Классические и современные концепции власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Власть - одно из употребляемых понятий любого национального языка мира. Оно является ключевым в политологии для осмысления политических институтов, политических движений и самой политики.
Сегодня Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных сюрпризов со стороны власть имущих, которые отражают прежде всего интересы новой российской буржуазии и определенных социальных групп общества. Цель исследования: изучить классические и современные концепции власти и выявить их практическую значимость в управлении.

Содержание работы

Введение 3
1. Классические концепции власти 4
2. Современные концепции власти 12
3. Лигитимность политической власти 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Власть.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

б) бихевиористская концепция (от англ. - поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдистское) толкование политической власти и государства: политическая власть - это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие - на подчинение;

в) реляционистская концепция (от англ. - отношение): политическая власть - это отношение между политическими агентами, в результате которого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего политического поведения. Определяющее влияние может опираться на дефицитные ресурсы, через которые добиваются лояльного (подчиненного) поведения; способы преодоления возможного сопротивления; наличие зон влияния на агента;

г) коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;

д) институциональная  концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современные концепции власти

 

Современные концепции  власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить при самом общем логико - гносеологическом анализе на два больших класса:

1. атрибутивно-субстанциональные,  трактующие власть как атрибут,  субстанциональное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»;

2. реляционные, описывающие  власть как социальное отношение  или взаимодействие на элементарном  и на сложном коммуникативном  уровнях.

Атрибутивно-субстанциальные  подходы к осмыслению власти, в  свою очередь, можно подразделить на:

1. потенциально-волевые

2. инструментально-силовые  и

3. структурно-функциональные.

Потенциально-волевые  концепции исходят из определения  власти как способности или возможности  навязывания воли каким-либо политическим субъектом. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер использовали понятия «волевого свойства» или «волевой способности» в самых разных, порой даже когнитивно полярных определениях власти. По классическому определению Вебера, власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чём такая возможность основывается». Строго говоря, такое определение власти при желании можно интерпретировать и как «волевое отношение», но акценты у Вебера, также как и у Гегеля или у Маркса, всё же смещаются на трактовку её как некоего потенциала политического субъекта, обладающего особыми субстанциональными качествами носителя власти.

Уже в «Левиафане»  Гоббса власть, которой обладает суверен, описывается не только как некий  абстрактный потенциал, сколько  как реальное средство принуждения, форма силового воздействия. Трактовки  феномена власти как реальной силы (т.е. средства реализации воли) придерживаются и сторонники «силовой модели» власти англо-американской школы «политического реализма», которые и во внутренней (Д. Кэтлин), и в международной (Г. Моргентау) политике определяют власть как силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определённые ресурсы и при необходимости использующего даже прямое насилие.

И, наконец, в современной  политической теории разработаны системная  и структурно-функциональная концепции  власти, связанные, прежде всего, с работами Т. Парсона, Д. Итона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. По Парсону, власть скорее всего представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.

С атрибутивно-субстанциональными концепциями власти тесно соседствуют  реляционные, трактующие власть при помощи категори «социальных отношений». Надо сказать, что эти подходы достаточно тесно переплетаются между собой, как, например, в бихевиоризме

Поведенческий (бихевиористский) подход редуцирует всё многообразие властного общения к элементарным отношениям между поведениями двух индивидов-акторов и соответствующим влияниям одного на другое.

Бихевиористы Г. Лассуэл  и А. Каплан определяют власть в качестве отношения двух акторов следующим образом: «А имеет власть над В» в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К». Таким образом, власть становится отношением двух поведений и влияний, при котором одна сторона навязывает своё решение другой.

К этим концепциям примыкают  и так называемые интеракционистские теории, согласно которым властное отношение выполняет роль особого способа обмена ресурсами между людьми (П. Блау) или асимметричного взаимодействия со сменой ролей акторов при разделе зон влияния (Д. Ронг), а также основного «стабилизатора» в совокупной системе общественных отношений, обеспечивающего посредством регулирования постоянно возникающих конфликтов по поводу распределения и перераспределения материальных, идеологических и других ресурсов (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.) социальное равновесие и политический консенсус.

