Коммуникации в организации и в поведении сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить теоретические основы управления коммуникациями в организации и их влияние на поведение сотрудников.
Для достижения цели нами определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2.Описать особенности коммуникаций в организации
3. Раскрыть технологии управления коммуникациями в организации и их влияние на поведение сотрудников

Файлы: 1 файл

Коммуникации в организации и в поведении сотрудников.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Социокультурные барьеры. Люди – не изолированные индивиды, а общественные существа и так таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия обусловленные принадлежностью к тому или иному языковом, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.

 

Выводы

 

  1. Коммуникация – сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ.

2. Благодаря моделям коммуникаций  можно выделить и охарактеризовать  следующие необходимые элементы  любого коммуникативного акта: зарождение  идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование, обратная связь.

3. Одна из ключевых  проблем коммуникации – проблема  адекватного восприятия передаваемой  информации и, следовательно, результативности  коммуникации. Сообщение, передаваемое  источником получателю, преодолевает  многочисленные коммуникативные барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, являются среда (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта. В целях повышения эффективности коммуникации следует уделять внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В   ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ

 

2.1 Особенности коммуникаций в  организации

 

Коммуникация играет особую роль в групповой динамике. Без коммуникации нет общения, а без общения не может быть и группы. Таким образом, коммуникация выступает как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

Поэтому менеджеру надо хорошо знать средства коммуникации, уметь правильно ими пользоваться в процессе общения, преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.

 

Основатель клана Рокфеллеров Джон-старший говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе, и я готов платит за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». [8]

Традиционно выделяют две формы коммуникации: вербальную и невербальную. При вербальной коммуникации в качестве символов используются слова человеческого языка. Существует несколько признаков естественного человеческого языка, отличающих его от систем коммуникации у животных.

Главными признаками естественного человеческого языка являются:

1) Канал для всех языковых сообщений вокально-слуховой: языковые сообщения передаются голосом и воспринимаются слухом. Этим человеческий язык отличается от языка низших животных. Эти различия касаются способа, каким информация предаются через внешнюю среду в организм

2) Языковая  деятельность не имеет непосредственного  биологического значения, иначе  говоря, она биологически нерелевантна (несущественна). Как бы ни изменился  характер речи (тембр, высота голоса, скорость, интонация и т.п.) в процессе  разговора, это нисколько не повлияет на биологические свойства окружающей среды.

3) Произвольная семантизация. Семантизация – означает придание смысла, т.е. связь между явлением, выступающим в качестве материального знака, и тем явлением, и тем явлением, которое им означается.

Одним из основных средств передачи информации является речь, речевое общение. Речь – это особый вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельностю памяти). [2] Так как «речевая деятельность есть специализированное употребление речи для общения, частный случай деятельности общения», то «речь потенциальный компонент любой деятельности, например познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.». [7] Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т. п.

К основным функциям речи (языка) в процессе коммуникации относятся:

  • коммуникативная или репрезентативная (репрезентация – представление; изображение, образ), которая является доминирующей;
  • апеллятивная (апелляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении.
  • экспрессивная (экспрессия – выражение и выразительность).
  • фатическая, осуществляется посредством обмена ритуальных формул, т.е. затрагивает преимущества области речевого этикета.
  • метаязыковая, т.е. функция толкования.

 

Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, дополняющих и усиливающих друг друга. Например, после проведения совещания с подчиненными (устная коммуникация) направлять им меморандум с изложением основных моментов состоявшегося обсуждения.

Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. В то же время устная коммуникация не позволяет отправителю послания в полной мере контролировать его содержание, сопряжена со значительным уровнем помех в системе.

Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени, что является очень важным для реализации функции управленческого контроля, а также дает возможность получателю информации уточнять ее неограниченное число раз. Существует пять наиболее важных коммуникационных средств: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.

«Правила и процедуры» или «Политика и процедура» представляет собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни. Крупные организации имеют сотни процедур, регламентирующих их деятельность по всем направлениям деятельности: продажам, производству, подбору персонала, установление заработной платы, отношениям с государственными органами.

Меморандум, пришедший в частный сектор из государственного, представляет собой формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому. Меморандум содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания, тему послания В форме меморандумов сегодня осуществляется от 60 до 80 процентов письменной коммуникации между руководителями и специалистами компаний в экономически развитых странах.

Справочник сотрудника представляет собой брошюру, содержащую основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Такие справочники начали появляться в США еще в предвоенный период, а сегодня являются неотъемлемым атрибутом коммуникационного процесса большинства развитых стран. Справочник сотрудника преследует три основные цели:

  • изложить базисные ценности и философию компании, ее долгосрочные и краткосрочные цели;
  • объяснить сотрудникам, что руководство компании ожидает от них и какие обязательства оно берет на себя;
  • предоставить справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании.

