Классический период развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 11:45, доклад

Описание работы

Математика как наука начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов.
Античная мысль дала толчок исследованиям социальной сферы, заложила ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 – 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным.

Файлы: 1 файл

Stanovlenie_sotsiologii.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

1. Истоки социологии. Доклассический период.

Математика как наука начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно  найти в рассуждениях ученых и мудрецов.

Античная мысль дала толчок исследованиям  социальной сферы, заложила ряд элементов  в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 – 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным.

Свой вариант теории стратификации  предложил Аристотель (348 – 322 до н.э.). У него опорой порядка выступал средний  класс. Кроме него, существует еще  два сословия: богатая плутократия  и лишенные собственности бедняки. Государство, по мнению Аристотеля, лучше  всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности  бедняков не отстранена от участия  в управлении, эгоистичные интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Т.о. мы видим, что общей особенностью античной социальной философии было отождествление понятий общество и государство, а так же теоретическое обоснование рабовладения, как соответствующего природе человека.

2 слайд

Средневековая социальная философия  сохранила тенденцию к отождествлению общества и государства, однако основной упор в ней был сделан на изучении взаимоотношений между «градом  земным» и «градом небесным» (эти  термины введены Блаженным Августином в книге «О граде Божьем»). Однако, учитывая, что в Средние Века философия  играла роль «служанки теологии», социальная философия находилась на периферии  исследовательских интересов.

Эпоху Возрождения можно считать  новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно  отнести к области социологии. Великие средневековые ученые Эразм  Роттердамский, Томас Мор, Никколо  Макиавелли, Мишель Монтень поднимали  проблемы человеческих отношений в  обществе.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился  к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий  шаг: он разработал теорию общественного  договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс  поставил вопрос: «Как возможно общество?»  – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к  ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другим. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделяют отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) сыграл особую роль в создании идейно-теоретической  основы социологической науки. В  работе “О духе законов” (1748) Монтескье  задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально- политических институтов определенный порядок.

Тем не менее, все исследования в  области социологии остаются отвлеченными, несистематичными, в связи с чем нельзя сказать о возникновении в то время социологии как науки. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности.

В связи с этим, достаточно наивные взгляды на общество и человека еще долгое время господствовали в научном мире.

3 слайд

2. Предпосылки возникновения социологии  в XIX в 

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и  процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Политические революции, начавшиеся с Французской  революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили  импульсом для социологических  разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей  из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические  структуры, необходимые для существования  зарождающегося капитализма. Наметился  процесс урбанизации.

Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка:

1) концентрацию рабочей силы в городах;

2) установку на получение прибыли;

3) использование в производстве  достижений науки и техники;

4) возникновение скрытого или явного антагонизма между хозяевами и наемными работниками;

5) усиление социального неравенства;

6) формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.

Усложнение всех сфер жизнедеятельности  людей поставило проблемы осуществления  взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между  людьми и результаты таких взаимодействий. В Европе в начале XIX в. начали активно  развиваться эмпирические социальные исследования.

На возникновение теоретической  социологии большое влияние оказали  достижения в естественных науках. Важные открытия в геологии, биологии, химии, физике, астрономии существенно подорвали старый, метафизический взгляд на природу и повлияли на изменение взгляда на мир в целом.

Итак, объединенными усилиями мыслителей XVIII – начала XIX вв. обществоведение  было доведено до такого состояния, когда  возникла потребность в создании новой науки об обществе, основанной на интеграции достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

3. О. Конт – родоначальник  социологии 

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом  Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном  произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что  социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной  структурой организм, каждый элемент  которого должен исследоваться с  точки зрения полезности для общественного  блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими  законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи  с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую  взаимоотношения между социальными  институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту  – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с  целым.

О. Конт считал, что с помощью  науки можно познать скрытые  законы, которые управляют всеми  обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

- наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;

- эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

- сопоставление жизни человечества  с животным миром;

- сравнение жизни разных стран  и народов по определенным  показателям;

- исторический анализ, сопоставление разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую  назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко  предмет новой науки и найти  научный метод, позволяющий всесторонне  изучать закономерности общественного  развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и  медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его  жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в  значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Также огромное влияние на становления  и развитие экономической социологии оказал знаменитый шотландский экономист, основоположник экономической теории, Адам Смит. Он изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Он считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

4. Классический период развития  социологии 

 

 

Классический этап31. Фигура “экономического человека”, этого “компетентного эгоиста”, ведомого “невидимой рукой” к личному и общественному благу, впервые встает в полный рост в трудах классиков английской и французской политической экономии в конце XVIII столетия. Родоначальником положенных в ее основу идей заслуженно считается “великий шотландец” А. Смит (1723–1790). Человек в его труде “Богатство народов” — это автономный индивид, движимый двумя природными мотивами, — своекорыстным интересом и склонностью к обмену42.

