Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 22:51, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть взгляды двух экономических учений относительно принципов социального государства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
узнать что такое социальное государство;
определить основные принципы социального государства;
рассмотреть кейнсианский путь развития общества;
Введение………………………………………………………………………...3
Принципы социального государства ……………………………….…5
Кейнсианский путь устойчивого развития общества………………....8
Социальная сторона концепции монетаризма…………………….....11
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..18
Введение
Современное социальное государство может существовать, развиваться, процветать, только если будет иметь высокоразвитую, социально ориентированную экономику.
В экономической политике социальное государство должно сочетать меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.
Представители разных теоретических направлений имеют свои взгляды на роль, задачи и функции государства в рыночной экономике, на использование различных инструментов ее регулирования.
Кейнсианство отрицает наличие у рыночной экономики способности к саморегулированию и выступает за активную роль государства. Меры государства, согласно Дж. М. Кейнсу, должны быть направлены на стимулирование спроса, поощрение инвестиций. Для этого необходимо использовать кредитно-денежные меры воздействия на экономику и бюджетное регулирование. Государственные расходы вызовут производственные инвестиции и усиление деловой активности в частном секторе.
Современное государственное регулирование экономики во многом базируется на теории Дж. М. Кейнса. Активно используются кредитно-денежные рычаги, в том числе снижение процента в периоды кризисов, бюджетное «дефицитное» финансирование частного капитала.
Современные кейнсианцы дополнили и развили основные положения теории применительно к новым явлениям экономики. В государственном регулировании рыночной экономики обосновываются антикризисная политика и политика экономического роста. Важное место занимает необходимость разработки долгосрочной стратегии регулирования на базе планирования экономики.
Монетаризм - основан на идеях либерализма, исходит из существования внутренней связи между свободой предпринимательства и свободой общества. Для умножения свободы, по мнению лидера монетаризма М. Фридмана, необходимо уменьшить роль государства: не допускать его к созданию богатства, регулированию объема производства, занятости и цен. Единственная роль, которую отводят государству,- регулирование количества денег в обращении, которое является определяющим фактором формулирования хозяйственной конъюнктуры. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над эмиссией, количеством денег в обращении и в запасах, достижению сбалансированности госбюджета и контролю над банковским процентом.
Монетаризм явился своеобразной реакцией на длительный период игнорирования теоретиками кейнсианства роли денежных факторов и инфляции в хозяйственных процессах капиталистических стран. Тезис об экстраординарной роли денег и о пагубных последствиях недооценки этого фактора стал отправным пунктом на позиции кейнсианства. "Только деньги имеют значение" - таков главный лозунг монетаризма.
Тема данной контрольной работы – «Кейнсианство и монетаризм о принципах социального государства». Тема актуальна, так как опыт многих европейских государств показывает, что они строят свою политику, опираясь на важнейшие принципы социального государства, а наиболее распространенные направления в регулировании экономики - кейнсианство и монетаризм. Цель работы – рассмотреть взгляды двух экономических учений относительно принципов социального государства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
Социальное государство - политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
«Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.
Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости, а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение».1
Принципы социального государства — это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.
Выделяют несколько основных принципов, раскрывающих сущность социального государства:
1. Принцип экономической свободы человека и доверия к саморегулируюшей роли рынка.
2. Принцип
ответственности государства
3. Принцип
социальной солидарности, которая
представляет собой особый тип
взаимоотношений между
4. Принцип
социальной справедливости, которая
является производной от
5. Принцип социальной безопасности, которая предполагает создание условий, обеспечивающих возможности для каждого члена общества реализовывать свои материальные, социальные и духовные потребности на удовлетворяющем их уровне в благоприятном социальном климате и в сочетании индивидуальных и общественных интересов.
6. Принцип доминирования социальной политики как политики, проводимой государством по отношению ко всему населению, над другими видами государственной политики.
7. Принцип
равной возможности участия
В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются: уровень бедности, относительный эффект социальных программ на уровень бедности, доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами, детская смертность, уровень безработицы.2
Социальное государство призвано законодательно создавать условия для экономической свободы. Это прежде всего должно осуществляться в рамках первичной ячейки экономики – на предприятиях и организациях различных правовых норм.
Принцип доверия к регулирующей доли рынка в социальном государстве является не абсолютным. Государство с помощью экономических рычагов (цены, тарифы, налоги), правовых мер и других средств должно постоянно следить за состоянием социальной жизни и экономики, за ее социальной направленностью и эффективностью, за недопущением тотальной коммерциализации отраслей социальной сферы и принимать действенные меры, обеспечивающие развитие и экономическую эффективность социального рыночного хозяйства, что также лежит в основе базовых принципов социального государства.3
Кейнсианство - макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – выдающийся ученый-экономист современности. Его книга “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) уже в 30-е годы послужила теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.4
Дж.М.Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. То есть психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.
Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект – “Эффект мультипликатора”. Это означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.
Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что, в свою очередь, усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики (гибкое изменение налоговых ставок и государственных расходов).5
Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. По концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.
Анализируя зависимость между занятостью и инфляцией, кейнсианцы ссылались на «кривую Филлипса», которая иллюстрировала существования обратной связи между заработной платой, ценами и уровнем безработицы, между инфляцией и безработицей. Исходя из того, что занятость зависит от уровня заработной платы, они делали вывод, что проблема занятости можно решить с помощью умеренной инфляции, которая помогает создать иллюзию роста заработной платы, а в действительности замораживает ее на определенном минимальном уровне.
Колебания
уровня безработицы Кейнс
Кейнс был решительным противником государственной собственности, убивающей рынок. «Не собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо»7. Этим он исправил трагическое заблуждение Маркса: достаточно, чтобы государство осуществляло правильную (с учетом будущих изменений) инвестиционную и социальную политику, не вступая в непосредственное владение средствами производства, то есть, не нарушая принципа частной собственности и свободного ценообразования.
Сам Кейнс мечтал о государстве всеобщего благосостояния, когда имеет место полная занятость, и социальные трансферты поддерживают жилищное строительство, сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Для этого не нужны ни государственная собственность, ни государственное управление экономикой; необходимы лишь значительные размеры государственных расходов (и налогов, соответственно). Частичное перераспределение доходов в пользу бедных могут стимулировать инвестиции благодаря росту потребления. Они играют также роль экономического стабилизатора.
Кейнс понимал важность социальной сферы в обеспечении устойчивого развития экономики и общества в целом. Именно внимание к социальной сфере и социальным вопросам позволили США и всему западному миру преодолеть экономически трудности, придать стабильность экономической системе.
Монетаризм – это одно из направлений неолиберализма, согласно которому количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли.
Информация о работе Кейнсианство и монетаризм о принципах социального государства