Внутриорганизационные публикации (многотиражки, газеты, журналы) представляют собой периодические издания, публикующие разнообразные материалы, связанные, а иногда и не связанные с организацией и ее деятельностью. Несмотря на то, что такие публикации адресованы широкой аудитории и не предполагают содержательной обратной связи, они не могут быть действенным средством повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Электронная коммуникация является наиболее быстро развивающимся организационной коммуникации, позволяющим увеличить интенсивность информационного обмена в сотни раз. Электронная почта дополняет внутриорганизационные меморандумы такими важными характеристиками, как расширение адресатов (каждый сотрудник организации, имеющий ящик для электронной почты, может получить послание), высокая скорость передачи и обратной связи, снижает организационные издержки на бумагу, почту, курьеров.

В то же время использование электронных средств коммуникации порождает новые проблемы. Во-первых, сокращение прямых контактов между сотрудниками приводит к исчезновению эмоционального аспекта в деловых отношениях, дегуманизации труда, что увеличивает степень стресса и снижает мотивацию сотрудников. Во-вторых, объем информации, который может передаваться с помощью электронной почты, создает угрозу перегруженности сотрудников и в первую очередь руководителей. И, наконец, многие организации сталкиваются с проблемой сохранения конфиденциальности информации при использовании электронных сетей. [5]

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Исследования показали, что большой процент устных коммуникаций воспринимается именно через язык жестов и интонации. В своей книге Non-Verbal Communication («Невербальные коммуникации») А. Мехрабиан утверждает, что 55% сообщений люди воспринимают через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и голосовые модуляции. Это означает, что на долю слов как таковых приходится всего 7% значения. Это очень важно, поскольку означает, что во многих случаях то, как мы говорим, важнее того, что говорим.[14] Также он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р.Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от вербального языка не линейно временную последовательность, а пространственно-временную целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и декодируется. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, и значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери их смысла для партнеров.

Формальные коммуникации. В государственных, общественных, коммерческих структурах административные инструкции определяют, кому, с кем, в какое время и по какой форме обмениваться информацией.

Формальная коммуникация – вид внутриорганизационной коммуникации, при которой информационный обмен совершается в соответствии с формальной организационной структурой и выполняемыми сотрудниками производственные функции.

Одним из способов формальной коммуникации является бланки, формы, которые необходимо заполнять и отправлять по адресу в установленные сроки.

Неформальная коммуникация – вид внутриорганизационной коммуникации, при котором информационный обмен совершается между сотрудниками организации вне связи с их производственными обязанностями и местом в организационной иерархии. [19]

Особенностью неформальной коммуникации является то, что она формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контактом в рабочей среде на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы.

Часто неформальная коммуникация имеет «налет субъективности» и бывает, соответственно, искаженной. Неформальные коммуникации – это канал распространения слухов. Огромное отрицательное влияние может оказать на мотивацию и производственное поведение сотрудников распространение заведомо ложной информации. Руководство любой организации должно быть готово к нейтрализации этого эффекта. Как показывают исследования, наиболее действенным способом борьбы со слухами является их немедленное опровержение конкретными фактами. Если же этого не удается сделать в короткие сроки, руководству следует сменить тактику – вместо прямого опровержения слухов следует попытаться сконцентрировать внимание сотрудников на других аспектах проблемы, ставшей предметом ложной информации.

Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем, подчинённым уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководитель среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменении. Нисходящие коммуникации следует представлять скорее как установление межличностных связей. Существует пять основных целей коммуникации в организации, направленных сверху вниз:

  • постановка конкретных задач по выполнению работы;
  • обеспечение информации о принятых в данной организации процедурах и практике;
  • обеспечение информацией, касающейся смысла исполняемой работ;
  • информирование подчиненных о качестве их работы;
  • предоставление идеологической информации для облегчения восприятия целей.

Нисходящие коммуникации осуществляется с помощью разнообразных письменных (рабочие материалы, руководства, журналы, газеты, письма, доски объявлений, плакаты, меморандумы) и устных (приказы руководителей, речи, заседания, программы для слушающих, которые передаются по внутренним телевизионным сетям, система публичных выступлений, телефоны) средств.

Самая большая проблема, по мнению Ф. Лютенса, заключается в том, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. Существует следующие закономерности воздействия нисходящего потока информации на получателя:

Информация о работе Коммуникации в организации и в поведении сотрудников