Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:03, контрольная работа
Цель данной работы - показать значение стратегии качественных эмпирических исследований. Эмпирические исследования в области социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.
Введение
Сегодня для российской социологии характерны поиски путей развития, в которых участвуют все без исключения социологи. Эти поиски осуществляются каждым исследователем, приступающим к новому проекту. Любой из них, планируя свои научные исследования, должен решить для себя, по крайней мере, три важнейших вопроса:
1) определиться с типом исследования и его целью (“что хотим получить на выходе?”);
2) какие методы использовать;
3) какие новые темы развивать.
Болезнью
российского социологического сообщества
можно считать наличие
Цель данной работы - показать значение стратегии качественных эмпирических исследований. Эмпирические исследования в области социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. рассмотреть историю развития качественных методов социологических исследований; 2. раскрыть сущность качественной стратегии; определить сферы применения качественных методов; 3. дать их общую характеристику;
Предмет исследования
– социологические
Объект исследования – качественные методы социологических исследований.
Глава 1. Качественный метод социологических исследований
1.1. История
возникновения и развития
Первая работа, в которой были использованы и систематически проанализированы качественные данные, - ставший классическим пятитомный труд У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Он представляет собой подробный сравнительный анализ влияния социальных изменений на польскую семью, первичные группы и коммунальные связи в двух средах - в Польше и Америке.
Первый том содержит методологические заметки, в которых определены основные понятия исследования: ценности, аттитюды и определение ситуации. У. Томас и Ф. Знанецкий разделили предметные области социологии и социальной психологии. Социология, по их утверждению, исследует системы ценностей, социальная психология - аттитюды. Анализ проблем польских эмигрантов авторы строили на основании законов становления, которые включали как ценности, так и аттитюды. Изменения, обнаруженные в польских семьях, эмигрировавших в Америку, - это не просто изменения в их ценностях и аттитюдах, но синтез тех и других, названный ими "определением ситуации".
Источником
как семейной, так и социальной
дезорганизации, прежде всего, было разрушение
целостности отношения к
4. Методологическая
триангуляция, или использование
различных методов для
1.2. Сущность качественной стратегии
Говоря о
соотношении количественных и качественных
методов в социологических
Количественные
методы ставят в центр рассмотрения
общие закономерности, при которых
из сложной феноменологии
При использовании качественных методов речь идет в принципе об охвате, структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности, то есть об единичном и особом в предмете исследования, а не о выдвижении в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качественных методов исследования невозможно выразить в понятиях системные структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.[6]
Укажем на принципиальные различия между качественными и количественными методами. Эти различия состоят, прежде всего, в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной действительности. Если количественные методы при социальных исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общим признакам для их последующей типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий.
Качественные методы позволят анализировать общее двух или нескольких признаков, опуская при этом из виду их различия. Количественные же методы дают возможность определить различие тем, что общие признаки используются как базис для сравнения. Поэтому целеполагание при тех и других методах различно: раскрытие связей в одном случае, измерение различных выражений уже известных черт в другом.
Сила количественных методов сказывается прежде всего в том, что они позволяют основательно и в систематизированном виде открывать новое. Таким образом, специалисты определяют количественные методы социальных исследований как разновидность социальной диагностики.[7]
Следует подчеркнуть,
что как те, так и другие методы
не только не противоречат, но, наоборот,
дополняют друг друга. Однако использование
их в социальных исследованиях различно.
Количественным методам отдается предпочтение
в традиционных социологических
эмпирических исследованиях, качественным
— при использовании
В исследованиях
социальной работы следовало бы отдать
приоритет качественным методам, понимаемым
как анализ бытия клиента (окружающего
мира, жизненного пространства). Перспективу
клиента в ее коммуникативной
обусловленности можно учесть лишь
с помощью качественных методов
эмпирических исследований. Прежние
приемы опроса и техника кодирования
являются для этой цели недостаточными.
Невозможно и простое выведение
из теоретических положений
Для профессиональной
социальной работы и ее научного обоснования
существенное значение имеют следующие
аспекты качественно-
— ориентация на субъекта;
— ориентация на понимание общего контекста события;
— на конкретную ситуацию; — на герменевтический анализ происходящего.
Этим приемам следует овладеть во время учебы в институте и в процессе повышения квалификации.
Резюмируя,
следует сказать, что, исходя из описания
смысловых отрезков структур социальных
процессов, возможен их конкретный анализ
(индивидуальный и коллективный) без
проведения статистически
Качественные методы способствуют выработке коммуникативных умений, важных для проведения консультирования, диагностики и терапии.
Качественные и количественные методы должны дополнять друг друга. Ибо комбинация количественных и качественных методов позволяет охватить исследованием как широту явления (социальное распространение), например, безработицы, бедности, отсутствия социальной защиты и т. п., так и глубину (индивидуального страдания), а также наметить практические шаги для предотвращения или активного вмешательства социального работника.
При этом коммуникативно-качественные
социальные исследования следует рассматривать
как исходный пункт для углубления
субъективного видения в
К сожалению,
до сих пор концепция социальной
работы, ориентированная на анализ
жизненного поля клиента и дополненная
биографическим видением, использовалась
довольно редко. А как раз такая
концепция, делающая субъективную позицию
клиента, его видение жизни, окружающего
его мира, основным предметом исследования,
позволяет понять, как и почему
действующий повседневно
Качественно-эмпирическая
исследовательская стратегия
Таким образом,
проектируемый нами анализ жизненного
окружения клиента как особый
тип качественно-эмпирического
Хотя на отдельных случаях, эпизодах нельзя выявить и представить полную типологию анализируемой ситуации, но все же возможно проведение предварительной работы с тем, чтобы показать типичные формы проявления того или иного явления, процесса.
Например, анализ
судьбы длительно безработного или
бездомного позволяет показать ситуацию
отчужденности людей, испытывающих
тяготы жизни, ее кризисные ситуации,
их тщетный поиск опоры и
Качественный анализ жизненной ситуации клиента в сочетании с типологизацией аналогичных случаев (результаты количественных методов) дают для профессиональной социальной работы надлежащий ориентир, возможность более широкого и глубокого подхода.
Такая форма исследования способствует внутреннему обогащению профессии и укрепляет тем самым ее самостоятельность как научной дисциплины.
“Качественники”: увлечение описанием. Исследователя «затягивает» подробное описание некой уникальной жизненной ситуации или отдельно взятого предприятия. Конечно, в этом случае возникает противоречие между нашим ценностно-эмоциональным восприятием исследуемого объекта и научными задачами исследования.
“Количественники”: самодостаточность цифр. [12]
Хотя большинство
“практикующих социологов”
Информация о работе Качественные методы сбора социологической информации