Китайская женщина в семейном интерьере, гендерные образы Китайской традиции семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть место женщины в китайской семье;
гендерные особенности; действия правительства в этом вопросе.
Задачи работы, рассмотреть:
1. Социальный статус женщины в Китае
2. Положение китайской женщины в семье
3. Законодательные деяния о положении женщин в Китае

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….3
Социальный статус женщины в Китае …...………………………...….6
Роли женщин в дореволюционном Китае. ……………………..8
Роли женщин в современной жизни.……………………...……12
«Типы» девушек…………………………………………...…….14
Положение китайской женщины в семье ……………………..……..17
Значение религии в воспитании.…………………………….....19
Законодательство о положении женщин в Китае…..……………….21
Заключение…………………………………….…………………………..28
Список литературы………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая работа 20013.docx

— 90.22 Кб (Скачать файл)

 

      1. Положение китайской женщины в семье.

 

Еще Гомер ценил женщину  наравне с мужчиной. Он описывает  ее с величайшей проникновенностью. Он создает женские незабываемые образы, нет ничего лучше, говорит  Гомер, чем когда муж и жена согласно живут в своем доме, ближним  на радость, на счастье себе. Но безусловно, Гомер не был знаком с китайской традицией построения семьи и положения женщин в традиционном китайском обществе. В данной главе  будет рассмотрен статус женщины как жены, матери и вдовы.12

Конфуцианский культ предков  и нормы «Сяо» ( сыновья почтительность) способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересам семьи придавалось гораздо больше значения, чем отдельной личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных ценностей (от отдаленных предков к отдаленным потомкам). Перед каждым китайцем стоял долг соблюдения интересов семьи, т.е. рождение детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках. 
Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. «Большая нерасчлененная семья (та семья, которую имел ввиду Конфуций, когда сравнивал ее с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и нормами «Сяо» создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета: при наличии хотя бы маломальских благоприятных экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратистскими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая. Такие семьи обычно делились лишь после смерти отца, а то и обоих родителей.13 Старший сын занимал место главы семьи и получал большую часть наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между остальными сыновьями.

Одной из наиболее интересных особенностей мышления китайцев, является его практицизм, т.е. потребность  разрабатывать умозрительные теории только тогда, когда этого требует  сама жизнь. Жизнь же требовала только одного: все идеологические теории должны соорентировать страну и народ на соблюдение социо – этического порядка, санкционированного великим Небом. Именно отсюда идет знаменитое высказывание Конфуция о том, что «Государство – это большая семья, а семья малое государство», т.к. для него они были однопорядковыми вещами. Поэтому социальная этика, всегда играла большую роль. Каждый китаец постоянно видел перед собой эталон, заключенный в «Золотом прошлом» и считал своим священным долгом подражать ему. Следовательно величайшим авторитетом для китайца был не тот, кто уходил в мир абстрактных теорий, а тот, кто мог его научить жить здесь и сейчас. Ради «маленького» государства и «большой» семьи.

Важнейшими регуляторами семейных отношений являлись Конфуцианский  культ предков и нормы «Сяо» (сыновья подчтительность), они же в свою очередь способствовали расцвету культа семьи и клана.

Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и  решению родителей, это считалось  настолько естественным, что вопрос любви, не ставился принципиально, т.е. все личное и эмоциональное приносилось  в жертву семье и ее нуждам.

Статус женщины как  матери.

Что касается женщины как матери, то в ее обязанности, прежде всего, входила подготовка детей к будущей замужней жизни. В данной ситуации будет более подробно рассмотрена именно подготовка девочек к семейной жизни. Это не ограничивалось только обучением ведению домашнего хозяйства. Мать обязана была «сформировать достойный облик» своей дочери в соответствии с представлениями китайцев об истинной красоте. Кстати, нельзя не упомянуть, что ранние представления китайцев о женской красоте существенно отличались от наших. Китайцы полагали, что настоящей красавицей может быть только та девушка, которая выглядит как слабая и хрупкая тростинка. Для того, чтобы соответствовать этому изящному образу, девушка должна была иметь весьма маленький, даже по китайским меркам, размер ног и груди. Именно мать с 6 - 7 летнего возраста своей дочери "создавала" соответствующий облик будущей красавицы. В зависимости от времени полового созревания - в 10-14 лет - для придания изящества уже "всей фигуре" девочкам специальной холщовой тканью туго стягивали грудь, чем ограничивали не только развитие молочных желез, но и физическое развитие всего организма. Это зачастую впоследствии вредно сказывалось на здоровье будущей женщины. Такими вот жестокими методами целые поколения китаянок приводились в соответствие с представлениями о прекрасном. Однако при благополучном исходе, т.е., с обретением нужной формы фигуры и дугообразных («лунообразных») ног девушки могли рассчитывать на усиленное внимание со стороны женихов.14

