Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:46, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть место женщины в китайской семье;
гендерные особенности; действия правительства в этом вопросе.
Задачи работы, рассмотреть:
1. Социальный статус женщины в Китае
2. Положение китайской женщины в семье
3. Законодательные деяния о положении женщин в Китае
Введение…………………………………………………………….……….3
Социальный статус женщины в Китае …...………………………...….6
Роли женщин в дореволюционном Китае. ……………………..8
Роли женщин в современной жизни.……………………...……12
«Типы» девушек…………………………………………...…….14
Положение китайской женщины в семье ……………………..……..17
Значение религии в воспитании.…………………………….....19
Законодательство о положении женщин в Китае…..……………….21
Заключение…………………………………….…………………………..28
Список литературы………………………………………………………..30
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
Кафедра международных отношений
Курсовая работа
по учебному курсу: История стран региона специализации.
По направлению подготовки
032000.62 – Зарубежное регионоведение
на тему: Китайская женщина в семейном интерьере, гендерные образы Китайской традиции семейного воспитания.
Исполнитель: Лысенко Юлия
Студент гр. БР-11
Научный руководитель работы:
Ивонина О.И., д.ист.н., профессор.
Новосибирск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………….……………
Список литературы…………………………………
Рассматривая положение девушки в семье в сфере гендерного равенства в Китае, следует иметь ввиду, что китайское общество находилось под воздействием весьма жесткой разновидности патриархата, имевшего глубокие исторические корни. Помимо экономической зависимости китайские женщины страдали от практически полного отсутствия прав во всех сферах жизни. Институт наследования был выстроен сугубо по мужской линии. В браке женщины полностью зависели от мужа; незамужние находились в подчинении родителей. Мальчики в семье считались выше девочек, которых третировали и унижали и часто продавали в чужие семьи. Женщины подвергались физическому и личностному насилию. Существовала полигамия, значительное распространение получила проституция. В связи с этим становится понятной важность изучения данной темы.
Данная тема очень актуальна, потому как долгое время в Китае положение женщин в обществе было намного ниже, чем у мужчин, с женщинами вообще не считались, но не так давно вышел новый закон, полностью меняющий положение женщины в китайском обществе.
Так же интерес к данной проблеме обусловлен спецификой семейных отношений в Китае, их странной устойчивостью и консерватизмом.
Оценивая современное положение женщин в стране можно сказать, что, несмотря на явный прогресс в этой области - повышение их общественно-политической роли, общественного статуса и т.д., процесс идет недостаточно динамично. Чтобы решить эту проблему, необходимо изменить не только отношение общества к женщине, но и отношение женщины к себе самой, воспитывая в ней чувство самоуважения, веру в собственные силы и самостоятельность.
Данная работа охватывает довольно широкие хронологические рамки, характеризуя специальную литературу по этой теме, необходимо отметить, что в изучении проблемы можно выделить период, начиная с древности, учения Конфуция и анализировать до современности, проследить эволюцию правового и фактического положения женщин в соответствии с развитием государства и общества.
В отношении данной темы написано достаточно много литературы, которая раскрывает и показывает, какое положение занимала женщина в то или иное историческое время в Китае. Как отечественные, так и зарубежные авторы выпускали работы, посвященные данному вопросу, а точнее китайской традиционной семье. Среди отечественных авторов наиболее полно освятили данный вопрос Васильев Л.С., Сидихменов В.Я., Усов В.Н, среди китайских авторов можно выделить - У Хань, Дянь Дэнго, из зарубежных акцент на этом аспекте был сделан в монографии Доменака Жан-Люка. В работах, данных авторов китайская семья была описана с различных сторон, некоторые делали упор на описание традиций, другие на описание патриархального строя семьи, но тем не менее была показана полная картина китайской семьи. Цзоу Сяохун, доктор юридических наук, доцент юридического института Чанчуньского политехнического университета, рассматривает некоторые вопосы, касающиеся прав женщин на образование.
Но не все так однозначно
как кажется на первый взгляд: такие
авторы, как Сидихменов В.Я., Малявин
В.В. показывают неравноправие женщины по сравнению с мужчинами,
указывают на то, что начиная с конфуцианских
времен, женщина была поставлена в определенные
рамки, не имея и половину тех прав и свобод,
которыми обладали их мужья и сыновья.
Не поддерживают выше изложенную точку
зрения такие авторы, как Дянь Дэнго и Зыбина А., которые полагают,
что до нашествий кочевников с севера
женщины являлись полноправной социальной
единицей в отношениях с мужчинами и лишь
навязанные традиции кочевников поставили
их в данное положение.
Что касается источников, мною были взяты
во внимание такие источники, как трактат
Конфуция «Ли-цзи» и «Сон в красном тереме»
Цао Сюэциня, которые показывают, что именно
женщина считалась прародительницей человечества
и женщины играли очень важную роль не
только в управлении делами, но и в принятии
решений, касающихся судьбы их будущих
детей.
Так же использовались источники свободной китайской прессы, свидетельствующие о настоящих ситуациях в Китае.
Методологией исследования моей курсовой работы является изучение и анализ научной литературы.
Цель данной работы рассмотреть место женщины в китайской семье;
гендерные особенности; действия правительства в этом вопросе.
Задачи работы, рассмотреть:
1. Социальный статус женщины в Китае
2. Положение китайской женщины в семье
3. Законодательные деяния о положении женщин в Китае.
Объектом данной работы является изучение изменения положения китайской женщины в современном Китае, а предметом, соответственно, - сама женщина.
В работе встречаются такие термины как статус и положение женщины в обществе. Следует определить, что они означают. Статус (от латинского status - положение, состояние) - положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.). Положение - место, роль отдельного человека (в данной работе – женщины) в обществе, состояние, обусловленное какими-либо обстоятельствами (семейное положение).
