Карл Маркс и Макс Вебер. Общие и различные понимания общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:40, реферат

Описание работы

Понятие общества является одной из центральных категорий социологии как наиболее общей науки об обществе. Предметом социологии не являются отдельные области общественной жизни и отдельные общественные явления. Их изучают специальные общественные науки. Предметом же социологии является общество вообще, а также социальные явления, которые, будучи взаимосвязанными, в своей совокупности и образуют человеческое общество. Именно поэтому в задачу социологии входит как определение самого понятия человеческого общества, так и понятийное определение общественных явлений и выявление основы соединения их в обществе. Отдельные социологические теории как раз и различаются в зависимости от того, как они объясняют сущность общества и социальных явлений с учетом их соединения в целостном обществе. Исследованию такой сложной системы как общество, посвятило свои работы множество ученых-социологов. Вклад таких исследователей как К. Маркс и М. Вебер, в развитие теорий общества неоценим.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Характеристика общества в социологических концепциях К. Маркса и М. Вебера
1.1. Понятие общества в социологической концепции марксизма
1.2. Теория общества в социологии Макса Вебера
2. Сравнительный анализ понятия общества
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социология СРС 1.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Помимо базиса и надстройки, формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая так же, как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей.

Для Маркса общественные формации — это не просто социальные системы, а ступени общественного прогресса, ведущие от предыстории к подлинной истории человечества. Таким образом, развитие общества Маркс понимал как последовательную смену общественных формаций.

Другой подход к пониманию общества мы находим у М. Вебера. В качестве предпосылки общества у Вебера выступает не социум, а осмысленно действующие индивиды. Общество у него не первее индивида, а наоборот, индивид первое общества. Для него существо общества определяют индивиды, но не их психика, как у Тарда, не их экономическая деятельность, как у Маркса, а их социальные действия.

Социальные действия выражаются в поступках людей, направленных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий. Вебер дает классификацию социального действия, различая следующие его виды: целерациональное действие (в основе его лежит достижение определенной цели, определенного результата); ценностно-рациональное действие, производимое в соответствии с этическими и эстетическими ценностями; аффективное действие, в основе которого лежат чувства, эмоции; традиционное действие, действие по привычке, по традиции.

Таким образом, в основе общества, по Веберу, лежит социальное действие, подразделяющееся на целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

Развитие общества идет в направлении увеличения роли целерационального действия. Идея рациональности нашла свое последовательное выражение, по мысли Вебера, в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным правом (римское право), рациональным управлением (рациональная бюрократия), обеспечивающими возможность максимально рационализировать поведение в хозяйственной сфере, позволяя добиться предельной экономической эффективности.

Таким образом, М. Вебер рассматривал общество с точки зрения своей понимающей социологии как продукт социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

При всем многообразии подходов обнаруживается нечто единое для всех направлений социологической мысли: общество — это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Не существует абстрактного общества, общества вообще, оно всегда конкретно. Любое общество, как коллективная человеческая общность, имеет определенное географическое пространство, обладает властью, материальными средствами, своей организацией и нормативным порядком. То есть оно имеет определенную территорию и свое население, обладает верховной властью по отношению к ним и имеет свой нормативный порядок..

Заключение

"Общество – это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно, поэтому, что из обществ выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высших форм существования" (Э. Дюркгейм).

Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший эти слова почти столетие тому назад, оказался прав в своей оценке феномена общественной жизни. Действительно, по мере познания физических и биологических систем общество на пороге ХХІ века все больше и больше открывается человеческому разуму как сверхсложная самоорганизующаяся система, по-видимому, самая сложная из всех сущих. Разумеется при изучении такой сложной категории в социологии, следует прежде всего опираться на материал ведущих социологов в этой области.

Таким образом мы рассмотрели две основные теории общества Карла Маркса и Макса Вебера. Мы выяснили, что данное понятие в социологических концепциях имеет ряд отличительных особенностей. Но несмотря на различные подходы для всех направлений социологической мысли присуще единое: общество — это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

 

 

 

Список используемой литературы

http://scholar.su/content/marks-veber?page=0,12


Информация о работе Карл Маркс и Макс Вебер. Общие и различные понимания общества