Обязанности были не только у детей и жены, но также и  у отца, главного человека в семье, которого все слушались и  все подчинялись. В одном из наставлений, обращенному к отцу семейства, говорилось, что он должен с большим вниманием воспитывать дочь, хотя, естественно, воспитание дочери – это прежде всего дело матери. Когда дочери исполнится 5-6 лет, ей нужно делать прическу и бинтовать ноги. Она должна все время находиться в доме, ей не следует бегать и играть. Когда ей исполнится 7-8 лет, отец должен приучать выполнять ее небольшую домашнюю работу: подметать пол, прясть, мыть чашки. В 10 лет ей было запрещено выходить из дому и играть с мальчиками – запрещать также должен был отец. Когда приходили родственники – отец должен был показать им дочь, но она должна была выражать почтительность, не разрешалось громко смеяться. 15

 

        1. Значение религии в воспитании.

 

В настоящее время религия  Китая играет очень важную роль во многих сферах жизни людей, особенно в такой важной как воспитание. Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви».

Тем не менее, как среди  образованных слоев населения, так  и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских  школы, зачастую называемые тремя религиями  Китая: конфуцианство, даосизм и  буддизм. Китайская система религиозного синкретизма, явившаяся результатом  сложного процесса синтеза всех трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма, складывалась медленно и постепенно, на протяжении ряда столетий. Главенствующим в этом сложном процессе всегда было конфуцианство. Однако даже после провозглашения его в Хань официальной государственной идеологией конфуцианству далеко не сразу удалось доказать и отстоять свой бесспорный приоритет при  воспитании населения Китая.

Религия Китая сосредотачивает  внимание на воспитании человека в  духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые  представляют собой внешнее выражение  долга, любви, преданности. Чем сложнее  и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все  взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях.

 

            3. Законодательство о положении женщин в Китае. 

В январе 2001 года Президиум  ПК ВСНП после многочисленных бурных дебатов, консультаций со специалистами (юристами, социологами, психологами) принял решение о вынесение поправок на широкое всенародное обсуждение, поскольку изменения закона затрагивают  интересы всех жителей Поднебесной, где семья всегда являлась основой  общества и опорой государства. Ли Пэн в своем выступлении в парламенте подчеркнул важность обсуждения поправок в Закон КНР о браке, сказав, что стабильность брака и семьи - ключевой фактор в обеспечении социальной стабильности и социального прогресса. Проект закона был опубликован 15 января 2001 года в средствах массовой информации КНР.

28 апреля 2001 года 28 сессия  ПК ВСНП 9 созыва абсолютным большинством утвердила новую редакцию Закона КНР о браке, которая вступила в силу в тот же день.

Новая редакция Закона КНР  о браке в своей основе базируется на тексте Закона о браке 1980 года, имевшем 5 глав и 37 статей, состоит из 6 глав ("Общие  положения", "Брак", "Семейные отношения", "Расторжение брака", "Меры по оказанию помощи и ответственность", "Дополнительные положения") и 51 статьи. Кроме главы 5, которая является абсолютно  новой и посвящена судебно-правовой ответственности, все остальные  разделы подверглись ревизии.16

Статья 3 помимо запрета бигамии  была дополнена положением, которое  гласит: "Запрещается также совместное проживание одного из супругов с другим лицом противоположного пола". Такого рода сожительство ясно свидетельствует  о нарушении закона и является основанием для привлечения к  ответственности людей, имеющих  внебрачные связи. Лица, уличенные в  двоеженстве, подлежат аресту и тюремному  заключению до двух лет в соответствии с Уголовным кодексом КНР. Более  того, пострадавшей стороне гарантируется  денежная компенсация при расторжении  брака.

