Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:31, контрольная работа
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать. Современная же психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Виды и структура конфликтов.....................................................2
Стадии протекания конфликта.....................................................9
Практическое задание..................................................................12
Список литературы............................................
Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.
Процесс развития конфликта
Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком — это непосредственное столкновение сторон. В широком — развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов. В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.
Первая стадия характеризуется появлением условий, создающий возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:
Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Об этом могут свидетельствовать изменение взаимоотношений участников конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.
Третья стадия характеризуется очевидностью намерений участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь можно выделить основные стратегии разрешения конфликта:
Четвертая стадия конфликта наступает, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые формы, так и неконтролируемые (столкновение групп и т. д.).
Пятая стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.
При управлении конфликтами наиболее часто используются следующие методы:
а) Внутриличностный конфликт – фрустрация;
Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей.
б) Межличностный конфликт – конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
в) Межгрупповой конфликт – конфликт между формальной и неформальной группой;
Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
г) Организационный конфликт – отличие в культуре, социально – психологическом типе личности;
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности — получению определенных продуктов.
Такими факторами могут быть:
- непосредственная
- перенос проблем, решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений;
- невыполнение функциональных
обязанностей в системе "
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности, — достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся:
- взаимосвязь людей, при
- нерешимость ряда организационных вопросов «по вертикали» (т. е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали;
- функциональные нарушения в
системе «руководства-
В-третьих, возникающие в процессе
реализации трудовой деятельности конфликты
нередко порождаются
Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует.
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом. Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции.
Список использованной литературы:
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000;
2. Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. – СПб.: Питер, 2004;
3. Конфликтология / Под ред. В.В. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005;
6. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002;
7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001;
8. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.