Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 22:51, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть взгляды двух экономических учений относительно принципов социального государства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
узнать что такое социальное государство;
определить основные принципы социального государства;
рассмотреть кейнсианский путь развития общества;
Введение………………………………………………………………………...3
Принципы социального государства ……………………………….…5
Кейнсианский путь устойчивого развития общества………………....8
Социальная сторона концепции монетаризма…………………….....11
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………
Основоположником монетаризма является Милтон Фридман (1912). Фридман рекомендовал совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, всё равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы.8
Выступив против кейнсианского учения Фридман и его сторонники стремились доказать, что рыночному капиталистическому хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. По их убеждению, государственные мероприятия по стимулированию спроса не только не улучшают состояние экономики, но порождают новые диспропорции, т.к. препятствуют действий стихийных выравнивающих механизмов конкуренции и свободного ценообразования.
Однако монетаристские теоретики не выступают за полное "отлучение" государства от участия в экономической жизни. Они полагают, что сфера его деятельности должна быть ограничена регулированием количества денег в обращении, борьбой с монополизмом и отдельными несовершенствами рынка, и социальной помощью нетрудоспособным.
Основными составляющими элементами концепции монетаризма являются следующие положения:
I. Количественная
теория денег, подчеркивающая причинную
связь между изменением
2. Монетарная теория экономического цикла, согласно которой все крупные колебания хозяйственной конъюнктуры (рост или падение величины валового конечного продукта) определяются изменением денежной массы.
3. 0собый "передаточный" механизм воздействия денег на немонетарные факторы через уровень товарных цен.
4. Положение
о слабой эффективности
5. Особое "денежное правило", предписывающее заменить меры государственного воздействия на конъюнктуру автоматическим приростом денежной массы в обращении на 3-5 % в год, независимо от состояния хозяйства.
Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, предложенная Фридманом, состоит в том, что оно, как следует из последнего положения, ограничиваемся жесткой денежной политикой.9 Последняя тесно связана с его концепцией "естественного уровня безработицы", призванной опровергнуть кейнсианскую теорию вынужденной безработицы. Ее сущность сводится к утверждению о том, что в условиях долгосрочного рыночного равновесия существует оптимальный для экономики устойчивый "естественный уровень безработицы", который не зависит от макроэкономических факторов (инфляции, предложения денег и т.п.). Монетаристы считают, что для достижения долгосрочного "естественного уровня безработицы" достаточно действия рыночного механизма, а отклонение текущих значений безработицы от ее "естественного уровня" является следствием двух основных причин:
во-первых, от деятельности профсоюзов, давление которых на предпринимателей ведет к росту доходов занятых и снижению нормы накопления;
во-вторых, от неверной экономической политики государства, направленной на краткосрочное регулирование занятости.
Устранение "вынужденной безработицы", по мнению монетаристов, возможно путем перестройки экономической политики государства, через: воздействие на занятость мерами фискального характера.
В завершающие десятилетия XX ст. идеи монетаризма получили широкое распространение. Это связано с тем, что они во многом соответствуют интересам консервативной части буржуазии и представителей "среднего класса", выражающих недовольство ростом государственного сектора экономики, ограничением условий свободной конкуренции, сокращением инвестиций в важнейшие сферы экономики. В соответствии с их рекомендациями во многих странах были проведены многолетние программы денационализации ряда отраслей хозяйства, что позволило существенно оздоровить экономику ряда стран, свести в них к минимуму сферу государственного экономического влияния.
Фридман доказывает, что инфляция не обеспечивает рост занятости. Критикуя вывод о том, что с помощью политики стимулирования спроса, то есть инфляции, можно «купить» постоянно низкий уровень безработицы, он утверждал: длительной зависимости между уровнем инфляции и занятостью не существует. Рабочие со временем поймут, что имеют инфляционный прирост заработной платы, и сформулируют новые требования к ее уровню. С другой стороны, предприниматель тоже быстро поймет, что повышение спроса — следствие инфляции, а не реальный прирост покупательной способности. Он сократит производство и спрос на рабочую силу. Если темпы инфляции будут опережать рост требований к заработной плате, то безработица может быть некоторое время на низком уровне. Но постоянно поддерживать определенный уровень занятости можно только ценой галопирующей инфляции.10
Так, ускорение инфляции положительно влияет на безработицу лишь временно, главным ее итогом является сокращение занятости. Поэтому, по мнению Фридмана, следует бороться не с безработицей, а с инфляцией.
