Качество жизни, как социально - экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

В современной социально-ориентированной экономике высокое качество жизни, обеспечение которого является важной функцией государства, служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения социальной стабильности общества. Трансформационные преобразования в России 90-х годов привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а, в конечном счете – и снижению качества жизни населения. С начала 2000-х годов, с осознанием первостепенности решения социальных проблем для создания условий обеспечения развития экономики, государство перешло к активной политике в социальной сфере: рост социальных выплат, разработка и принятие национальных проектов, монетизация льгот и т.д.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Качество жизни населения…………………………………………….. 6
Теоретические подходы к исследованию уровня и качества жизни населения .......................................................................................................... 6
Сущность качества жизни ………………………………………………… 10
Глава 2. Изучение качества жизни населения на примере г. Нижнекамска .. 14
2.1 Программа социологического исследования ….…………………………. 14
2.2 Анализ и результаты социологического исследования …......................... 17
Глава 3. Основные направления повышения качества жизни населения ….. 23
Отечественный и зарубежный опыт решения данной проблемы ……. 23
Рекомендации по повышению качества жизни населения г. Нижнекамска …...………………………………………………………………. 27
Заключение ...…………………………………………………………………… 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Ilalovoy_Z_gr_4106.docx

— 93.58 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Нижнекамский химико-технологический  институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Казанский национальный исследовательский технологический  университет»

 

Кафедра Государственного и  муниципального управления, социологии и менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ИСЭ и ПП»

на тему «Качество жизни, как социально - экономическая категория»

 

 

 

Выполнил: студент(ка) гр.4106

__________________________

                                                                                                                                   И.О. Фамилия

Проверил: _________________

уч.степень, звание, должность

__________________________

                                                                                                                                   И.О. Фамилия                                        

 

 

 

 

 

Нижнекамск 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…… 3

Глава 1. Качество жизни населения…………………………………………….. 6

    1. Теоретические подходы к исследованию уровня и качества жизни населения .......................................................................................................... 6
    2. Сущность качества жизни ………………………………………………… 10

Глава 2. Изучение качества жизни  населения на примере г. Нижнекамска .. 14

2.1 Программа социологического  исследования ….…………………………. 14

2.2 Анализ и результаты  социологического исследования  …......................... 17

Глава 3. Основные направления повышения качества жизни населения ….. 23

    1. Отечественный и зарубежный опыт решения данной проблемы ……. 23
    2. Рекомендации по повышению качества жизни населения г. Нижнекамска …...………………………………………………………………. 27

Заключение ...…………………………………………………………………… 39

Список литературы …………………………………………………………….. 41

Приложение …………………………………………………………………….. 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. В современной социально-ориентированной экономике высокое качество жизни, обеспечение которого является важной функцией государства, служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения социальной стабильности общества. Трансформационные преобразования в России 90-х годов привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а, в конечном счете – и снижению качества жизни населения. С начала 2000-х годов, с осознанием первостепенности решения социальных проблем для создания условий обеспечения развития экономики, государство перешло к активной политике в социальной сфере: рост социальных выплат, разработка и принятие национальных проектов, монетизация льгот и т.д. Мировой экономический кризис подорвал основы проводимой в последние годы социальной политики, и выявил необходимость коренной модернизации социальной сферы с ее ориентацией на более полное удовлетворение потребностей населения в качественных социальных услугах. В связи с чем, возникает настоятельная необходимость государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью формирования новой социальной системы общества как основы обеспечения социальной стабильности и повышения качества жизни населения.

Становление и развитие рыночных отношений, новые социально-экономические  условия жизнедеятельности, появление  возможностей осмысления реальных жизненных  стандартов, достигнутых в странах  с развитой рыночной экономикой, а  также практические нужды, связанные  с необходимостью проведения количественных измерений и оценок качества жизни, поиска новых механизмов повышения  благосостояния общества, подталкивают ученых к комплексному  и детальному изучению проблем качества жизни. Необходимость комплексного решения проблем повышения качества жизни и обеспечения социальной стабильности связана также с прямой и обратной зависимостью этих процессов: с одной стороны, повышение качества жизни населения служит основой обеспечения социальной стабильности, а с другой – социальная стабильность способствует росту качества жизни. Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы исследования.

