Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
В современной социально-ориентированной экономике высокое качество жизни, обеспечение которого является важной функцией государства, служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения социальной стабильности общества. Трансформационные преобразования в России 90-х годов привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а, в конечном счете – и снижению качества жизни населения. С начала 2000-х годов, с осознанием первостепенности решения социальных проблем для создания условий обеспечения развития экономики, государство перешло к активной политике в социальной сфере: рост социальных выплат, разработка и принятие национальных проектов, монетизация льгот и т.д.
Введение …………………………………………………………………….…… 3
Глава 1. Качество жизни населения…………………………………………….. 6
Теоретические подходы к исследованию уровня и качества жизни населения .......................................................................................................... 6
Сущность качества жизни ………………………………………………… 10
Глава 2. Изучение качества жизни населения на примере г. Нижнекамска .. 14
2.1 Программа социологического исследования ….…………………………. 14
2.2 Анализ и результаты социологического исследования …......................... 17
Глава 3. Основные направления повышения качества жизни населения ….. 23
Отечественный и зарубежный опыт решения данной проблемы ……. 23
Рекомендации по повышению качества жизни населения г. Нижнекамска …...………………………………………………………………. 27
Заключение ...…………………………………………………………………… 39
Список литературы …………………………………………………………….. 41
5.3. Создание комфортной и безопасной окружающей среды проживания на основе существенного снижения негативного техногенного воздействия
Меры:
- разработать меры, способствующие улучшению экологической ситуации:
- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов через:
- совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения населения через систему дополнительного профессионального образования и формирования экологической культуры.
5.4. Совершенствование системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
Меры:
- продолжить профилактические работы по предупреждению пожаров и нарушений противопожарного режима;
- создание единой дежурно-диспетчерской службы
- создание муниципального управления по делам ГО и ЧС Исполнительного комитета МО НМР;
- создание и развитие муниципального поисково-спасательного отряда;
- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы служб по предотвращению чрезвычайных ситуаций (приобретение автолестницы АЛ-50 предназначенной для зданий повышенной этажности, приобретение и установка системы оповещения с учётом развития объектов инфраструктуры города);
- продолжить развитие муниципальной пожарной.
6. Цель - совершенствование работы общественного транспорта и улучшение качества дорог в МО «НМР»
Задачи:
6.1. Повышение качества обслуживания пассажиров городским общественным тpанспоpтом
Меры:
- оптимизация маpшpутной сети на основе учета реальных пассажиропотоков по категориям населения;
- обновление и приведение к нормативному количество подвижного состава всех видов пассажирского тpанспоpта;
- проведение комплекса меp по сохранению и совершенствованию тpамвайной сети;
- обучение и повышение качества кадрового состава предприятий городского общественного транспорта;
- создание единой диспетчерской службы для координации движения всех видов общественного транспорта.
6.2. Привлечение дополнительных источников финансирования
Меры:
- развитие системы платных паpковок и хранения частных автомобилей, с использованием полученных средств для содержания и развития улично-доpожной сети и системы общественного тpанспоpта;
- создание условий для реализации целевых программ по развитию транспортного комплекса в МО НМР.
6.3. Реконструкция и развитие системы автомобильных магистpалей
Меры:
- долгосрочные пpоекты стpоительства дорог муниципального района;
- развитие въездных и выездных магистpалей и комплексов (строительство и pеконстpукция автодоpог с сооpужениями тpанспоpтных pазвязок на них);
- строительство объездных дорог в г. Нижнекамске в целях ограничения въезда большегрузного автомобильного тpанспоpта в центр гоpода;
- привлечение малого бизнеса к созданию парковок и развитию улично-дорожной сети.
6.4. Обеспечение пpиоpитета общественного тpанспоpта перед индивидуальным
Меры:
- реконструкция городских дорог с целью выделения полос для движения только общественного тpанспоpта, запрет стоянок автомобилей на проезжей части и тpотуаpах основных автомагистралей;
- выступить с инициативой в вышестоящие инстанции о принятии регионального законодательного акта, регламентирующего порядок и правила допуска к таксомоторным перевозкам;
- учитывая перспективы развития г. Нижнекамска при проектировании дорожной сети предусматривать раздельное размещение трамвайных путей от проезжей части;
6.5. Изучение и возможность влияния на изменение пассажиропотока
Меры:
- совершенствование системы оплаты проезда льготных категорий граждан;
- введение новых технологий при изучении пассажиропотоков;
7. Цель - повышение социальной защищённости граждан
Задачи:
7.1. Укрепление и дальнейшее развитие адресности предоставляемых населению услуг
Меры:
- продолжить реализацию существующих федеральных, республиканских и муниципальных программ таких как: «Дети России», «Дети Татарстана», «Программа адресной социальной защиты населения Нижнекамского района и г. Нижнекамска» и др.
