Классический период развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 11:45, доклад

Описание работы

Математика как наука начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов.
Античная мысль дала толчок исследованиям социальной сферы, заложила ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 – 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным.

Файлы: 1 файл

Stanovlenie_sotsiologii.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

Также он впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои. Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации общества посредством выделения слоев, классов по степени богатства и характеру его присвоения. Основными классами капиталистического общества он определил рабочих (пролетариев) и капиталистов.

Таким образом, Маркс, впервые  представил общество как продукт  исторического развития, как динамично  развивающуюся структуру. Он обосновал  возникновение социального неравенства  и связал это с социальной структурой общества.

 

Другим представителем классического периода развития социологии считается немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Одной из важных заслуг Вебера следует считать выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально. Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Много внимания Вебер уделял такому важному социальному феномену как  отношения власти в обществе. В  свете властных отношений Вебер  рассматривал структурные единицы  общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества, связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.

К экономистам, которые сделали  весомый вклад в формирование экономической социологии, принадлежит  американский исследователь Торстейн Веблен (1857-1929).

Веблен

  • Изучал потребительское поведения социальных групп
  • «теория эксплуатации», которая отводит важное место не только материальным факторам, но также этническим и культурным

Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного  и психологического давления, вынуждающих  их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую  теорию вошло понятие "престижное или показное потребление", получившее название "эффект Веблена".

Альфред Маршалл

  • Экономический человек обладает такими качествами, как «уверенность в собственных силах, самостоятельность в выборе пути, осознанное принятие решений, предусмотрительность»
  • Анализировал мотивы деятельности и поведения экономического человека. Он отмечал, что не всегда выбор того или иного действия вызывает только корыстными мотивами, но моральными критериями.

Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное О. Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим  содержанием благодаря трудам ученых XIX - начала XX. В результате общих усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

1 В силу краткости изложения мы не рассматриваем доклассический этап в политической экономии (начало XVII — конец XVIII вв.), когда было введено ее наименование (А. Монкретьен, 1575–1621) и заложены первые камни будущего экономического здания (У. Петти, 1623–1687; П. Буагильбер, 1646–1714; и физиократы во главе с Ф. Кенэ, 1694–1774).

2 Приведем одно из самых известных высказываний А. Смита: “Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах” (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1935. С. 17).

3 “Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни... Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям”. И далее: “Для сторонника принципа пользы добродетель является благом только в виду удовольствий, которые из нее проистекают; порок есть зло только вследствие страданий, которые сопровождают его. Нравственное благо есть благо только вследствие своей способности производить физические блага; нравственное зло только по своей способности производить зло физическое” (Бентам И. Принципы законодательства. М.: Солдатенков, 1896. С. 4–5).

4 См.: Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. М.: Солдатенков, 1896. С. 17, 58–63.

5 “Ради упрощения аргументации Рикардо и его последователи часто рассматривали человека в качестве постоянной величины и никогда не давали себе труда изучить возможные вариации” (Маршалл А. Принципы экономической науки. Т; 3. М.: Прогресс-Универс, 1993. С. 197).

6 См.: Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т. 1. М.: Прогресс, 1980. С. 337–338.

7 Вот как писал об этом восторженный поклонник экономического либерализма Ф. Бастиа (1801–1850): “Экономические законы действуют по одному и тому же принципу, идет ли дело о многочисленном сообществе людей, о двух отдельных лицах или даже об одном человеке, обреченном судьбою жить в одиночестве” (Бастиа Ф. Экономические гармонии (обращение к французскому юношеству). М.: Солдатенков, 1896. С. 173, 205).

8 Маркс К. Капитал. Т. 1 / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 10.

9 См., напр.: Милль Дж.С. О свободе. СПб.: Котомин, 1882. С. 165.

 


Информация о работе Классический период развития социологии