Качество жизни, как социально - экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

В современной социально-ориентированной экономике высокое качество жизни, обеспечение которого является важной функцией государства, служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения социальной стабильности общества. Трансформационные преобразования в России 90-х годов привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а, в конечном счете – и снижению качества жизни населения. С начала 2000-х годов, с осознанием первостепенности решения социальных проблем для создания условий обеспечения развития экономики, государство перешло к активной политике в социальной сфере: рост социальных выплат, разработка и принятие национальных проектов, монетизация льгот и т.д.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Качество жизни населения…………………………………………….. 6
Теоретические подходы к исследованию уровня и качества жизни населения .......................................................................................................... 6
Сущность качества жизни ………………………………………………… 10
Глава 2. Изучение качества жизни населения на примере г. Нижнекамска .. 14
2.1 Программа социологического исследования ….…………………………. 14
2.2 Анализ и результаты социологического исследования …......................... 17
Глава 3. Основные направления повышения качества жизни населения ….. 23
Отечественный и зарубежный опыт решения данной проблемы ……. 23
Рекомендации по повышению качества жизни населения г. Нижнекамска …...………………………………………………………………. 27
Заключение ...…………………………………………………………………… 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Ilalovoy_Z_gr_4106.docx

— 93.58 Кб (Скачать файл)

5.3. Создание комфортной и безопасной окружающей среды проживания на основе существенного снижения негативного техногенного воздействия

Меры:

- разработать меры, способствующие улучшению экологической ситуации:

  • создание единой автоматизированной системы экологического мониторинга;
  • составление перспективного плана озеленения и благоустройства города путём создание единой базы данных зелёного фонда МО НМР.

-  рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов через:

  • выполнение санитарных норм содержания городских лесов;
  • определение границ санитарно-защитной зоны каждого предприятия, организации и учреждения города;
  • совершенствование системы по упорядочиванию вывоза мусора и его утилизации;
  • продолжить работу по берегоукреплению р.Кама

- совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения населения через систему дополнительного профессионального образования и формирования экологической культуры.

5.4. Совершенствование системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности

Меры:

- продолжить профилактические работы по предупреждению пожаров и нарушений противопожарного режима;

- создание единой дежурно-диспетчерской службы

- создание муниципального управления по делам ГО и ЧС Исполнительного комитета МО НМР;

- создание и развитие муниципального поисково-спасательного отряда;

- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы служб по предотвращению чрезвычайных ситуаций (приобретение автолестницы АЛ-50 предназначенной для зданий повышенной этажности, приобретение и установка системы оповещения с учётом развития объектов инфраструктуры города);

- продолжить развитие муниципальной пожарной.

6. Цель - совершенствование работы общественного транспорта и улучшение качества дорог в МО «НМР»

Задачи:

6.1. Повышение качества обслуживания пассажиров городским общественным тpанспоpтом

Меры:

- оптимизация маpшpутной сети на основе учета реальных пассажиропотоков по категориям населения;

- обновление и приведение к нормативному количество подвижного состава всех видов пассажирского тpанспоpта;

- проведение комплекса меp по сохранению и совершенствованию тpамвайной сети;

- обучение и повышение качества кадрового состава предприятий городского общественного транспорта;

- создание единой диспетчерской службы для координации движения всех видов общественного транспорта.

6.2. Привлечение дополнительных источников финансирования

Меры:

- развитие системы платных паpковок и хранения частных автомобилей, с использованием полученных средств для содержания и развития улично-доpожной сети и системы общественного тpанспоpта;

- создание условий для реализации целевых программ по развитию транспортного комплекса в  МО НМР.

6.3. Реконструкция и развитие системы автомобильных магистpалей

Меры:

- долгосрочные пpоекты стpоительства дорог муниципального района;

- развитие въездных и выездных магистpалей и комплексов (строительство и pеконстpукция автодоpог с сооpужениями тpанспоpтных pазвязок на них);

- строительство объездных дорог в г. Нижнекамске в целях ограничения  въезда большегрузного автомобильного тpанспоpта в центр гоpода;

- привлечение малого бизнеса к созданию парковок и развитию улично-дорожной сети.

6.4. Обеспечение пpиоpитета  общественного тpанспоpта перед индивидуальным

Меры:

- реконструкция городских дорог с целью выделения полос для движения только общественного тpанспоpта, запрет стоянок автомобилей на проезжей части и тpотуаpах основных автомагистралей;

- выступить с инициативой в вышестоящие инстанции о принятии регионального законодательного акта, регламентирующего порядок и правила допуска к таксомоторным перевозкам;

- учитывая перспективы развития г. Нижнекамска при проектировании дорожной сети предусматривать раздельное размещение трамвайных  путей от проезжей части;

6.5. Изучение и возможность влияния на изменение пассажиропотока

Меры:

- совершенствование системы оплаты проезда льготных категорий граждан;

- введение новых технологий при изучении пассажиропотоков;

7. Цель - повышение социальной защищённости граждан

Задачи:

7.1. Укрепление и дальнейшее развитие адресности предоставляемых населению услуг

Меры:

- продолжить реализацию существующих федеральных, республиканских и муниципальных программ таких как: «Дети России», «Дети Татарстана», «Программа адресной социальной защиты населения Нижнекамского района и г. Нижнекамска» и др.