Важную роль во взращивании  homo economicus сыграл радикальный утилитаризм Дж. Бентама (1748–1832) — последовательного и убедительного проповедника гедонистических принципов. В его “моральной арифметике” основу всех действий человека образует принцип пользы, означающий достижение наибольшего удовольствия и стремление всячески избегать страдания53.

Вдохновленная идеями А. Смита, классическая политическая экономия приступает к последовательной рационализации понимания хозяйственной жизни. Эта рационализация связана с  упрощением рассматриваемых связей, уменьшением количества вовлекаемых  переменных. Признавая в принципе (как само собой разумеющиеся) различия между классами и странами, политико-экономы  пытаются снять эти различия в  своде общеэкономических принципов, которым придается характер объективных  законов. Именно выведение общих  принципов, а не описание всего богатства  хозяйственной жизни ставит своей задачей Ж. Б. Сэй (1767–1832), обеспечивший победу смитовского учения во Франции64. У английского пастора Т. Мальтуса (1766–1834) эти общие принципы приобретают статус естественного закона — печально известного закона о народонаселении, провозглашение которого повлияло на столь многие выдающиеся умы. А с появлением создателя техники экономического анализа Д. Рикардо (1772–1823) установление объективных экономических законов превращается в основной принцип исследования75 (у А. Смита, заметим, таких законов еще не было). Правда, важные отступления допускаются уже на этом этапе. Так, более эклектичный “последний классик” Дж.С. Милль (1806–1873) разводит законы производства и законы распределения, уподобляя первые законам природы и представляя вторые как продукт общественного устройства86. Но человек все более превращается в свод абстрактных принципов, из которых затем непосредственно выводятся все общественно-экономические отношения97.

Человек в учении К. Маркса (1818–1883) тоже вполне соответствует канонам “экономического человека”. К. Маркс в значительной степени заимствует и экономический детерминизм Д. Рикардо, и раскритикованные им утилитаристские принципы Дж. Бентама. Выступает ли у К. Маркса человек непосредственно в качестве субъекта хозяйственных действий? Нет, индивиду приходится отойти на задний план, а производственные отношения становятся все более бессубъектными, обезличенными. По собственному признанию К. Маркса, фигуры экономических субъектов для него “являются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов”108 (к учению К. Маркса мы далее будем обращаться неоднократно).

Следует подчеркнуть, однако, что практически все основные работы классиков политической экономии насыщены элементами моральной философии. Реализация утилитаристского принципа связывается ими не с освобождением животных начал человека, напротив, она рассчитывает на довольно развитого в умственном и нравственном отношениях индивида, предполагает поддержание благородства характеров. Иными словами, “обыкновенный средний” обыватель еще должен был дорасти до настоящего “экономического человека”119.

 

 

 

Настоящее развитие и признание  социология получила только тогда, когда  были разработаны и сформулированы основные научные концепции и  появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем  выдающимся мыслителям, жившим и творившим  в период с середины XIX и до начала XX в.

Первым в  ряду классиков социологии следует  поставить Карла Маркса (1818—1883). Его вклад в развитие социологии может быть кратко представлен в нескольких основных научных положениях. Во-первых, К. Маркс разработал естественно-исторический подход к изучению социальных явлений, который опирается на изучение социально-экономических формаций, характеризующих отдельные этапы развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Каждой из этих формаций соответствует определенный уровень развития производительных сил, производственных отношений и определенная социальная структура общества.

Современные социологи  изучают особенности социальных структур, типичных для каждой из социально-экономических  формаций, характерные особенности  их культуры и поведения отдельных  индивидов в условиях разных формаций.

К. Маркс стал также  основоположником современной теории конфликтов. Рассматривая классовый  конфликт между пролетариатом и  буржуазией, Маркс сумел выделить основные причины социальных конфликтов, порождаемых несправедливым распределением доходов, благ, определил их характеристики и механизм возникновения конфликтных  взаимодействий. Кроме того, Маркс  заложил основы теории управления социальными  конфликтами. Современные теории конфликтов отражают идеи, выдвинутые Марксом.

Информация о работе Классический период развития социологии