Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:07, контрольная работа
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими (количественными, качественными), прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Введение_____________________________________________________3
Количественные и качественные методы социологического исследования.____________________________________________4
Применение качественных методов в социологических исследованиях.__________________________________________11
Сферы применения качественных методов_____________11
Общая характеристика качественных методов__________11
Количественные методы__________________________________15
Место опроса в социологическом исследовании_________15
Наблюдение_______________________________________17
Метод анализ документов___________________________19
Заключение__________________________________________________21
Литература__________________________________________________22
Другим примером взаимодополняемости
качественных и количественных методов
стал проект “Модернизация
Несмотря на то, что методология анализа качественных данных в российской социологии применяется все шире, такая практика до сих пор не является общепринятой.
2.1. Сферы применения качественных методов
Соответственно, использование качественных методов удешевляет как сам процесс исследований, так и процесс проведения политической или рекламной кампании, позволяя избежать лишних шагов и использовать наиболее эффективные методы воздействия.
Аналитической центр "Нью имидж" - единственная исследовательская организация в Челябинской области, которая регулярно проводит подобные исследования в течение 5 лет и накопила уникальный опыт в практическом применении их результатов.
2.2. Общая характеристика качественных методов
В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр. Но чаще всего они представлены в виде вербальной информации - текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления. Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько часто оно случается или насколько интенсивно представлено в социальной реальности. Качественные данные обозначают предмет исследования, количественные - показывают, насколько сильно он проявлен в объекте. Продолжая такого рода рассуждения, можно сделать вывод, что одни данные в большей степени ориентированы на создание суждения о социальном явлении, другие - на оценку значимости или тестирование этого суждения. Эти различия в природе двух типов данных привели к тому, что так называемые качественные исследования (исследования, основанные на сборе и анализе качественных данных) стали связывать в большей степени с этапом генерирования или построения теории, а количественные исследования - с ее верификацией.
Качественные методы дают возможность выделить мотивационную составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их.
Можно выделить две основные проблемы социологического исследования, основанного только на анализе статистических данных:
Зачастую заказчик, получив пухлую папку с результатами стандартного социологического исследования, не понимает, что ему дальше с этим делать.
Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.
Качественные методы наиболее применимы для решения практических задач по анализу общественного мнения в сфере средств массовой информации и маркетинга. Они позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации. Меняя набор методик, можно задать уровень получаемой информации: от социально обусловленных реакций до их подсознательной мотивации. Можно выделить несколько уровней анализа:
Качественные методы можно использовать не только для уточнения внутренней структуры и динамики общественного мнения, но и как вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты (получение спектра ответов, их предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).
Грамотно проведенное
Метод |
Решаемые задачи и сфера применения |
Кол-во участников |
Ст-ть, USD |
экспертный опрос |
Получение предварительной "карты" изучаемого феномена, формирование структурного описания и рабочей гипотезы исследования |
1-33 |
От 600 |
peer-группа |
Выявление и формулировка проблем, которые могут быть исследованы с помощью количественных опросов. |
3-5 |
От 200 |
фокус-группа |
Формирование либо корректировка анкеты для стандартизированного опроса на основе полученного широкого спектра реакций, мнений и оценок относительно изучаемого явления. Моделирование социодинамики для получения информации о влиянии коммуникативных процессов в обществе на формирование или изменение реакций, мнений и оценок относительно изучаемого феномена. Составление "портрета" социальной группы при экспертной оценке социально- экономической ситуации. Контент- анализ материалов фокус- групп позволяет выявить не наиболее часто упоминаемые, а принципиально новые, редко называемые факторы (используется при исследовании социальной динамики и составлении прогнозов). Дополнение и корректировка данных количественного исследования при их анализе и составлении прогнозов и рекомендаций |
8-15 гомогенного социального |
От 400 |
диадическое интервью |
Изучение разногласий |
2 |
От 500 за серию |
ECG (расширенная креативная |
Сопоставление различных аспектов
групповой коммуникации (устный, письменный,
невербальный, прожективный). Изучение
потребностей и мотивов (подавляемых
и явных), лежащих в основе того
или иного социального |
5-15 |
От 300 |
глубинное интервью |
Сбор данных о психологических механизмах формирования мнения (источники, причины, мотивация, обусловленность, контекст). |
1 |
От 300 |
3.1. Место опроса в социологическом исследовании.
Опрос – метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.
Анкетирование: очное и заочное (почтовое, через газеты и журналы, в сети интернет).
Место проведения играет не маловажную роль в определении вида опроса:
Особенности метода опроса
заключается в том, что информация
отражает социальную реальность с точки
зрения ее преломления в сознании
опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет
работать с мнениями людей. Особенность
связана с тем, что данный метод
позволяет получать первичную и
разнообразную информацию об отношении
людей к каким-либо событиям, о
мотивах поведения и
ценностных ориентациях, о характере отношений
с другими людьми. Данный метод позволяет
охватить массовую аудиторию, но с этим
связана относительная дороговизна и
высокая трудоемкость.
При проведении опроса группа опрашиваемых
может подвергаться или однократному,
или многократным обследованиям. В первом
случае получается как бы поперечный срез
данной группы по многим параметрам
для фиксированного момента времени. Например,
редакции журналов и газет проводят одноразовые
выборочные исследования своих читателей
по таким параметрам, как возраст, пол,
уровень образования, род занятий и т.п.
Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течении определенного периода времени.
Методам опроса присущи следующие достоинства:
3.2. Наблюдение.
Один из методов социологического
исследования – наблюдение, под
которым понимается сбор первичной
социальной информации путем прямой
и непосредственной регистрации
исследователем событий и условий,
в которых они имеют место,
простейший метод сбора первичной
информации, лежащей в основе других
методов. Он заимствован из естественных
наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение
в обыденной жизни и научное
наблюдение – не одно и то же. Научное
наблюдение отличается планомерностью,
последующей проверкой
В специальной литературе можно встретить различные виды наблюдений: формирование и неформализованные, включенные, когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняют профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.), и не включенные, когда наблюдение осуществляется при условии невмешательства исследователя в изучаемые событияю Если полевые наблюдения проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, проводимые в специально созданных условиях. Последние чаще всего используются в рамках психологических и социально-психологических экспериментов.
Наблюдения бывают систематическими,
проводимыми по заранее жестоко
разработанному плану изучения объекта
в течение определенного
Каждый вид (тип) наблюдения
имеет свои положительные и отрицательные
стороны. Положительной стороной включенного
наблюдения является то, что оно
позволяет узнавать все детали событий,
их подоплеку, движущие мотивы главных
действующих лиц. Негативные его
стороны – опасность утратить
объективность оценки изучаемого явления,
так как исследователь нередко
отождествляет себя с наблюдаемыми.
В это связи возникает
Информация о работе Количественные и качественные методы социологического исследования