины, нередко  коренящиеся  в  исторически  сложившихся  условиях  жизни  народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои  права.  Как  бы  там  ни было, всегда надо исходить из интересов всей нации, всего народа,  а  не  из интересов  своекорыстных  националистических  или  шовинистических  групп  и отдельных  личностей.  К  тому  же  необходимо   стремиться   к   разрешению межнациональных конфликтов демократическим способом. Свою роль  здесь  может сыграть и этническая социология,  если  она  поможет  обнаружить  причины  и предотвратить развитие тех или иных  межнациональных  конфликтов,  предложив рациональные способы их разрешения.

    Способность многонационального  общества вовремя предвидеть  и  разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты – важный показатель  его гражданской  зрелости  и  демократизма.  Этому   способствует   и   правовое регулирование межнациональных  отношений,  составляющее   важнейшую   сферу деятельности  правового  государства.  Всестороннее  развитие   гражданского общества,  демократизация  политической   системы   и   создание   правового государства  –  важнейшие  социальные  предпосылки  цивилизованного  решения национального вопроса в современных условиях.

 

I.СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Казахстан – унитарное, светское государство, объединяющее на исконной казахской земле государствообразующую казахскую нацию и диаспоры.

 

В течение веков казахи и другие этнические группы стремились жить в согласии и солидарности, межэтнические отношения прошли через многие исторические испытания.

 

Национальная политика российской империи и советского периода  сопровождалась многочисленными нарушениями  прав народов, фактами прямого геноцида и экологической катастрофой. Власть подозрительно относилась к этнонациональным ценностям и стремилась их унифицировать. Мир и согласие народов, о которых у нас десятилетиями говорили как о свершившемся факте, не всегда соответствовали действительности. Более того, они в основном утверждались силой или, в лучшем случае, упорным идеологическим давлением, что, в свою очередь, негативно отражалось на межнациональных отношениях.

 

После обретения независимости  казахстанским народом прожит непростой  исторический период. Развитие межнациональных  отношений сопровождалось коренными  изменениями роли государства и  политических институтов, экономическими реформами, преобразованиями в духовной и идеологической сферах. На межнациональные  отношения серьезное негативное воздействие оказывали безработица, бедность, правовой нигилизм, проявления бюрократизма и масштабные миграционные процессы.

 

В этих условиях национальная политика РК была направлена на смягчение  последствий доставшегося наследия от тоталитарного режима в виде противоречий и новых социально-экономических  проблем. Приоритетное внимание уделялось  адаптации диаспор, оказавшихся  за пределами России и других бывших советских республик, удовлетворению их этнокультурных запросов, развитию образования на государственном и других языках, возрождению духовно-культурного наследия.

 

Разрешение противоречий было направлено в русло мирного  решения. Государственная политика опиралась на гуманистические традиции ненасилия, толерантности, многовековой опыт совместного проживания народов. Усилия государства не позволили  деструктивным силам использовать пробудившееся национальное самосознание казахов и диаспор в неблаговидных  целях. Тем самым было обеспечено единство общества.

 

Однако социально-экономические  и культурно-языковые противоречия, доставшиеся от тоталитарной системы, не нашли своего разрешения.

 

 

II. НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

В начале ХХI века в Казахстане сместился фокус проблем отношений между людьми различных этнических общностей. Миграционный отток из страны потерял свою остроту, набирает силу процесс консолидации, формируются основы гражданского общества. Произошли серьезные этнодемографические изменения: Казахстан из государства с двумя доминирующими этническими общностями (казахи и русская диаспора) превратился в государство с доминирующими одним, казахским этносом.

 

Как и во всём мире, в Казахстане идет информационная борьба за умы  людей, внедрение в сознание казахов  и казахстанцев чуждых их образу жизни стандартов, что болезненно сказывается на национальном самосознании.

 

По существу, впервые за постсоветский период общество поставлено перед необходимостью по-новому осмыслить  вопросы нациестроительства, что находит отражение в общественном сознании, СМИ и научных дикуссиях.

 

Демократическая партия «Ак жол» рассматривает принятую «Доктрину национального единства Казахстана» как попытку осмысления на доктринальном уровне сложные процессы нациестроительства и межнациональных отношений в новую историческую эпоху. Вместе с тем мы понимаем, что лишь этим одним документом не могут быть определены все аспекты этой сложнейшей проблематики.

 

Актуальность разработки и принятия «Концепции новой национальной политики РК на 2010-2020 гг.» (далее «Концепция») обусловлена необходимостью определения  конкретных целей, принципов и задач  государственной политики на предстоящее десятилетие, которая нацелена на упрочение единства казахстанского народа в новых этнодемографических, социальных и геополитических условиях, возрастания этнического и религиозного самосознания.

