Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:29, реферат
В существующей сегодня организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении студентом. Основным источником обучения является опыт педагога. Студент находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда студент что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.
Формы коммуникации в учебном процессе…………………………..…3
Интерактивное обучение………………………………………………....5
Учебное взаимодействие как единица образовательного процесса…...7
Стратегия интерактивного обучения через континуумы целей
курса, опыта преподавателя и опыта студентов………………………...8
Пример интерактивного обучения – кооперативное обучение……….10
Примеры кооперативного обучения……………………………………..12
Список использованной литературы………………………………….....14
Интерактивное обучение, в отличие от традиционного, предполагает в первую очередь смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента. В сегодняшней парадигме образования основной упор делается на то, чтобы улучшить, усилить, каким-то образом усовершенствовать деятельность преподавателя. При этом остается за кадром то, что делает студент в образовательном процессе и какие на самом деле знания он выносит из аудитории. Педагог сам работает в аудитории, работа же студента не отличается активностью. Процесс конструирования и присвоения знаний, не будучи должным образом организованным, не происходит.
Для того чтобы такие движения были возможны, надо менять саму деятельность преподавателя по организации деятельности студента. Обратимся к социологическому исследованию «Университетское образование: перспективы развития», проведенному ЦПРО БГУ в 2000 году, в котором приняли участие студенты БГУ. 72,5 % студентов 3 – 5 курсов отмечают, что на сегодняшний день преподаватель для них – это человек, который транслирует знания. В то же время студенты хотели бы, чтобы преподаватель был организатором учебной среды, тренером, менеджером.
4. Стратегия интерактивного обучения через континуумы целей курса, опыта преподавателя и опыта студентов
Организацию другого участия студента в образовательном процессе можно раскрыть с помощью модели, предложенной американскими исследователями Ч. К. Бонуэллом и Т. Е. Сазерленд. Они выстраивают стратегию интерактивного обучения, а если точнее – стратегию активного обучения, в которой студент становится активным участником процесса присвоения знаний и конструирует свое знание.
Стратегия активного обучения
есть некоторое непрерывное
Общеизвестен тот факт,
что каждые пятнадцать минут внимание
слушателей в аудитории падает и
лишь через две-три минуты вновь
концентрируется. Британский исследователь
П. Фредерик предлагает восемь способов
того, как лекцию можно сделать
активной формой обучения для студентов.
В качестве очень простого способа
он рекомендует через каждые пятнадцать
минут предлагать сидящим рядом
студентам в течение двух-трех
минут обсудить то содержание, о
котором говорилось в этот промежуток
времени в лекции. Используя принцип
разнообразия деятельности, через следующие
пятнадцать минут можно использовать
другой прием – например, предложить
сидящим рядом студентам
С одной стороны, приведенный пример является видом достаточно простого задания – работы в парах. Вместе с тем предложенный способ – уже реализация стратегии интерактивного обучения. Сложное задание строится на активной коммуникации большого количества людей.
Выбор сложности задания в континууме интерактивного обучения зависит от трех факторов:
· цели, которую ставит преподаватель в курсе;
· опыта преподавателя по организации взаимодействия в аудитории;
· уровня опыта студентов.
Механизм постановки цели состоит из ответов на ряд вопросов: 1) что, на мой взгляд, мои студенты должны знать (знания)?; 2) что, на мой взгляд, мои студенты должны уметь делать (навыки)?; 3) что, на мой взгляд, студенты должны прочувствовать (аттитьюды)? Размышления над поставленными вопросами помогают преподавателю понять, что цели должны быть осознаны прежде всего им самим и четко обозначены в курсе.
Один из важных моментов в выборе способа работы со студентами в аудитории – собственный стиль преподавания. Для выбора метода важным является тип самого преподавателя, особенности его способов коммуникации с окружающими, значимость для преподавателя степени контроля над действиями и результатами учебной деятельности студентов, его позиция в образовательном процессе. Определение своих методов и способов организации взаимодействия в аудитории – отдельная работа преподавателя, которая имеет свои механизмы.
Учебный опыт студентов, изучающих данный курс, понимается и как владение некоторым содержанием курса, и как опыт обучения разными методами. «В большой степени успех активных методов обучения зависит от обстановки в аудитории, которая позволяет студентам не бояться рисковать и обеспечивает удовлетворение запросов студентов. Эти элементы особенно важны при использовании активных методов в работе со студентами, которые имеют мало опыта в содержании, методе, или и в том, и в другом. Самые лучшие намерения преподавателя провести дискуссию в аудитории могут разбиться о молчание студентов, потому что они нервничают или не уверены в том, что они понимают, что преподаватель ожидает от них».
