Качественные методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - показать значение стратегии качественных эмпирических исследований. Эмпирические исследования в области социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 27.70 Кб (Скачать файл)
  1. Соотношение качественных и количественных методов сбора социологической информации.

Введение

Сегодня для  российской социологии характерны поиски путей развития, в которых участвуют  все без исключения социологи. Эти  поиски осуществляются каждым исследователем, приступающим к новому проекту. Любой  из них, планируя свои научные исследования, должен решить для себя, по крайней  мере, три важнейших вопроса:

1)   определиться  с типом исследования и его  целью (“что хотим получить  на выходе?”);

2)   какие  методы использовать;

3)   какие  новые темы развивать.

Болезнью  российского социологического сообщества можно считать наличие противостояния “качественников” и “количественников”. Но даже признавая право на существование обоих подходов в эмпирическом исследовании, большинство исследователей продолжают оставаться убежденными приверженцами какой-либо одной из стратегий. Собственно, это мало меняет ситуацию, поскольку и здесь намечаются перекосы, одностороннее восприятие социальной реальности.[1]

Цель данной работы - показать значение стратегии  качественных эмпирических исследований. Эмпирические исследования в области  социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и  методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи: 1. рассмотреть  историю развития качественных методов  социологических исследований; 2. раскрыть сущность качественной стратегии; определить сферы применения качественных методов; 3. дать их общую характеристику;

Предмет исследования – социологические исследования.

Объект исследования – качественные методы социологических  исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Качественный метод социологических  исследований

1.1.   История  возникновения и развития качественной  стратегии

Первая работа, в которой были использованы и  систематически проанализированы качественные данные, - ставший классическим пятитомный труд У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Он представляет собой подробный сравнительный анализ влияния социальных изменений на польскую семью, первичные группы и коммунальные связи в двух средах - в Польше и Америке.

Первый том  содержит методологические заметки, в  которых определены основные понятия  исследования: ценности, аттитюды и  определение ситуации. У. Томас и  Ф. Знанецкий разделили предметные области социологии и социальной психологии. Социология, по их утверждению, исследует системы ценностей, социальная психология - аттитюды. Анализ проблем польских эмигрантов авторы строили на основании законов становления, которые включали как ценности, так и аттитюды. Изменения, обнаруженные в польских семьях, эмигрировавших в Америку, - это не просто изменения в их ценностях и аттитюдах, но синтез тех и других, названный ими "определением ситуации".

Источником  как семейной, так и социальной дезорганизации, прежде всего, было разрушение целостности отношения к традиционным формам жизни, и отсюда - становление  более выраженной индивидуальности личностей. Изменения в субъективных и объективных аспектах социальной жизни привели к фундаментально новым межличностным отношениям. Изучение процесса этих радикальных изменений потребовало от исследователей концепции нового типа, при помощи которой можно было бы проследить психо-социальную динамику. Формирование этой концепции базировалось на детальном изучении субъективных измерений жизни личности или группы. В работе У. Томаса и Ф. Знанецкого были использованы материалы около 50 переписок между семьями, живущими в Польше и США, а также вырезки из газет и журналов, письма, биографии, автобиографии, полевые записи, сделанные в польских сообществах и организациях. Все эти материалы, объединенные авторами в понятии "документы жизни" (human documents), полностью соответствовали методологическим целям авторов: они были выражением человеческих чувств, приближены к обыденному опыту и восприятию, и были в то же время "объективными" в том смысле, что могли быть проанализированы без искажений их содержания или смысла.

4. Методологическая  триангуляция, или использование  различных методов для изучения  одного объекта и вариации  данных внутри одного метода.

 

 

 

 

 

1.2. Сущность  качественной стратегии

Говоря о  соотношении количественных и качественных методов в социологических исследованиях, следует подчеркнуть, что если количественные методы нацелены на выявление количественных признаков социальных процессов, то качественные методы обращены на качественную сторону этих процессов. Качественная исследовательская стратегия направлена на репрезентативный охват и анализ количественного распределения  характерных признаков в определяемых социальных явлениях, которые ориентированы  на точно выделяемые общие и основные признаки.