Конфуций создал учение,
которое через 300 лет после его
смерти стало постоянно действующим
импульсом общественной жизни Китая,
создало правила поведения не
только в государстве, но и семье,
как ячейки общества.
С женщинами и прислугой тяжело общаться.
Если приближаешь их к себе, они становятся
непочтительными. Если держишься от них
на расстоянии, они ворчат». ( Конфуций)
«Женщины держат половину
неба», — гласит один из самых известных
лозунгов Мао Цзэдуна. То, что они
получают за равную работу только половину
зарплаты, которая выплачивается
мужчинам, — это уже обратная
сторона медали.
По опубликованному в 1994 году исследованию
правительства Китайской Народной Республики,
китайские женщины работают в среднем
на два часа дольше, чем мужчины, их общий
доход примерно на 40% меньше. В тех же исследованиях
отмечается с сожалением возрождение
старых феодальных обычаев: продажа девушек
и проституция.1
В течение сорока лет имеется конституционно
гарантированное народу равноправие мужчин
и женщин, однако кажется, что, как и многие
другие коммунистические новшества, оно
все же не может достучаться до людских
сердец. Слишком могущественна была тут,
пожалуй, традиция, которую за одну ночь
нужно было упразднить: в отличие от запада
в истории Китая не происходило никакого
широкого движения эмансипации. Не женщины
добивались равенства полов, оно упало
им в подол как подарок революции. Не было
ничего, что подготовило бы их и мужчин
к этому подарку.
Почти ничего, кроме факта, что бремя пренебрежения,
которому в течение столетий в чрезвычайной
степени была подвержена женская часть
китайского населения, также всегда создавало
сопротивление особого рода. Китай всегда
являлся страной не только подавленных,
но и подавляющих женщин. Смесь покорности
и железной воли к победе, которая может
нам так нравиться в современном Китае
и сегодня, вероятно, так же стара, как
сам патриархат.
Существовавшая
ранее феодальная система брака узаконивала полную
зависимость детей от воли родителей,
заключавших соглашения о браке их детей,
исходя из экономической выгоды. Соглашение
о вступлении в брак носило характер экономической
сделки купли – продажи. 2
В сочетании с проникновением рыночных отношений в социальную сферу это способствует росту фактической дискриминации женщин и девочек. Так, несмотря на то, что в Китае является обязательным девятилетнее образование, из-за введения частично платности обучения, гендерный разрыв в образовании увеличился. В Китае сохраняется довольно высокий уровень неграмотности, в особенности среди сельских женщин, что затрудняет вовлечение их в экономическую и политическую жизнь, а в ряде случаев не позволяет воспользоваться действующим законодательством.
В сельской местности, где уровень
посещения школ в целом ниже, чем в городах,
девочек чаще забирают из школ. Родители
считают, что обучение дочерей экономически
менее эффективно, чем обучение сыновей,
поскольку девочки, выйдя замуж, уходят
из семьи. Рост цен на образовательные услуги,
а также необходимость
Гендерные стереотипы долгое время не позволяли женщинам работать в системе образования. В настоящее время гендерный разрыв в числе работающих учителей практически ликвидирован. Это позволяет надеяться, что учителя-женщины окажут воздействие на адаптацию в общественном сознании новых гендерно-ролевых моделей, и девочки перестанут покидать школы.
Еще одним фактором роста фактической
дискриминации женщин является коммерциализация
здравоохранения. Бесплатное и доступное здравоохранение
на основе системы обязательного медицинского
страхования было приоритетом китайского
правительства, начиная с 1949г. Однако переход к
рыночной экономике привел к фактическому
разрушению этой модели. С роспуском коммун
на селе и развитием свободных
В Китае на протяжении всей его истории была чрезвычайно распространена торговля женщинами и детьми, и рассматривалась как обычное явление. Полностью исключить ее не удается и в настоящее время. Китайское законодательство рассматривает продажу и приобретение женщин и детей как уголовное преступление (ст. 240-242 УК КНР). Однако поскольку в большинстве случаев подобные деяния совершаются отцами, мужьями и братьями потерпевших, государство не привлекает к ответственности тех лиц, которые, совершив такие действия, раскаялись и добровольно возвратили приобретенных женщину или ребенка к их месту жительства.
Имеет место и трансграничная торговля женщинами в такие страны, как Мьянма, Таиланд и Вьетнам. По данным Международной программы МОТ о ликвидации детского труда, начиная с 1990г. Более 80 тыс. женщин и детей, преимущественно девочек, было продано в Таиланд для занятий проституцией.4
Как сообщает настоящая китайская пресса, практически одновременно с российской переписью населения такое же мероприятие прошло в Китае. Правда, в силу численности населения КНР перепись получилась на порядок масштабнее. В ней участвовали шесть миллионов переписчиков, а продолжалась она 10 дней. За этот период переписчики посетили около 400 млн домохозяйств. Проводится всеобщая перепись населения один раз в 10 лет. В предыдущий раз население Китая переписывали в 2000 году, тогда в Китае насчитали 1,27 млрд человек. Сейчас ожидается, что цифра превысит 1,3 млрд. В 2000 году 64% населения, или около 800 млн, отразились как жители сельской местности, несмотря на то, что трудовые мигранты уже десятилетие как перебирались в города и работали там. Вопросы прописки, планирования семьи, налогов и владения землей останутся, по крайней мере, в теории, за обочиной переписи. Кроме того, властям хотелось получить более точную картину количества детей в китайских семьях. Для этого родителям «лишних», рожденных в нарушение закона о единственном ребенке, детей гарантировали конфиденциальность, если только они отметят в переписях свое потомство.