Классы российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

На сегодняшний день наибольшую долю российского рынка занимает сегмент одежды (51%). Доля обуви и СИЗ примерно одинакова (27% и 22% соответственно). Ассортимент специальной одежды достаточно широк – от простых и недорогих традиционных изделий (халаты, фартуки, жилеты) до современных комплектов специального назначения (костюмы для работников нефтеперерерабатывающей, металлургической, лесообрабатывающей промышленности, дорожных служб и т. д.). Продукция ведущих компаний насчитывает порой более 400 наименований. По данным Rambler-Медиа, ежегодно на рынок спецодежды выпускается свыше 80 млн. изделий. Больше всего производят рукавиц, далее следуют костюмы, хлопчатобумажные халаты, ватные куртки, костюмы утепленные, рабочие комбинезоны, полукомбинезоны, ватные брюки и плащи.

Файлы: 1 файл

1 Этапы развития социологии как.docx

— 64.05 Кб (Скачать файл)

1 Этапы развития социологии как науки

Историю социологии можно  разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французский ученый Огюст Конт основал самостоятельную науку об обществе , назвав ее «Социологией». С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества, и Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль в это время сыграли работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория «структурно-функционального анализа», на основе которой проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. В настоящее время формируется современная социологическая теория, в которой важную роль играют труды английского социолога Э. Гидденса и французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины и России характерно участие социологов в решении актуальных общественных задач. Одним из первых социологов ХIХ века были мыслители народнической ориентации. Они развивали идеи самобытности российской истории и невозможностью мерить ее западными образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский и К. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации и расцвет российского общества. Видными социологами были П. Лилиенфельд, Э. Де-Роберти. Наиболее известным социологом на грани веков был М. Ковалевский, украинец по происхождению. В работах «Современные социологи» и «Социология» он развивал идеи социального прогресса и исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим Сорокин, который развивал эмпирические исследования. Большую роль в российской социологии ХХ века сыграла марксистская социология (Струве, Плеханов, Ленин). Яркой личностью начала ХХ века был украинец Богдан Кистяковский, автор работ «Общество и индивид», «Российская социологическая школа». Рассмотрим подробнее развитие социологического знания.

 

2 Структура социологического знания теорий всех уровней может быть представлена следующим образом:

 

методология науки:

а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным  разделам социологии);

б) Разделы методологии: мировоззренческие  и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о  методах: учение о социологическом  знании; знания о социологическом  исследовании; история социологии и  др.;

Знания о предмете:

а) Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;

б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;

 

Методы:

а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный  методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);

б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;

в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;

 

Исследования:

а) Типы и уровни исследования:

по уровню знания: теоретические и эмпирические;

по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;

по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;

по предмету исследования: социологические и междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические и т.д.);

б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;

в) Направления исследований (по объекту и предмету исследования):

2 методы конкретного  социологического исследования

Методы конкретного социологического исследования - способы или пути сбора социологом первичной информации и последующего ее анализа. Различают три группы таких методов. К первой относятся установление единичных фактов и система сбора первичных данных. Установление фактов производится путем непосредственного наблюдения - стороннего либо включенного (когда исследователь наблюдает социальный процесс как бы «изнутри», будучи его участником),- анализа документов (официальных, напр. протоколов, карточек индивидуального учета и т. п., и неофициальных - биографий, писем, дневников) или путем опроса (свободного интервью, интервью по заданной программе, заочного опроса по анкете и др.). На этой стадии исследования важно обеспечить устойчивость, достоверность и обоснованность первичных данных, что достигается перепроверкой фактов, контрольными наблюдениями и опросами, сочетанием различных методов сбора информации. Последние, в свою очередь, определяют порядок, объем и систему первичного упорядочения фактов (вторая группа методов). К группе этих методов относятся монографическое обследование (изучение многообразными способами различных сторон данного общественного явления или процесса), сплошное и выборочное наблюдение или опрос. Выборочное обследование предполагает статистически обоснованную выборку такой доли из общей совокупности объекта наблюдения (напр., доли читателей газеты при обследовании читательской аудитории), к-рая была бы достаточно представительна, чтобы на ее основании можно было правильно определить тенденции, относящиеся ко всей совокупности этого рода. Третью группу методов составляют способы обработки первичных данных: описание и классификация, обобщения, системный анализ и др. Большое значение в обработке данных помимо логических приемов (анализ и синтез) имеет поиск статистической закономерности. Важным методом анализа является социальный эксперимент, в процессе к-рого исследователь проверяет гипотезы о причинно-следственных связях в наблюдаемых явлениях. Выбор того или иного метода исследования зависит гл. обр. от природы изучаемого объекта и теоретических предпосылок исследования. Последние формулируются заблаговременно в виде программы исследования, в к-рой излагаются задача, цель исследования, осн. понятия, относящиеся к анализу данных, предположения о возможных связях и зависимостях между существенными характеристиками изучаемого процесса (гипотезы). Марксистское конкретное социологическое исследование опирается на исторический материализм. Методологические принципы программы исследования позволяют определять такое сочетание методов сбора и обработки первичных данных, к-рое обеспечивает объективность информации, рассмотрение фактов в их совокупности, «без единого исключения» (Ленин), в конкретной социальной ситуации.

 

Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни.

 

 

 

Общество - в широком смысле - часть  материального мира, неразрывно связанная  с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и  формы их объединения

- в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «перво­бытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

- определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

- людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

- население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

- все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

• производство жизненных благ;

• систематизация производства;

• воспроизводство и социализация человека;

• распределение результатов труда;

• обеспечение законности управленческой деятельности государства;

• структурирование политической системы;

• формирование идеологии;

• историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в  себя ряд об­ластей - сфер общественной жизни:

- экономическую — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

- социальную — взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

- политическую — деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

- духовную - мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями  понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

Проявление сфер общества:

а) Политико-правовая сфера:

- ратификация международного договора

- введение поправок к закону

- проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

- рост числа акционерных предприятий

- увеличение денежной массы в стране

- уменьшение производства товаров

- введение нового налога

- отношения собственности

в) Социальная сфера:

- демографические изменения в государстве

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее  значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд

 

4 Понятие личности в социологии.

 

Понятия “человек” и “личность” относятся к одному объекту и  в обыденной речи употребляются  как синонимы уже в течение  более двух тысяч лет. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Возникновение понятия “личность” связывают с античным театром, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль воина, раба, ревнивца, завистника и т.п. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой, соотносил себя с определенной социальной группой.

 

В современной науке существуют два подхода к определению  личности. Первый, формально-логический, отвечает формальной логике, “здравому смыслу”. В соответствии с таким подходом личность определяется через более широкое, родовое понятие - “человек”, а затем перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Чаще всего этими признаками являются различные положительные характеристики. Отсюда следует вывод: личностью признаются люди, обладающие определенными положительными качествами.

 

Слабость такого подхода, при всех его рациональных сторонах, обнаруживается при попытке ответить на вопрос: кого конкретно считать  или не считать личностью? Если ребенка, то с какого возраста? Если преступника, то по каким признакам?

 

Второй подход можно назвать  диалектико-логическим. Личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте.

 

Отметим, что все люди обладают определенными общими – биологическими и социальными – чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности (индивидуальность). Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получим социологическое определение личности.

 

Таким образом, человек –  это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

 

Индивид становится личностью  в процессе освоения социальных функций  и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.

 

Второй аспект исходит  из понимания активности как некоторой  конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.

 

4 Понятие личности в социологии. Человек - индивид - личность.

 

 

Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в  рамках микроуровня человеческого  познания, человек является главным  субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

Информация о работе Классы российского общества