Классическая социология 19-20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 03:16, контрольная работа

Описание работы

Возникновение социологии и её становление как самостоятельной науки связаны с теми общественными потрясениями, которые происходили по разным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры феодального общества, стремительное развитие капиталистического способа производства – крупнейшие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифференцироваться и осознаваться как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного устройства и социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисциплин.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки………………………………………………………………….................................4
2 Огюст Конт и Герберт Спенсер – основатели социологии…………………..10
3 Классическая социология 19-20 веков………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22
ЛИТЕРАТУРА…………………

Файлы: 1 файл

Социология контрольная.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки………………………………………………………………….................................4

2 Огюст Конт и Герберт  Спенсер – основатели социологии…………………..10

3 Классическая социология 19-20 веков………………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникновение социологии и её становление как самостоятельной  науки связаны с теми общественными потрясениями, которые происходили по разным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры феодального общества, стремительное развитие капиталистического способа производства – крупнейшие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифференцироваться и осознаваться как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного устройства и социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисциплин.

Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все общественные институты, которые казались столь устоявшимися и незыблемыми, начинают выглядеть как проблема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое значение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в заботу государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С другой стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая бы специализировалась на исследовании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социология. Ее прагматическая функция – «добывать» знания о существующих в обществе проблемах и «передавать» их в те инстанции, которые правомочий принимать конкретные решения на основе этих научных знаний. Социологии присуща критичность по отношению к общественным проблемам и стремление к глубинному раскрытию общественных проблем. Как и в каждой науке, в социологии теория и практика тесно связаны между собой: результаты исследования применяются на практике, а на основе эмпирических результатов исследования происходит разработка социологической теории.

По своим задачам  и характеру социология всегда являлась оппозиционной наукой. Как наука, которая изучает общество и применение власти, она часто оказывалась «сомнительной», особенно в таких общественных условиях, в которых власть являлась каким-то образом «сконцентрированной». При этом часто возникали противоречия между власть имущими и исследователями. Демократизация общества означала, что социум начали ставить выше государства. Таким образом, и те науки, которые изучали общество, приобрели в новых условиях большее значение. Благодаря своей критичности социология и в дальнейшем сохранила определенный оппозиционный характер. На оппозиционные же науки всегда смотрели несколько косо; например, в Германии 30-х годов социология не была «любимицей» среди наук, потому что она обращала слишком большое внимание на феномен власти. Как уже говорилось выше, социология имеет особо выраженную прикладную функцию. Она ставит своей целью решение общественных проблем и применение приобретенной информации в общественной деятельности. В разной связи, например в социалистических странах, подчеркивали эту сторону социологии и пытались использовать социологию и приобретенную ею информацию в управлении и руководстве обществом. При таком подходе существует, однако, опасность, что наука становится тесно связанной со взглядами и ценностями власть имущих и теряет свою первоначальную критичность. Детерминированность временем и социальными условиями, свойственная общественным наукам вообще, проявляется в социологии особенно остро, поскольку она является наукой, которая непосредственно изучает общество и его членов, людей и их проблемы [1, стр. 3].

 

1 Исторические предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки

 

Один из патриархов мировой  социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это  очень молодая наука об очень  древнем предмете изучения».

Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали  и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Первым в истории  трудом по «общей социологии» считают  «Государство» Платона. Великий  мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат [5, с.7].

На творчество Аристотеля большое влияние оказал его учитель Платон, который первым создал целостное произведение по общественным вопросам – «Государство». Но Аристотель был решительным противником Платона, особенно его представлений об идеале общественного устройства, изложенного в работе «Государство», и более реалистического его проекта в «Законах». Несмотря на это, творчество этих двух наиболее выдающихся мыслителей прошлого наложило свой отпечаток на все развитие европейской культуры и цивилизации [6, с.5].

В своих трудах они  впервые, в противоположность теологическим  концепциям происхождения государственной  власти, культивируемым в странах  Древнего Востока и Египта, выдвигают  идею естественного происхождения  государства и государственного управления. Одновременно с этим они выступают и против представлений софистов о возникновении государства в результате «общественного договора». Одними из первых они делают анализ социальной структуры общества. Большое внимание в своих трудах они уделяют проблеме политического господства, анализируют различные виды государственного устройства [6, с.5 - 6]

Обосновывая идею естественного  происхождения государства, Платон писал: «Государство возникает... когда  каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается... Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...». Таким образом, по мнению Платона, «его (государство) создают наши потребности», среди которых «первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования жизни... Вторая потребность – жилье, третья – одежда и так далее».

