Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:44, реферат
На сегодняшний день наибольшую долю российского рынка занимает сегмент одежды (51%). Доля обуви и СИЗ примерно одинакова (27% и 22% соответственно). Ассортимент специальной одежды достаточно широк – от простых и недорогих традиционных изделий (халаты, фартуки, жилеты) до современных комплектов специального назначения (костюмы для работников нефтеперерерабатывающей, металлургической, лесообрабатывающей промышленности, дорожных служб и т. д.). Продукция ведущих компаний насчитывает порой более 400 наименований. По данным Rambler-Медиа, ежегодно на рынок спецодежды выпускается свыше 80 млн. изделий. Больше всего производят рукавиц, далее следуют костюмы, хлопчатобумажные халаты, ватные куртки, костюмы утепленные, рабочие комбинезоны, полукомбинезоны, ватные брюки и плащи.
Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид — это единичный
представитель человеческого
4-2 Основные теории личности в социологии.
В ХХ в. в социологии сложилось несколько теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.
Психоаналитическая теория З. Фрейда основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает три уровня (см. рис. 10). Нижний и верхний уровни "атакуют" сознание человека, порождая невротический тип поведения. В процессе общественного развития верхний уровень (Super-Ego) постоянно увеличивается, вследствие чего вся история человечества может быть представлена как история нарастающего психоза.
Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Основной вывод теории: чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение (17.8).
Деятельностная теория Л. Выготского исходит из понимания человека как деятельностного существа, которое преследует свои цели, и чье поведение невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории основывается на анализе доминирующего вида ее деятельности (профессиональная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).
Наиболее популярной сегодня является ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса (17.2; 17.7). Основные понятия теории: 1) социальный статус (4.2); 2) социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе; 3) ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли; 4) ролевое исполнение – фактическое исполнение человеком той или иной роли (отец исполняет роль отца, директор – роль директора и т.д.). Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу (так, статус студента предполагает обязательное посещение занятий, ведение конспектов лекций, сдачу зачетов и экзаменов). Однако на практике нередко возникает ситуация, когда человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу социальный контроль (11.3), побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется (статус понижается (нерадивый студент отчислен) или повышается (талантливый студент стал специалистом досрочно)).
Нередко мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые противоречат (или не соответствуют) друг другу. В этом случае возникает ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности предлагают несколько способов его преодоления: 1) рационализация ролей – скрытие реальности конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли (роль удачливого бизнесмена связывается с риском быть убитым киллером); 2) разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида (один и тот же человек в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель, дома – заботливый муж и отец); 3) регулирование ролей – осознанная личностью и преднамеренная процедура освобождения от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли (я выполнял приказ, следовал должностным инструкциям и т.д.).
5 Сущность процесса социализации
Известно, что младенец вступает
в большой мир как
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Для успешной социализации, по , необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
6 Социальный статус и социальные роли личности
Мы живем в стратифицированном обществе, т.е. в обществе, где имеет место социальное неравенство Отдельные члены общества и социальные группы различаются между собой по уровню богатства и доходов, объемом в властных полномочий и доступ к политической власти, по уровню образованности и престижности профессии, и благодаря этому - они занимают неодинаковое место в социальной иерархии Различают статусы социальный и личный Социальный статус - это положение индивида (или группы людей) в системе социальных связей и отношений, что обусловливается ее принадлежностью к определенной социальной общности и определяет сукупнис во его права и обязанностиків.
Статус человека формируется различными признаками, среди которых есть те, которые наследуются - пол, этническая принадлежность, социальное происхождение, а также те, которые человек приобретает благодаря собственным усилиям - в образование, профессия, доходы и т.д. Соответственно этому различают статус аскриптивная (приписан) и статус получитьй.
Любого человека можно охарактеризовать с помощью определенного статусного набора - это совокупность всех статусов, имеет данный человек Но ее положение в обществе определяет так называемый главный статус
Если социальный статус определяет
место индивида в обществе, то - личный
его позицию в среде
Личный статус - это положение человека в малой (первичной) группе, объясняется тем, как относятся к нему окружающие
Главным является статус, который определяет стиль жизни человека, круг его общения, манеру одеваться и т.д.