- принять и утвердить муниципальную целевую программу «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры в Нижнекамском муниципальном районе», разработанную Управлением социальной.

7.2. Повышение качества помощи социально незащищённым гражданам

Меры:

- расширение перечня дополнительных платных услуг, востребованных социально незащищёнными гражданами;

- привлечение внебюджетных средств путём предоставления налоговых льгот субъектам, осуществляющим финансирование приоритетных программ и субъектов сферы социальной защиты;

 - создание муниципального Фонда поддержки людей с ограниченными возможностями и страдающими серьёзными заболеваниями;

- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений социальной защиты;

- улучшение кадрового потенциала работников системы социальной защиты путём:

    • повышения заработной платы работникам социальной защиты;
    • повышения квалификации работников социальной защиты;
    • привлечения высококвалифицированных специалистов

7.3. Обеспечить улучшение качества жизни социально-незащищённых категорий граждан

Меры:

- разработка программы по медико-социальной, духовной, физической реабилитации граждан;

- сохранение статуса многодетной семьи до достижения совершеннолетнего возраста последнего ребёнка;

- создание условий доступности социально-незащищённых категорий граждан к объектам социальной инфраструктуры;

- использование общественного ресурса волонтёров, молодёжных отрядов и местных жителей при оказании надомных услуг, не требующих специальных навыков ухода.

                                                                       

 

Заключение

Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может  привести к росту социальной напряженности.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики  в легальное положение, в том  числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической  активности населения. Это с одной  стороны приведет к росту налоговых  отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Исходя из анализа качества жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению качества жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Экономический рост российской экономики  позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы – с этим нужно бороться. Не решены некоторые демографические проблемы.

Реализация изложенных в  данной работе предложений призвана послужить решению важнейших  задач проводимой в Нижнекамске  социально-экономической политики, направленной, прежде всего, на повышение  жизненного уровня населения нашей  страны.

Повышение уровня жизни населения  является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический  рост и социальную стабильность в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андросова Г.А. Уровень жизни  населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. - СПб.:ТЭИ, 2006.

2. Бобков В.А., Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения // Экономист. – 2009. - №9. – С.55-60.

 3. Дмитриев М. На полпути к богатству // Эксперт. – 2008.  №12.  С.76-80.

4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. – Спб.: «Лань», 2004.

5. Жеребин В.М., Ермакова Н.А., Земленская В.Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения // Вопросы статистики. – 2003. №7.  С.24.

6. Иванова И.А. Экономическая статистика / под ред. Иванова – 2008.

7. Инмаков О, Фролов Д. «Простые люди» и индикаторы развития // Экономист. – 2006.  №11.  С.60-66.

8. Коленникова О.Б. Население как субъект оценивания системы неравенств // Свободная мысль. – 2004.  №5.  С.92-101.

9. Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. – 2004.  №8.  С.66-71.

10. Никитина С.И. Экономический словарь / сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

11. Окрепилова В.В. Управление качеством жизни/ под ред. В.В. Окрепилова. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006.

12. Плотницкий М.И. Макроэкономика: Учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2004.

13. Плышевский Б.П. Россия в мире и евроазиатском регионе: уровень жизни // Вопросы статистики. – 2008.  №6.  С.25-29.

14. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

АНКЕТА

социологического  опроса:

«Степень удовлетворенности  населения уровнем

и качеством жизни в  Нижнекамске»

 

Уважаемые участники опроса!

Кафедра Государственного и  муниципального управления, социологии и менеджмента проводит социологический  опрос с целью выявления степени  удовлетворенности населения качеством  жизни в городе Нижнекамск.

Отвечая на вопросы, обведите цифру ответа или напишите то, что  наиболее точно отражает ваше мнение. Анкета носит анонимный характер, полученные сведения будут обработаны и использованы в обобщенном виде.

Заранее благодарим за ответы!

 

       1. Как вы оцениваете свое материальное  состояние?

1. Полностью удовлетворяет

4. В большей степени  не удовлетворяет

2. В основном удовлетворяет

5. Совсем не удовлетворяет

3. средне

6. Затрудняюсь ответить


 

2. Как вы оцениваете  качество общего  образования  детей?

1. Полностью удовлетворяет

4. В большей степени  не удовлетворяет

2. В основном удовлетворяет

5. Совсем не удовлетворяет

3. средне

6. Затрудняюсь ответить


 

3. Как вы оцениваете  качество предоставляемой медицинской  помощи?

1. Полностью удовлетворяет

4. В большей степени  не удовлетворяет

2. В основном удовлетворяет

5. Совсем не удовлетворяет

3. средне

6. Затрудняюсь ответить

   

Информация о работе Качество жизни, как социально - экономическая категория