Количественные и качественные методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими (количественными, качественными), прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
Количественные и качественные методы социологического исследования.____________________________________________4
Применение качественных методов в социологических исследованиях.__________________________________________11
Сферы применения качественных методов_____________11
Общая характеристика качественных методов__________11
Количественные методы__________________________________15
Место опроса в социологическом исследовании_________15
Наблюдение_______________________________________17
Метод анализ документов___________________________19
Заключение__________________________________________________21
Литература__________________________________________________22

Файлы: 1 файл

Контрольная СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 44.30 Кб (Скачать файл)

Не включенное наблюдение значительно проще, но оно дает поверхностную  информацию об изучаемом явлении. При  таком наблюдении затруднено выявление  мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

При всей привлекательности  наблюдения как метода сбора социальной информации (простое и не требующее  больших финансовых затрат) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с обеспечением репрезентативности (достоверности) полученных данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически  трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность  ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения их мотивов. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов все-таки отражает объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную  информацию, но и является решающим средством выявления и преодоления  субъективности результатов наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т.п.

 

3.3. Метод анализ  документов.

 

Контент-анализ – метод  анализа содержания текста документов.

Контент-анализ используется:

Для изучения общественного  мнения читателей.

Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе.

Для интерпретации ответов  на открытые вопросы анкет читателей, анализ программ TV, радио, изучение имиджа лидера, изучение аудитории прессы, теле-аудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе.

Использовать контент-анализ можно основано как основной метод, так и вспомогательный для  иного.

В качестве анализируемых  документов используются: документальная официальная информация (правительственные  материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных  организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе разобраны  основные методы сбора социологической  информации. В социологии сочетаются многие направления человеческих знаний (психология, философия, логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим большой  опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать  человеческое общество.

Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки  для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка  ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это  сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые  толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. М.,1995.
  2. Балабанова Е.С. Вынужденные мигранты: жизненные трудности и ресурсы из преодоления / Куда идет Россия? Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М., 2000.
  3. Балабанова Е.С., Грудзинский А.О. Институциональные условия трансфера технологий // Социол. исслед. - 2001. - № 4.
  4. Барулин В.С. Социальная философия. М.,1999.
  5. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Социол. исслед. - 2001. - № 1.
  6. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социол. исслед. - 2000. - № 4. - С. 5-9.
  7. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М., 1999.
  8. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 60-х годов к 2000-му). - М., 1999.
  9. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М., 1998.
  10. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.
  11. Татарова Г.Г. Математическое моделирование социальных процессов в социологическом образовании // Социол. исслед. - 2001. - № 8.

 

 

 


Информация о работе Количественные и качественные методы социологического исследования