Степень научной  разработанности проблемы. В экономической науке содержание социальных функций государства и степень его вмешательства в хозяйственный процесс активно обсуждаются с самого ее возникновения. Все школы и направления экономической мысли определенным образом касались этой макроэкономической проблемы. Социальные функции государства и их регулирующее воздействие на экономику занимают важное место в трудах выдающихся представителей зарубежной экономической науки, таких как Г. Беккер, Т. Гоббс, Дж. К. Гэлбрейт, Дж. М. Кейнс, Дж. Стиглиц и др. Основы теоретико-методологических принципов исследования уровня благосостояния как определенных стандартов жизни формировались уже в работах И. Канта, К.Маркса, Д. Риккардо, П. Самуэльсона, А. Смита. Современное представление о качестве жизни формировалось под воздействием работ Ж. Бодрияра, М. Вебера, К. Джини, А. Маслоу, Э. Мэйо, А. Сена.

В России подходы к проблеме качества жизни начали разрабатываться  с 1960-х годов и в той или иной степени рассматриваются представителями различных научных направлений. Планирование социально-экономического развития и повышения уровня жизни  раскрыты в работах И.В. Бестужева-Лады, Н.И. Бузлякова, В.Ф. Майера, В.Я. Райцина, Л.С. Ржанициной, П.А. Сорокина, А.Е. Суринова. Изучение показателей качества жизни населения, разработка методик его оценки обобщены в исследованиях С.А. Айвазяна, В.И. Жеребина, А.А. Мироедова, П.С. Мстиславского.

Целью курсовой работы является развитие теоретических, методологических и научно-практических основ качества жизни населения и путей его повышения.

В соответствии с указанной  целью сформулированы следующие задачи работы:

- раскрыть уровень и качество жизни населения как экономическую категорию;

- оценить качество жизни  населения города;

- выявить основные проблемы  уровня и качества жизни населения.

Объектом исследования является поведение населения, связанное с качеством жизни и социальной стабильностью.

Предмет исследования – комплекс социально-экономических отношений по созданию условий повышения качества жизни населения и обеспечения социальной стабильности в современном обществе.

Теоретическая и  методологическая основа данного исследования – фундаментальные концепции и положения, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам уровня и качества жизни, занятости и безработицы, социально-экономического неравенства, развития трудового и человеческого потенциала, социальной политики и стабильности общества, а также социально ориентированной и многоуровневой экономики.

Структура работы состоит из введения, трех глав, которые состоят из  нескольких параграфов, заключения приложения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

    1.  Теоретические подходы к исследованию уровня и качества жизни населения

 

Категории «уровень и качество жизни населения» тесно связаны  с такими категориями как личное потребление, потребности, благосостояние, доходы, потребительский выбор и  т.д., которыми занимались различные  экономические школы. Так, представители  классической и марксистской школ связывали  потребление с воспроизводством рабочей силы через анализ заработной платы и других доходов. Д. Риккардо, например, рассуждал о минимуме потребностей наемного работника, среди которых  хлеб считал основным источником питания. Соответственно и заработки сводил к минимуму, потребному для пропитания и приобретения минимального количества других жизненных благ[2, c. 55].

К. Маркс расширяет личное потребление наемного работника  до уровня воспроизводства сил человека, необходимого для нормального функционирования работника в соответствии с требованиями производства. Он его рассматривает  в контексте с производством  как приоритетной фазой общественного  воспроизводства. При этом потребление  является завершающей воспроизводственной  фазой. К. Маркс указывает в своих  трудах на необходимость классификации  потребления на общественное и индивидуальное. Так, он рассматривает продукты индивидуального и производственного потребления: «Это производственное потребление тем отличается от индивидуального потребления, что в последнем продукт потребляется как жизненные средства живого индивидуума, в первом - как жизненные средства труда, то есть, действующей рабочей силы этого индивидуума. Поэтому продукт индивидуального потребления есть сам потребитель, результат же производственного потребления - продукт, отличный от потребителя»[8, c. 93].