Количественные  методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых  из сложной феноменологии отдельных  случаев выводятся повторяющиеся  или общие признаки. Тем самым  в отличие от качественных методов  здесь не учитывается единичное  и особое в предмете исследования и ситуации.

При использовании  качественных методов речь идет в  принципе об охвате, структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для  интересующих сфер общественной реальности, то есть об единичном и особом в предмете исследования, а не о выдвижении в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качественных методов исследования невозможно выразить в понятиях системные структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.[6]

Укажем на принципиальные различия между качественными  и количественными методами. Эти различия состоят, прежде всего, в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной действительности. Если количественные методы при социальных исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общим признакам для их последующей типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий.

Качественные  методы позволят анализировать общее  двух или нескольких признаков, опуская  при этом из виду их различия. Количественные же методы дают возможность определить различие тем, что общие признаки используются как базис для сравнения. Поэтому целеполагание при тех и других методах различно: раскрытие связей в одном случае, измерение различных выражений уже известных черт в другом.

Сила количественных методов сказывается прежде всего в том, что они позволяют основательно и в систематизированном виде открывать новое. Таким образом, специалисты определяют количественные методы социальных исследований как разновидность социальной диагностики.[7]

Следует подчеркнуть, что как те, так и другие методы не только не противоречат, но, наоборот, дополняют друг друга. Однако использование  их в социальных исследованиях различно. Количественным методам отдается предпочтение в традиционных социологических  эмпирических исследованиях, качественным — при использовании герменевтического  принципа анализа социальной реальности. При этом технические приемы для  исследования повседневного бытия  составляют резервуар для применения всех социально-научных методов. Можно уже говорить и о предварительных критериях, характеризующих эмпирические исследования социальной работы.

В исследованиях  социальной работы следовало бы отдать приоритет качественным методам, понимаемым как анализ бытия клиента (окружающего  мира, жизненного пространства). Перспективу  клиента в ее коммуникативной  обусловленности можно учесть лишь с помощью качественных методов  эмпирических исследований. Прежние  приемы опроса и техника кодирования  являются для этой цели недостаточными. Невозможно и простое выведение  из теоретических положений конкретных форм практических действий. Исследование социальной реальности происходит главным  образом через ее речевую трактовку, разговорные формы общения с  клиентом. При этом использование  метода должно быть соотнесено с определенным уровнем социальной реальности.[8]

Для профессиональной социальной работы и ее научного обоснования  существенное значение имеют следующие  аспекты качественно-эмпирических исследований:

— ориентация на субъекта;

 

— ориентация на понимание общего контекста события;

 

— на конкретную ситуацию; — на герменевтический анализ происходящего.

Этим приемам  следует овладеть во время учебы  в институте и в процессе повышения квалификации.

Резюмируя, следует сказать, что, исходя из описания смысловых отрезков структур социальных процессов, возможен их конкретный анализ (индивидуальный и коллективный) без  проведения статистически репрезентативного (количественного) исследования типов  отдельных случаев. Основу аналитического объяснения при этом составляет теоретико-эмпирическая реконструкция социальных процессов. Логика этого процесса корреспондирует  с логикой анализа качественного  способа социального исследования.

Качественные  методы способствуют выработке коммуникативных  умений, важных для проведения консультирования, диагностики и терапии.

Качественные  и количественные методы должны дополнять  друг друга. Ибо комбинация количественных и качественных методов позволяет  охватить исследованием как широту явления (социальное распространение), например, безработицы, бедности, отсутствия социальной защиты и т. п., так и глубину (индивидуального страдания), а также наметить практические шаги для предотвращения или активного вмешательства социального работника.