Фридман формулирует концепцию «объективного, естественного уровня безработицы». Он делает вывод, что занятости, как и производству, присуща цикличность. Ее природа кроется в недостаточной предложения денежной массы. Уменьшение денежной массы — признак кризиса и застоя, оно обязательно сопровождается изменением конъюнктуры на рынке труда. Лучшим регулятором занятости является рынок. Фридман отмечает, что резерв рабочей силы обеспечивает равновесие, позволяет быстро увеличивать занятость в условиях оживления производства, полнее использовать производственные ресурсы, быстро наращивать товарное предложение и предотвращать значительному росту заработной платы. Он считает экономически оправданным 4-5% уровень безработицы, поскольку социальное обеспечение такого количества безработных не составляет проблемы для государства.11
Фридман приходит к выводу, что нет необходимости в регулировании уровня занятости. Инфляционно-бюджетная и фискальная направленность кейнсианской политики стимулирования занятости приводит к выдавливанию рыночной экономики, сокращение частного сектора, перераспределения доходов в пользу социальной сферы, а главное, не способствует решению проблемы занятости. Поэтому следует допустить такой уровень безработицы, который будет обеспечивать использование рынка труда как стабилизатора конъюнктуры, обеспечивать оптимальный уровень заработной платы.
Заключение
Социальное государство возникает на основе целенаправленной политики властей той или иной страны. Предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и «обуздания» политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидаризма.
Суть кейнсианства: Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина этого в том, что люди склонны сберегать часть своих доходов. Это приводит к неэффективности совокупного спроса: он меньше совокупного предложения. Преодолеть эту склонность людей к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос. Кейнс разделяет инвестиционный и потребительский спрос. Государство, увеличивая денежную массу, снижает ставку процента, что стимулирует инвестиционную активность предпринимателей. Недостаток же потребительского спроса можно компенсировать с помощью общественных работ, финансируемых из бюджета за счет денежной эмиссии. По мнению Кейнса, это не вызовет роста цен, так как высокий уровень безработицы и инфляции несовместимы, косвенно же общественные работы вызовут рост объема выпуска. Кейнс отверг главный постулат неоклассиков об эффективности рыночного саморегулирования и обосновал необходимость государственного регулирования экономики.
Модель Кейнса была статической; он рассматривал все экономические процессы в рамках краткосрочного периода. Такой подход был во многом обусловлен особенностями депрессивной экономики 1930-х годов. Тогда проблема долговременного экономического роста, экономической динамики не стояла на первом месте. Кейнсу важно было ответить на более насущный для него вопрос: как от занятости неполной перейти к занятости полной, как побыстрее покончить с массовой безработицей, недогрузкой мощностей, перепроизводством товаров.
Таким образом, кейнсианская экономическая модель была разработана в период глубокого кризиса рыночной экономики монополистической стадии, кризиса, который не разрешился сам собою в соответствии со схемами классической экономической теории. Кейнс сформулировал целый ряд принципов новой экономической модели, среди которых ключевым стала идея необходимости государственного вмешательства в экономику посредством целого ряда фискальных мер, оказывающих стимулирующее влияние на совокупный спрос и обеспечивающих стабилизацию экономической жизни.
Результаты реализации кейнсианской модели в экономике США и других развитых стран мира, показали эффективность кейнсианских идей. Принципы кейнсианской модели были заложены в основу экономик западных стран и позволили им динамично и устойчиво развиваться на протяжении нескольких десятилетий. Полученный опыт показал важную роль государства в нормальном функционировании любой современной экономической системы. Важная роль государства в экономике сегодня не оспаривается никем. Дискуссии ведут ся по вопросам о степени и направлениях государственного вмешательства в экономику.
Основную сущность монетаризма можно выразить в следующем виде: монетаризм - это экономическая теория, приписывающая, находящейся в обращении денежной массе, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между денежной массой и величиной конечного общественного продукта.
Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.
Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.
Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, ту или иную политику и поэтому конкретный выбор зависит от системы научно - методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами. Универсального правила регулирования экономикой не существует.
Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Всю монетаристскую концепцию можно лаконично уложить в одно высказывание Фридмана: «… инфляция всегда и везде является денежным феноменом».
Список использованной литературы
1М. Б. Смоленский Конституционное право России Изд. 3 испр., и доп. – М.: ИКЦ «МарТ» - 2003 – с.35.
2 Косов, Р.В. Основы социального государства : учебное пособие / Р.В. Косов. –Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – с.11.
3 Гриценко Н.Н., Волгин Н.А, Основы социального государства – М.: Изд. Дом «АТИСО», 2009. – с.85.
4 Зверева Ю. История экономических учений.- Ярославль. ПТК 1998. –с.26.
5 Татарников Е.А. История экономических учений. – Ставрополь: «45-я параллель» 2010. - с.50.
6 История экономических учений: Учебник / Л Я Корнийчук, Н В Татаренко, А Н Подпоручик - М.: Финансы и статистика, 1999 - 566 с
7 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. /Пер. с англ.; М., 1978.- 458с.
8 Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004
9 Волков М.Ю. Денежно-кредитная политика и ее реализация [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 .-М. : РГБ 2005, 2005.
10 История экономических учений: Учебник / Л Я Корнийчук, Н В Татаренко, А Н Подпоручик и др. - М.: Финансы и статистика, 1999 - 562 с.
Информация о работе Кейнсианство и монетаризм о принципах социального государства