Фактически, с точки зрения К. Маркса, личное потребление - это  процесс воспроизводства человеческого  капитала работника. Именно поэтому  проблемы личного потребления в  марксизме связаны, прежде всего, с  проблемами заработной платы и эксплуатации наемного труда. 

Личное потребление - это  потребительное производство. Потреблять значит распредмечивать, производить - значит опредмечивать труд. Таким образом, К. Маркс, оставаясь сторонником трудовой теории стоимости, рассматривал и личное потребление через призму труда. Потребление и производство - это взаимодействующие и взаимообусловливающие друг друга воспроизводственные фазы. Нет смысла, производить то, что не будет потребляться. Потребление оказывает столь же активное влияние на производство, как и производство на потребление, как с точки зрения социально-экономических, так и с точки зрения организационно-экономических отношений между людьми.

Если брать австрийскую  школу, то представители ее субъективного  направления исходили из того, что  анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Полезность это способность удовлетворять чью-либо нужду. Она зависит от потребительских свойств товара (общая полезность), а также от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои устремления (конкретная полезность). Полезность потребления для человека можно рассматривать и с точки зрения его участия в производстве, и с точки зрения потребления личного. Общие и конкретные полезности взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии[3, c. 76].

К. Менгер отмечал, что потребности зависят от количества потребительских стоимостей, их редкости, возможности воспроизводства. Поскольку человек нуждается не вообще в данном предмете (благе), а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей. 

Потребности человека, даже по мере насыщения благами, безграничны. Но если рассматривать их с точки зрения ограниченных ресурсов, то потребности человека ограничены его жизнью, получаемыми доходами. А сама категория «насыщение потребностей» достаточно относительна, так как процесс насыщения потребностей происходит беспрерывно[10, c. 65]. 

Если рассматривать воззрения  П. Госсена, то его первый закон заключается в том, что по мере увеличения количества потребляемого товара его полезность убывает, т.е. насыщение потребностей связано со снижением предельной полезности и падением спроса. Например, в современной России, в бедных семьях, человек потребляет в основном картофель и хлеб и по мере увеличения потребляемого продукта, его полезность не убывает, а, наоборот, в. отдельных случаях, возрастает. У каждого человека своя шкала потребностей. Есть наиболее и наименее неотложные. Люди комбинируют и сопоставляют ценности. За товары и услуги надо платить, и поэтому приходится осуществлять выбор между товарами, удовлетворяющими какую-либо потребность и денежной платой за них. Потребности развиваются, формируются новые, но они определяются доходом человека и им же они ограничены[13, c. 25].

Ресурсы, которыми располагает  общество, всегда ограничены. Из этой их ограниченности и нехватки вытекает необходимость их экономного расходования, ограничения потребностей и выбора наиболее приемлемых вариантов. Выбор  проводится между различными потребностями, между потребностями более важными  и менее значимыми. Стараясь повысить свой жизненный уровень, человек  использует право выбора, но ранжирует  свои потребности только в определенной законами природы очередности. Человек, прежде всего, должен есть, пить, одеваться, общаться, иметь жилище, а потом уже заниматься наукой, искусством и пр. 

Второй же закон П. Госсена гласит: «Должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого товара». Как видно, представитель австрийской школы ценность товаров для потребления определяет независимо от затрат труда. Ценность товара, по мнению и других представителей австрийской школы, чисто субъективна и выступает как степень полезности, как средство удовлетворения желаний людей. 

Равенства предельных полезностей, по нашему мнению, на рубль каждого  товара быть не может, так как всегда будут присутствовать какие-либо отклонения от этого равенства или асимметрия[11, c. 51].

Информация о работе Качество жизни, как социально - экономическая категория