Несмотря на все высказанные  мнения о декларативности положения  о супружеской верности, новая  статья 4 содержит это положение. "Супруги  должны быть верными друг другу и  взаимно уважать друг друга; члены  семьи должны почитать пожилых, любить детей и помогать друг другу; они  должны соблюдать равноправие, поддерживать гармоничные и цивилизованные супружеские  и семейные отношения". Сексуальная  распущенность и внебрачные связи  не были отнесены к явлениям, угрожающим принципу единобрачия. Таким образом, китайские законодатели, отвергнув  предложение о введении уголовной  ответственности за адюльтер как  противоречащий свободе личности, свободе  выбора, рассчитывают на опосредованное влияние этой формулировки на общество. В ней они видят обращение к традиционному менталитету китайцев, таким ценностям, как взаимная преданность и взаимоподдержка членов семьи, приоритет семейных связей, все еще широко распространенных к китайском общественном сознании. Тем не менее совершенно очевиден перевод традиционных семейных ценностей из плоскости патриархальной семьи, где они сформировались и функционировали, в плоскость равных, гармоничных, здоровых и цивилизованных отношений между членами современной эгалитарной семьи. С нашей точки зрения, такая экстраполяция имеет несколько очевидных противоречий, легко преодолимых в декларациях и на бумаге и не столь быстро исчезающих из общественного сознания. Изменение менталитета требует смены 3-4 поколений, дабы ценности традиционного общества переплавились в ценности современного человека, живущего в условиях рыночной экономики, информационного общества, глобализации и интенсивного влияния совершенно иных культурных ценностей.17

Строго говоря, закрепление  супружеской верности в качестве долга никак не может находиться под контролем закона, поскольку  затрагивает сексуальные отношения. В том случае, если один из супругов не соблюдает указанного принципа по каким-то причинам, вариантом решения  проблемы может стать расторжение  брака. Кроме того, в комментариях акцент сделан на то, что к лицам, имеющим внебрачные связи, должны применяться  партийные и административные дисциплинарные взыскания, они должны стать объектами  общественного осуждения.

Значительно обновлена 2-я  глава закона, посвященная вступлению в брак. Так, статья 8 дополнена положением, требующим обязательной регистрации  брака. Таким образом, в китайском  семейном праве не признается законным так называемый гражданский или  фактический брак. Данная поправка внесена в закон с целью  максимального ограничения распространенной в сельских районах практики супружеских  отношений без регистрации. В  том случае, если лица, состоящие  в подобного рода отношениях, обращаются в народные суды с имущественными или иными исками, они, в соответствии с новой редакцией закона, должны в первую очередь зарегистрировать брак, и только после получения свидетельства о браке народные суды принимают иски к делопроизводству.

Внесение этой поправки отвечает прежде всего интересам государства, обеспокоенного ростом фактических браков и сложностями, возникающими в этих условиях с реализацией жесткой демографической политики. Объявление вне закона фактических браков - попытка изменить негативную ситуацию, заставив всех вступающих в брачные отношения официально оформлять их в органах регистрации, что позволит государству эффективнее контролировать рождаемость.18

Если же посмотреть на непризнание  фактических браков с точки зрения интересов женщин, то их права и  интересы при отказе мужчины регистрировать брак остаются незащищенными. С одной  стороны, объявление фактических браков вне закона должно, по мысли законодателей, подтолкнуть пары, не зарегистрировавшие свои отношения, к регистрации, а  с другой - определенным образом  освобождает мужчин, состоящих в  подобных отношениях, от всех обязательств по содержанию жен в случае их отказа от регистрации. С нашей точки  зрения, эта поправка не отвечает интересам  женщин и не защищает их права, в  то время как права детей от фактических союзов защищены статьей 25 закона, уравнивающей внебрачных детей  и детей, рожденных в браке.

Три абсолютно новые статьи - 10, 11 и 12 - посвящены недействительным бракам и процедуре аннулирования  брака. В соответствии со статьей 10 брак считается недействительным при  наличии четырех условий: бигамия; вступление в запрещенный законом  брак с родственником; с лицом, страдающим заболеванием, не позволяющим ему  вступать в брак; несоответствие брачному возрасту. Браки, заключенные по принуждению, аннулируются. Бесспорно, действие статьи 11 направлено на защиту прав женщин, на борьбу с торговлей женщинами  и насилием в отношении женщин. В этой связи особо следует  отметить положение "если аннулирования  брака требует сторона, чья личная свобода была противоправно ограничена, то заявление может быть подано в  течение года со дня восстановления личной свободы". К сожалению, торговля женщинами все еще не изжита в  КНР, однако китайское руководство  в соответствии со взятыми международными обязательствами предпринимает усилия для преодоления указанного явления, приводя национальное законодательство в соответствие с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Информация о работе Китайская женщина в семейном интерьере, гендерные образы Китайской традиции семейного воспитания