5. Пример интерактивного обучения – кооперативное обучение
Одним из способов реализации интерактивного обучения является кооперативное обучение, во многих моделях которого заложены конструктивистские подходы. Потенциально кооперативное обучение предполагает достижение
интеллектуальной автономности человека и возможности развития социальной компетентности. Происходит это за счет взаимодействия пяти основных компонентов (Джонсон Д. В., Джонсон Р. Т., Смит, 2001).
Первый компонент – позитивная взаимозависимость. Она проявляется в следующем: каждый студент, получая некоторую часть задания, должен понимать, что достижение им хорошего результата возможно лишь в том случае, если тот, кто находится рядом, тоже достигнет хорошего результата. А от получения хорошего совместного результата, безусловно, выиграет и каждый в отдельности.
Исследователи утверждают,
что в группах кооперативного
обучения должно быть от двух до четырех
человек (большее количество усложняет
получение качественного
Второй компонент –
структурированная
Третий компонент
Вербальные и невербальные реакции членов группы обеспечивают важную обратную связь деятельности студента. Студенты получают возможность узнать друг друга и на личностном, и на профессиональном уровне.
Четвертый компонент – обучение студентов необходимым социальным навыкам и обеспечение их использования. Успех кооперативных усилий требует сформированности ряда социальных навыков. Как и академическим навыкам, так и навыкам лидерства, принятия решения, создания доверия, коммуникации и управления конфликтами надо обучать целенаправленно и точно.
И наконец, пятый компонент
кооперативного обучения – обеспечение
того, чтобы у студентов было время
включиться в групповой процесс
(определение способов совершенствования
используемых студентами процессов
обучения). Студенты фокусируются на постоянном
совершенствовании процессов
Обеспечение всех перечисленных
компонентов может
6. Примеры кооперативного обучения
Для пояснения возможностей реализации кооперативного обучения в университетском образовании, а также для иллюстрации примера сложного задания в стратегии интерактивного обучения приводим описание метода «Мозаика».
Являясь примером кооперативного обучения, он направлен на проработку некоторого учебного текста и может быть использован в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин. Алгоритм применения метода состоит из нескольких этапов:
· Распределение студентов на малые группы по пять человек: в студенческой группе из 30 человек получится шесть малых групп. Каждому студенту в каждой малой группе присваивается порядковый номер от одного до пяти.
· Приготовленный заранее текст разбит на пять смысловых частей. Каждый студент в малой группе получает свою часть текста, над которой работает в течение 15–20 минут.
· Все студенты малых групп, имеющие порядковый номер 1, собираются в свою новую малую группу, вторые номера – в свою, третьи – в свою и т. д. (получается пять новых малых групп по шесть человек).
· В новых малых группах студенты разбиваются по парам (получается три пары) и обсуждают содержание текста. В случае необходимости студенты могут обращаться за помощью к преподавателю-эксперту. Этот этап продолжается 10–15 минут.
· Следующие 15 минут, разбившись в новых малых группах по новым парам, студенты продумывают способ преподавания своей изученной части текста коллегам из первой малой группы.
· Студенты возвращаются в первоначальные малые группы и преподают своим коллегам материал.
· Проводится небольшой письменный тест или фронтальный опрос (Ренегар, 2001).
«Мозаика», являясь классическим
методом кооперативного обучения, несомненно,
имеет большой
Другими примерами конструктивистских методов, находящихся в стратегии интерактивного обучения, являются кооперативные методы «Академическая дискуссия» и «Групповое исследование». Последний предполагает работу в малых группах, которые выбирают проект. Учащиеся разбивают проект на индивидуальные задачи и собираются вместе, чтобы синтезировать полученную информацию. Данный метод требует от учащихся больше самостоятельности. Уровень конструктивизма возрастает вместе с движением учащихся от помощи друг другу в простом запоминании содержания к созданию своего собственного, следовательно, нового содержания.
Приведенные примеры позволяют, подводя итог, констатировать, что интерактивная стратегия университетского образования есть конструирование студентом своего знания в специально организованной многосторонней коммуникации, предполагающей кооперацию всех ее участников.