 

Новая национальная политика направлена на налаживание отношений  между различными этническими сообществами путем учета их особенностей. Она  определяет средства и методы, при  помощи которых достигается межэтническое  и межрелигиозное согласие на основе экономических, политических и социальных рычагов, культуры и языка.

 

 

III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ  ИДЕИ

НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

Казахстанцы дорожат общественным согласием, единством страны. Но единство нельзя формировать директивным путем. Оно формируется через реализацию конкретных и четких внутренне взаимосвязанных между собой принципиальных идей, являющихся фундаментом прочного единства народа Казахстана.

 

 

УЧЕТ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА  ГОСУДАРСТВА

 

Этнический состав современного Казахстана формировался исторически  на стыке нескольких цивилизаций. Ныне на территории нашей республики можно  выделить несколько этнических общностей:

 

1) казахи – потомки  древней тюркской народности, живущие  на своей исконной земле;

 

2) этнические группы славянского  и европейского происхождения,  в разное время и разными  способами участвовавшие в судьбе  Казахстана;

 

3) диаспоры близких по  культуре и языку казахам восточных  этносов;

 

4) представители этносов,  депортированных в Казахстан,  в 30-40-е годы ХХ века;

 

5) малые этнические группы  бывшего СССР и дальнего зарубежья.

 

Очевидно, что процесс  формирования этнического состава  страны был далеко непростым. Некоторые  представители ряда диаспор после  распада Союза вернулись на свою историческую родину. Вместе с тем, все этнические общности, проживающие  ныне в Казахстане, считают себя и являются гражданами Казахстана.

 

Этнические общности различаются  по численности и, следовательно, по потенциалу, географическому расположению, языку, религии, психологии, степени  ассимиляции. Разнотипность культур, социально-психологические особенности, историческая память и другие факторы  влияют на атмосферу межэтнических  отношений и определяют особенности  национальной политики.

 

 

ЕДИНСТВО ОБЩЕКАЗАХСТАНСКОЙ  ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

 

Идентичность казахстанцев – довольно сложное явление, в котором присутствует и новая гражданская идентичность, и, вместе с тем, этническая, регионально-земляческая, родоплеменная, религиозная, социальная, ностальгическая советская идентичности.

 

Гражданская и этническая идентичности, их сочетание демонстрирует  связь человека как с Казахстаном, как и со своей этнической общностью. Если для казахов совмещение казахстанской  гражданской и этнической идентичности не сопряжено со сложностями, то для  некоторых представителей диаспор, значительная часть которых имеет  историческую родину, совмещение гражданской  и этнической идентичности является актуальным. Представители диаспор  считают себя гражданами Казахстана, одновременно считая себя представителями  определенной этнической общности.

 

Политические, социально-культурные и экономические изменения в  обществе находят отражение в  государственной и этнической идентичности. Об единстве казахстанской и этнической идентичности можно судить по степени единства общества и направлении его развития. Сама идентичность является социальным ресурсом государства и общества, барометром общественного согласия.

 

 

ЗАЩИТА ЭТНИЧЕСКИХ, РЕЛИГИОЗНЫХ  И ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАСПОР

 

Важным условием межнационального согласия является удовлетворение потребностей различных этнических групп. Интересы диаспор должны защищать институты как власти, так и гражданского общества. Это требует создания системы мер по отражению, учету и реализации этнонациональных интересов.

 

Сегодня в Казахстане повышается политическое самосознание диаспор. Помимо удовлетворения этнокультурных потребностей, диаспоры заинтересованы в равном представительстве  не только в законодательном органе, но и в исполнительной власти. Все  эти проблемы необходимо решать на правовой основе, принципах взаимоуважения, добра и толерантности. Абсолютизация  этнической идентичности во вред гражданской  также опасна, как и признание  только гражданской идентичности. Только учет и согласование всех этих моментов способствуют порядку и стабильности.

 

 

ОПОРА НА ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО И ЦЕННОСТИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

 

Как и история любой  другой страны, история Казахстана также полна примеров межнациональных  конфликтов. Но это история и межэтнического взаимовлияния, добрососедства и согласия населяющих его этнических общностей  во всех сферах жизни – языке, образе жизни, труде, мировоззрении и культуре. При осуществлении национальной политики необходимо опираться на позитивный опыт нашей истории. Важно понять уроки прошлого и корни нашего единства. Важное значение имеет также знание казахами, всеми казахстанцами истории страны, необходимо на массовом уровне осмыслить историческую связь и преемственность национальной государственности казахов с древнейших времен до наших дней.

Информация о работе Этносоциология