В социологии используются также
понятия социальная позиция и
социальный престиж (франц prestige - авторитет,
престиж) Понятие \"социальная позиция\"
отражает осознание личностью своей
належнос сти к определенному
сообществу, интересы и ценности которой
человек расценивает как свои
собственные и стремится
Согласно господствующей в обществе системы ценностей, общественное сознание сравнивает отдельные социальные группы, относящихся к ним людей за статусными признаками и выстраивает их иерархию
Соотносительная оценка, которую дает общество статуса личности или социальной группы, называется социальным престижем Социальный престиж тесно связан в общественном сознании с престижем профессии Последний и является отражением в общественном сознании относительной ценности различных видов деятельности, профессий учитывая соответствующие им уровень оплаты, сложность труда, уровень ответственности исполнителя, необходимый уровень специального образования Оценки престижности является действенным регулятором поведения членов общества, они в значительной степени определяют структуру профессиональной занятости, различные виды социальной мобильности, ход других процессов в обществтві.
В эмпирических социологических исследованиях престижность позиции определяется с помощью таких индикаторов, как уровень образования, престиж профессии и уровень доходов (благосостояния) Определенный на основе иссл ень интегральный показатель называют социально-экономическим индексом позиции (обобщенным статусом).
Интеграция личности к
социальной среде обеспечивается не
только путем занятия статусной
позиции, но и усвоением личностью
соответствующих социальных ролей
Выполняя социальные роли, человек
без зпосередньо включается в
жизнедеятельность различных
В современном обществе каждый человек выполняет ряд ролей, скажем, студента, гражданина государства, сына, члена спортивной команды, клиента, покупателя и другие Вся совокупность социальных ролей, виконуеть ься одной личностью, называется ролевым набором Человек не является абсолютно свободным в выборе и исполнении ролей Набор ролей определяется ее социальным положением в конкретной социальной структуре - дем ографичний, семейно-родовой, экономической, профессиональной, политической тощощо.
Социальные роли - это определенные способы действий, поведения индивида (или группы), соответствующие принятым в обществе нормам и осуществляются в зависимости от социального статуса Если сам статус определяет позицию человека в обществе (ученик, студент, военный, жена), то социальная роль - функция, которая выполняется ней в данной позиции Функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятым и в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т п п.).
Требования окружения (в виде предписаний, пожеланий, ожиданий) по выполнению определенных социальных ролей воплощаются в конкретные социальные нормы (norma - правило, образец, руководящее начало)
Социальные нормы - совокупность, обязывающих принципов, правил, эталонов требований, установленных обществом, социальными сообществами или уполномоченными субъектами для регулирования социальных отношений, действовали льности и поведения социальных субъектов на всех уровнях и во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Для обеспечения надлежащего
выполнения требований создается система
социальных санкций позитивного
и негативного характера
Таким образом, в нормативной структуре роли выделяют четыре конструктивные элементы:
• описание типа поведения, который требуется при выполнении роли;
• предписание - требования по выполнению роли;
• оценка выполнения или невыполнения предписания;
• санкция - положительные
или отрицательные последствия
действий в рамках требований Социальная
роль является важным средством реализации
творческого потенциала личности, ц
развития, раскрытия способностей Выполнение
роли требует е ид человека определенного
объема знаний, умений, опыта, соответствующего
интеллектуального и
Если ролевые требования не соответствуют внутренним потенциалам личности, ее статуса, то возникает конфликт между ролью и человеческим \"Я\" в таких случаях, как это показал еще 3 Фрейд, срабатывают защитные психо ологични механизмы - человек находит аргументы в пользу своего поведения, оправдывает себя, но нередко под влиянием чувства тревоги, вины, постоянного психологического напряжения человек отказывается просмотр онуваты определенные роли, увольняется с работы, разводится, меняет круг общенияня.
Р Линтон исследовал ролевой
конфликт, связанный с маргинальным
(переходным) статусом личности Считается,
что обычному человеку трудно дается
одновременное выполнение разнообразных
ролей, она выполняет является их
поочередно Статусно-ролевой конфликт
возникает также вследствие того,
что окружение выдвигает