Наконец, к наиболее сложным  и комбинированным подходам можно  отнести коммуникативные (Х. Арент, Ю. Хабермас), а также постструктуралистские (или неоструктуралистские) (М. Фуко, П. Бурдье) модели власти, рассматривающие её как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, разворачивающегося в социальном поле и пространстве коммуникаций.

Арент отмечает в связи  с этим, что власть - это не собственность  или свойство отдельного политического субъекта, а многостороннее институциональное общение. Возникновение власти как социального феномена обусловлено необходимостью согласования общественных действий людей при преобладании совместного интереса над частным.

Хабермас отстаивает точку зрения, что власть является тем макромеханизмом опосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, который наряду с деньгами обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между политическими субъектами.

Что касается новейших постсруктуралистических (или неоструктуралистических) концепций «археологии и генеалогии власти» Фуко и «поля власти» Бурдье, от их объединяет не субстанционально-атрибутивное, а скорее реляционное видение власти как отношения и общения. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е. «отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществлённое, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил. Бурдье обосновывает собственное понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», т.е. в социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Лигитимность политической власти

 

Власть чрезвычайно  необходима для достижения целей, ибо  государственная политика вряд ли будет эффективной, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой политики.

Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Поэтому не последнее место в понимании власти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как легитимность, т.е. приемлимость народом направлений проводимой в государстве политики, способов и средств достижения поставленных целей.

Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан.

Различают три  уровня легимности:

- идеологический,

- структурный,

- персоналистский.

Идеологический  уровень легитимности основан на соответствии власти устоявшемуся типу социализации, процесссу становления и эволюции человека как члена данного общества, его интерграции в данную систему.

Структурная легитимность характерна для устойчивых обществ, где заведенный порядок формирования властных структур стал привычным. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил. Стержнем такой легитимности является убежденность в правомочности существующей политической системы. Доверие к системе автоматически распространяется на лица, избранные законным образом. Персонализированная (личная) легитимность заключается в одобрении данного властвующего лица. Эта легитимность может перерасти в харизматический тип власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Власть и  есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее.

Подчинение  и сопротивление оказываются  переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Классическая  постановка вопроса о власти исходит  из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Политическая  власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть - первооснова политики.

Список использованной литературы

 

1. Василенко, И.А. Политология [Текст]: Учебник/ И.А. Василенко - M.: Юрайт, 2011. - 421 с.

2. Гаджиев, К.С. Политология. Базовый курс [Текст]: Учебник/К.С. Гаджиев - M.: Юрайт, 2011. - 505 с.

3. Грачев, М.Н. Политическая система общества [Текст]: Учеб. Пособие/М.Н. Грачёв. - М.: Просвещение, 1997. – 275 с.

4. Грызлов Б., Миронов С. Кончилась одна эпоха. Началась другая. // Российская Федерация сегодня 2011. №8. - с. 54-57

5.Крыштановская, О.В. Форматы российской власти [Текст]/О.В. Крыштановская // Политические исследования, 2010. - №1. - с. 27-34

6. Политология [Текст]: Учебник // Под ред. В.К. Мокшина - M.: Академический проект, 2008. - 607 с.

7. Политология [Текст]: Учебник // Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова - M.: Высшее образование, 2009. - 692 с.

8. Политология [Текст]: Учебник // Под ред. В.Н. Лавриненко - M.: Юрайт, 2011. - 519 с.

9. Санистебан, Л.С. Основы политической науки [Текст]/Л.С. Санистебан - M.Высшее образование, 2002. - 123 с.

10. Соколов, В. Власть и общество: в поисках нравственной константы. // Государственная служба 2010. №2. – с.24.

11. Шадрина Л.Ю. К вопросу об эффективности социальной технологии реализации власти. // Власть 2010. №12. с. 120-123

12. Чиркин В.Е. Конституция и современные модели публичной власти: идеологемы и реалии. // Государство и право 2011. №6. с. 5-12




Информация о работе Классические и современные концепции власти