При этом коммуникативно-качественные социальные исследования следует рассматривать  как исходный пункт для углубления субъективного видения в социальной работе. А понимание типологических моделей и их трактовку необходимо воспринимать как базисную основу деятельности социальных работников. Овладеть этими  приемами можно только в процессе творческого учения. При этом в центре внимания, как нам представляется, должен быть анализ повседневной жизни, жизненного пространства клиента как интегративной составной части исследований социальной работы.[9]

К сожалению, до сих пор концепция социальной работы, ориентированная на анализ жизненного поля клиента и дополненная  биографическим видением, использовалась довольно редко. А как раз такая  концепция, делающая субъективную позицию  клиента, его видение жизни, окружающего  его мира, основным предметом исследования, позволяет понять, как и почему действующий повседневно индивид  познает «свой мир» именно так, а  не как это представляется исследователю.

Качественно-эмпирическая исследовательская стратегия позволяет  использовать иной подход социального  работника к мировосприятию клиента. С этих позиций можно вести  одновременно две линии исследования. С одной стороны, проводить анализ жизненной реальности через восприятие самого клиента, биографических показателей, его рассказа о своей оценке событий, жизненной социальной практической деятельности с исторической ретроспективой.

Таким образом, проектируемый нами анализ жизненного окружения клиента как особый тип качественно-эмпирического исследования в социальной работе преследует две  цели: первая — развитие типологии  случая, обстоятельств, их распространенность как социального явления. Вторая — разработать концепцию социальной работы, найти и определить возможность  для включения в действие на основе этой концепции.[10]

Хотя на отдельных  случаях, эпизодах нельзя выявить и  представить полную типологию анализируемой  ситуации, но все же возможно проведение предварительной работы с тем, чтобы  показать типичные формы проявления того или иного явления, процесса.

Например, анализ судьбы длительно безработного или  бездомного позволяет показать ситуацию отчужденности людей, испытывающих тяготы жизни, ее кризисные ситуации, их тщетный поиск опоры и ориентации, что не позволяет, им определить свою дальнейшую жизнь. Но как раз в  этих поисках нормальной жизни, общественного  признания и заключается шанс для социальной работы. Понимание  специалистом конкретной кризисной  ситуации соответствующего клиента  позволяет профессионально увидеть  и наметить для него жизненную  альтернативу, активизировать возможные  социальные контакты.[11]

Качественный  анализ жизненной ситуации клиента  в сочетании с типологизацией аналогичных случаев (результаты количественных методов) дают для профессиональной социальной работы надлежащий ориентир, возможность более широкого и глубокого подхода.

Такая форма  исследования способствует внутреннему  обогащению профессии и укрепляет  тем самым ее самостоятельность  как научной дисциплины.

“Качественники”: увлечение описанием. Исследователя «затягивает» подробное описание некой уникальной жизненной ситуации или отдельно взятого предприятия. Конечно, в этом случае возникает противоречие между нашим ценностно-эмоциональным восприятием исследуемого объекта и научными задачами исследования.

“Количественники”: самодостаточность цифр. [12]

Хотя большинство  “практикующих социологов” продолжают маркировать себя “количественниками”, крайне слабое использование арсенала математических методов и непрофессионализм в данной сфере (нестрогость выборок, неадекватные индикаторы) стали предметом пристального внимания. Это объясняется гуманитарными корнями большинства социологов, в особенности среднего и старшего поколения. Проблема состоит в том, что именно эти специалисты сегодня являются преподавателями вузов, поэтому низкий уровень математической культуры сегодня воспроизводится даже среди студентов, получающих социологическое образование. Другим объяснением настоящего положения вещей является дороговизна лицензионных пакетов программ для обработки социологических данных и соответствующих курсов обучения. Эта проблема, опять же, в наибольшей степени остро стоит в провинциальных вузах. Показателем высокого интереса к математическим методам является стабильно большое число желающих попасть на курсы А. Крыштановского “Возможности пакета программ SPSS для обработки социологической информации” в Центре социологического образования Института социологии РАН. [13]

Информация о работе Качественные методы сбора социологической информации