- принять и утвердить муниципальную целевую программу «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры в Нижнекамском муниципальном районе», разработанную Управлением социальной.
7.2. Повышение качества помощи социально незащищённым гражданам
Меры:
- расширение перечня дополнительных платных услуг, востребованных социально незащищёнными гражданами;
- привлечение внебюджетных средств путём предоставления налоговых льгот субъектам, осуществляющим финансирование приоритетных программ и субъектов сферы социальной защиты;
- создание муниципального Фонда поддержки людей с ограниченными возможностями и страдающими серьёзными заболеваниями;
- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений социальной защиты;
- улучшение кадрового потенциала работников системы социальной защиты путём:
7.3. Обеспечить улучшение качества жизни социально-незащищённых категорий граждан
Меры:
- разработка программы по медико-социальной, духовной, физической реабилитации граждан;
- сохранение статуса многодетной семьи до достижения совершеннолетнего возраста последнего ребёнка;
- создание условий доступности социально-незащищённых категорий граждан к объектам социальной инфраструктуры;
- использование общественного ресурса волонтёров, молодёжных отрядов и местных жителей при оказании надомных услуг, не требующих специальных навыков ухода.
Заключение
Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно
недостаточно. Для решения этой проблемы
необходим перевод теневой
Исходя из анализа качества жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению качества жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.
Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы – с этим нужно бороться. Не решены некоторые демографические проблемы.
Реализация изложенных в
данной работе предложений призвана
послужить решению важнейших
задач проводимой в Нижнекамске
социально-экономической
Повышение уровня жизни населения
является главной целью любого прогрессивного
общества. Государство обязано создавать
благоприятные условия для
Список литературы
1. Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. - СПб.:ТЭИ, 2006.
2. Бобков В.А., Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения // Экономист. – 2009. - №9. – С.55-60.
3. Дмитриев М. На полпути к богатству // Эксперт. – 2008. №12. С.76-80.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. – Спб.: «Лань», 2004.
5. Жеребин В.М., Ермакова Н.А., Земленская В.Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения // Вопросы статистики. – 2003. №7. С.24.
6. Иванова И.А. Экономическая статистика / под ред. Иванова – 2008.
7. Инмаков О, Фролов Д. «Простые люди» и индикаторы развития // Экономист. – 2006. №11. С.60-66.
8. Коленникова О.Б. Население как субъект оценивания системы неравенств // Свободная мысль. – 2004. №5. С.92-101.
9. Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. – 2004. №8. С.66-71.
10. Никитина С.И. Экономический словарь / сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
11. Окрепилова В.В. Управление качеством жизни/ под ред. В.В. Окрепилова. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006.
12. Плотницкий М.И. Макроэкономика: Учебное пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2004.
13. Плышевский Б.П. Россия в мире и евроазиатском регионе: уровень жизни // Вопросы статистики. – 2008. №6. С.25-29.
14. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2008.
АНКЕТА
социологического опроса:
«Степень удовлетворенности населения уровнем
и качеством жизни в Нижнекамске»
Уважаемые участники опроса!
Кафедра Государственного и
муниципального управления, социологии
и менеджмента проводит социологический
опрос с целью выявления
Отвечая на вопросы, обведите цифру ответа или напишите то, что наиболее точно отражает ваше мнение. Анкета носит анонимный характер, полученные сведения будут обработаны и использованы в обобщенном виде.
Заранее благодарим за ответы!
1. Как вы оцениваете свое
1. Полностью удовлетворяет |
4. В большей степени не удовлетворяет |
2. В основном удовлетворяет |
5. Совсем не удовлетворяет |
3. средне |
6. Затрудняюсь ответить |
2. Как вы оцениваете качество общего образования детей?
1. Полностью удовлетворяет |
4. В большей степени не удовлетворяет |
2. В основном удовлетворяет |
5. Совсем не удовлетворяет |
3. средне |
6. Затрудняюсь ответить |
3. Как вы оцениваете
качество предоставляемой
1. Полностью удовлетворяет |
4. В большей степени не удовлетворяет |
2. В основном удовлетворяет |
5. Совсем не удовлетворяет |
3. средне |
6. Затрудняюсь ответить |
Информация о работе Качество жизни, как социально - экономическая категория