Классификация методов исследования в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой осуществление ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности.

Содержание работы

1. Социальные методики, их сущность…………………………………………3
2. Типы методик в социальной работе………………………………………….7
3. Методы социальной работы …………………………………………………10
Список используемой литературы……………………………………………16

Файлы: 1 файл

контрольная по метод.исслед. в соц.раб.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  науки Российской Федерации

Российский Государственный  Социальный Университет

Филиал в г. Электростали

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ В  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ» 

на тему: «КЛАССИФИКАЦИЯ   МЕТОДОВ   ИССЛЕДОВАНИЯ

В   СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЕ».

 

 

Выполнила:

студентка

группы СРБ – З – 4

Красова О.А.

 

Проверила:

Вергунова С.В.

 

 

 

г. Электросталь  2012 г.

Содержание

1. Социальные методики, их сущность…………………………………………3

2. Типы методик в социальной  работе………………………………………….7 

3. Методы социальной работы …………………………………………………10

Список используемой литературы……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальные методики, их сущность

      Профессиональная деятельность социального работника представляет собой осуществление ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности. Известен ряд этапов исследовательского процесса, направленного на социальную реальность:

  1. Процесс исследования социальной реальности, социальных феноменов начинается с определения предмета познания, его внешних границ.
  2. Постановка исходных проблем – вопросов, с помощью которых исследователь (исследовательский коллектив) определяет наиболее актуальные аспекты предмета исследования.
  3. Выяснение причинно – следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации.
  4. Формулировка рабочих гипотез исследования.
  5. Проведение основных исследовательских мероприятий, использование соответствующих методов (социологических методов исследования, методов статистического анализа).
  6. Анализ полученной информации.
  7. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение ситуации и разрешение проблем.

      Социальная методика обычно трактуется как способ применения теоретических выводов при решении практических задач. 
     

     Термин “социальные методики” используют для обозначения совокупности приемов, методов, способов и воздействий, применяемых для решения социальных проблем.  

   Выделяется две формы социальных методик:

  • программы, содержащие процедуры и операции (т. е. способы и средства деятельности);
  • сама деятельность, построенную в соответствии с программой.

       Многообразие социального мира, социальной жизни детерминировало разнообразие социальных методик. Это обусловило необходимость классификации социальных методик. Классификация социальных методик может быть осуществлена по различным основаниям. Она базируется на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, объектов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования и развития.  
        Можно выделить социальные методики глобального характера, социальные методики применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям. 

     Специалисты социальной работы выделяют методики поиска стратегии управления, социального моделирования, диагностирования, прогнозирования. 
     Можно выделить информационно - внедренческие, обучающие, инновационные методики прошлого опыта. 

      По характеру решаемых задач различают методики универсальные и частные. Целесообразно также выделить методики социального развития отдельных стран, регионов, территорий и т. д. 

       Социальные методики существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных методик, что поможет более подробно рассмотреть специфику методик в социальной работе.

      С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные методики. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Их внедрение прями или косвенно касается жизни людей, их жизнедеятельности, социальной защищенности.  
      Инновационные социальные методики представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

    В отличие от инновационных методы воздействия на социальные процессы, предусмотренные рутинными социальными методиками, отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам изменениям.

     Региональные социальные методики направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений. 

   Одной из разновидностей универсальных методик является методика глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.). 

   Содержание информационных социальных методик - это способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

    Интеллектуальные социальные методики направлены на развитие и стимулирования мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. 
     Исторические методики предполагают осмысление исторического опыта, исторического знания как условия политического, духовного, социального диагностирования. 
     Демографические методики нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. Д

     Социальные методики согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. 
     К этому типу примыкают социальные методики разрешения конфликтов, в частности социально - этнических.  

     Политические методики как вид социальных методик представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществление политической деятельности.

    Среди управленческих методик особую важность имеют административно-управленческие методики как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Этот вид методик напрямую связан с осуществлением задач социальной работы. 

     Психологические методики - это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

     Психофизиологические методики направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные методики используют при оказании медико-социальных услуг. 
2. Типы методик в социальной работе. 

     При определении методик в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных методик, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как системы.  

В отечественной литературе методики в социальной работе рассматриваются  как совокупность приемов, методов  и воздействий, применяемых социальными  работниками для решения социальных проблем, достижения поставленных целей. Методики в социальной работе основываются на особенностях конкретного социума, практическом опыте социальной работы, достижениях социальных наук: теории социальной работы, социологии, менеджмента, валеологии и др.

     Классификация методик в социальной работе весьма разнообразна. Это обусловлено спецификой социальной работы. Социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство. Социальная работа – это, прежде всего, разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми и возникающими между ними отношениями. Эту специфику социальной работы необходимо учитывать при анализе методик в социальной работе. 

     Известно, что социальную работу можно рассматривать как учебную дисциплину, практическую деятельность и как науку. Применительно к социальной работе как науке социальные методики выступают в виде способов применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы.

     Рассматривая социальную работу как учебную дисциплину, социальные методики носят обучающий, информационный характер. 

     Применительно к социальной работе как виду практической деятельности, социальные методики можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех категорий людей, особенно слабо защищенных слоев населения.  
     Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные методики как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.    

      Опираясь на такой общий подход, можно далее конкретизировать методики, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых методики выступают в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта и практики (деятельность)).  
    Классификация методик в социальной работе как виде практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие элементы, как объекты, субъекты, содержания, средства, управление, функции и цели. Главное здесь - учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: это пенсионеры, инвалиды, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т. д. 

     Теория и практика социальной работы как в России, так и за рубежом, выявила целый ряд направлений социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это социальный контроль, социальная диагностика, социальная профилактика, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная помощь, социальная защита и т. д.  
      Эти виды социальной работы выступают ее основными методиками и, безусловно, тесно связаны между собой. В тоже время каждая методика специфична по своему целевому назначению и функциональному содержанию. Несмотря на общность этих методик в работе с разными группами населения, они существенно разнятся, если учесть специфику объектов социальной работы. Поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение.

     Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные методики, социально- педагогические, социально- медицинские и другие методики.  
  Методики в социальной работе различаются по своему уровню:

  • простые, доступные неспециалистам;
  • сложные, требующие квалификации одного специалиста;
  • сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях.

    Различают социальные методики и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.  
Возможна типологизация социальных методик и по другим критериям.  
     В частности, можно выделить "внешние" по отношению к клиенту социальные методики

  • государственное вмешательство,
  • помощь общественных и других организаций,
  • помощь, частных лиц.

    Главное их содержание - создать такие условия, чтобы человек (группа) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От "внешних" методик отличаются социальные методики, осуществляемые самими клиентами (например, организация собственного дела). 

    Кроме того, различают методики, применяемые в социальной работе

  • с проживающими на территории страны,
  • с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русские в государствах СНГ),
  • социальные методики, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

Информация о работе Классификация методов исследования в социальной работе