Человек не в состоянии  самостоятельно обеспечить удовлетворение своих главных потребностей без помощи других, поэтому, по Платону, государство возникает как естественное разделение труда (или социальных функций): одни, правители (философы), полностью заняты управлением, другие, воины (стражи) – укреплением мощи государства, а третьи, работники (ремесленники, крестьяне и все виды предпринимателей) – производством товаров (материальных ценностей) и их обменом.

Аристотель также считал, что «всякое государство – продукт естественного возникновения». Высказанная Аристотелем мысль о том, что исторически развитие идет от семьи к общине (селению), а от него – к государству (городу, полису), правда, при оговорке, что все-таки государство по природе является первичным, по сравнению с семьей и каждым из нас, так как целое всегда предшествует части, значительно опередила аналогичную теорию Ф.Энгельса о происхождения государства из семьи.

Существующие государственные  устройства, по мнению Аристотеля, не соответствовали  своему назначению и, для того чтобы  отыскать государственный строй, который может дать людям полную возможность жить согласно их стремлениям, им была проделана большая теоретическая работа. При написании трактата «Политика» он использовал знания, почерпнутые как из личного наблюдения, так и из работ своих предшественников. О хорошем знании истории государственного строя полисов можно судить по тому, что при его непосредственном участии была создана обширная серия в 158 монографий, содержащих очерк истории и современного состояния строя различных государств [6, с.6].

В своем трактате Аристотель обстоятельно разбирает сколько  существует видов государственного устройства: какие они и в чем  заключаются их различия; какие бывают разновидности, сочетания данных видов  государственного устройства; возможные  варианты перехода одних в другие; раскрывает зависимость законов от форм государственного устройства; какие бывают государственные перевороты и их причины; какими средствами самосохранения обладают все виды государственного устройства; ищет наиболее приемлемый, наилучший вариант государственного устройства и пытается решить проблему власти в государстве, выясняя, кто должен властвовать в государстве. Для этого им были подвергнуты анализу как существовавшие государственные устройства, так и оставшиеся только в проектах [6, с.7].

Несмотря на свою незавершенность, отмеченную еще в XII в. (ок.1260 г.) старинным  переводчиком «Политики» на латинский  язык Вильгельмом фон Мёрбеке, по мнению немецкого историка философии Э.Целлера, данный трактат был самым важным текстом по политической науке как времен античности, так и более поздних времен. Он стал прообразом всех последующих произведений подобного рода, уже начиная с работ Цицерона. Определенное влияние он оказал на римских и византийских юристов-кодификаторов. Позже на высказанные Аристотелем идеи опираются и неоднократно цитируют многие известные ученые, такие, как Н.Макиавелли, Т.Гоббс, ДжЛокк, Ш.Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ж.А.Кондорсе и др. [6, с.7].

Но, к сожалению, в трудах Платона и Аристотеля государство  полностью совпадает с обществом, поэтому созданная ими политическая наука, т.е. наука о государстве, рассматривала только явления государственной жизни, в связи с чем она не могла претендовать на значение общего учения об обществе. Ю.Н.Давыдов, проведя детальный анализ творчества Аристотеля, отмечает, «что то, что Аристотель называет «полисом», а в наших переводах обозначается словом «государство», на самом деле мыслится им в качестве общества как такового» [6, с.7].

В полярности взглядов этих ученых отражается прежде всего их время, обильное социальными переменами: Платон видел падение Афин, Аристотель – подъем греческого города-государства.

Противопоставление индивид  – общество было актуально всегда. Однако раньше ученые старались при изучении общественных явлений и поведения человека преподать, что нужно делать. Началом социологии можно считать тот момент, когда стали выяснять, что люди в действительности делают. На смену нормативно-дидактическому методу пришло изучение действительного поведения людей и действительных социальных явлений.

Уже ранние исследования общественных вопросов, основанные на наблюдении и опыте, стали подрывать веру в абсолютные и непререкаемые ценности. Появлению новой науки, социологии, особенно способствовали идеи просветительства. Главные из них следующие:

- человек способен  познавать Вселенную;

- человек способен  использовать природу для своих  потребностей;

- наблюдение и способность  к умозаключениям приближают к истине;

- критичность является  одним из способов приближения к истине.

Эти постулаты явились  новым критерием ценностей в научных исследованиях и в познании жизни вообще. Родиной просветительных идей была Англия, но их радикальные формы развивались и во Франции [1, с.4].

Эпоху Возрождения можно считать  новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Великие средневековые ученые Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень поднимали проблемы человеческих отношений в обществе. Модель общества в их понимании напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другим.

Позднее деятели эпохи Просвещения  в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли [3, с.32].

Информация о работе Классическая социология 19-20 веков