Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:07, реферат
Власть - одно из употребляемых понятий любого национального языка мира. Оно является ключевым в политологии для осмысления политических институтов, политических движений и самой политики.
Сегодня Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных сюрпризов со стороны власть имущих, которые отражают прежде всего интересы новой российской буржуазии и определенных социальных групп общества. Цель исследования: изучить классические и современные концепции власти и выявить их практическую значимость в управлении.
Введение 3
1. Классические концепции власти 4
2. Современные концепции власти 12
3. Лигитимность политической власти 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Содержание
Власть - одно из употребляемых понятий любого национального языка мира. Оно является ключевым в политологии для осмысления политических институтов, политических движений и самой политики.
Проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы как профессиональных политиков, так и теоретиков - философов, социологов, политологов, ученых самых разных специальностей. Концепции власти простираются от проблем рассмотрения этого феномена в рамках коллективного социального действия до акцентирования отдельных сторон «неравного обмена» санкциями и ресурсами в условиях классического двухстороннего взаимодействия между двумя индивидами в обществе.
Сегодня такой анализ особенно необходим, так как эта проблема упрощалась в советское время, и все сводилось к «классовому господству-подчинению» в рамках капиталистического общества. Политическая власть виделась исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Такой подход частично отражал реальные отношения в обществе XIX-XX вв. с устойчивыми классовыми размежеваниями. Однако абсолютизировать зависимость власти от классовых отношений и «господства-подчинения» во властных отношениях было бы не совсем корректно.
Сегодня Россия находится
в состоянии постоянного
Цель исследования: изучить классические и современные концепции власти и выявить их практическую значимость в управлении.
Понятие власти носит междисциплинарный характер. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты - о власти экономической, политологи - о власти политической, психологи - о власти человека над самим собой, богословы - о власти Бога и т.д. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической истории. Древней Индии, Древнего Китая и античной Греции. Например, древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение. Его трактовали как первоначало или первопричина чего-либо. По-видимому, это было не случайным совпадением в античной мысли, скорее это смутная догадка о таинственной и неуловимой природе власти.
Над парадоксами власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, разрушающей человека и общество, задумывались во все времена философы, писатели: Аристотель и Гегель, Маркс и Маркузе, Шекспир и Достоевский, Фуко и Кафка, которые в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным феноменом жизни общества и человека.
Тем не менее, рассуждающие и пишущие о власти пришли к заключению, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она была необходима в первобытном обществе. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование территориальной власти было обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. Таким образом, появление публичной власти и ее относительная независимость от общества является исходным для всех современных социальных и политических теорий.
С развитием общества происходило становление основных концептуальных подходов к анализу природы власти.
Патриархальная концепция
власти является самой ранней. Появилась
она благодаря идеям
В осмыслении сущности политической
власти в античную эпоху Аристотель
исходил в своей работе «Политика»
из того, что властный механизм необходим
для организации и
Таким образом, мыслители прошлых времен уже тогда увидели обратную сторону феномена власти. Власть означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять людьми с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью.
В современной западной политологии важное место занимают системные концепции власти. Ключевое понятие системной теории анализа власти - «политическая система общества». Власть в соответствии с данными концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно. Назначение власти - регулировать отношения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты, разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача власти - строить свои отношения со всеми элементами политической системы общества таким образом, чтобы это способствовало равновесному, сбалансированному состоянию данной системы. Другими словами, власть должна стремиться к достижению в обществе как политической, так и экономической стабильности.
Релятивистские концепции
Бихевиористские концепции власти (англ. - поведение). Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредоточении внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание «политической энергией»). С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки.
Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразный «рынок власти» со своими менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспечивающими их победу на выборах. Очевидно, что борьба за власть - постоянное явление. Политическая власть рождается, как правило, в противоборстве политических сил и отдельных личностей.
Для анализа власти в России особое значение имеет распространенная концепция харизматической власти социолога и правоведа М. Вебера. Понимание и толкование им ее сути, характерных черт, форм проявления и возможных вариантов эволюции остаются актуальными и в наши дни. Причин этому несколько. Прежде всего, этот тип властвования, как свидетельствует политическая история, не только способен функционировать в чрезвычайных и переходных условиях (например, в революционной ситуации), но и является прототипом для двух других - традиционного и легалистского.
Харизматическая власть порождается иррациональными моментами и не нуждается в обязательной институализации. Она возникает из стихийного и смутного порыва, границы и цели четко не очерчены, кажущийся потенциал безграничен. Ее энергия отлична от количественно и рационально исчисляемой энергетики иных типов властвования, она не поддается схематизации, всегда загадочна и таинственна. Феномен харизмы не поддается рациональному объяснению. Харизматический лидер - мессия и спаситель. Основатели религий, партий и культур часто относятся именно к данному типу вождей. Харизма как тип власти сплачивает вокруг себя умы, охваченные воображением и энтузиазмом и погруженные в утопические мечтания. У харизматической власти есть и другая сторона: никакая власть не продержится долго, если будет себя все время демонстрировать.
Власть нуждается в тайне, закрытости, секретность - дополнительный потенциал ее энергетики. Моменты открытой демонстрации власти по продолжительности значительно короче, чем ее скрытое существование и функционирование. Таинственные качества харизмы требуют тайны. Пирамида институций, надстраиваемых над насилием и господством, в известной мере может влиять на них, но все же существо властвования и его источник лежат в ином месте - власть существует только ради самой себя. Это ясно видно на примере государственной власти. В рамках государственной власти субъектами выступают государственные органы и учреждения, в качестве объекта власти - все население страны. Государственная власть - это стержень политических властеотношений. Но государственные органы и учреждения не являются единственными субъектами власти в политике. Кроме них в современном обществе существуют различные политические организации, движения, способные оказывать воздействие как на массы, социальные группы, так и на государственные органы.
Реализация государственной
Итак, власть - это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы (носитель властной воли) оказывать влияние на другого индивида или группу (носитель подвластной воли), изменяя их поведение в соответствии со своими целями.
Власть - это особая форма взаимодействия, отношения, характеризующаяся:
- неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;
- способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения в соответствии с этими целями (мотивация властного воздействия);
- готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);
- наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.
Властные отношения
пронизывают все сферы
Обобщая все вышесказанное, можно систематизировать различные концепции власти. В современной политической науке существуют следующие концепции политической власти:
а) системная концепция: политическая власть - это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все остальные элементы и отношения системы непосредственно или опосредованно связаны с ней;
Информация о работе Классические и современные концепции власти