Коммуникативная и социально-психологическая модели социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др.

Содержание работы

Основная часть 3
Комуникативная модель социальной работы 5
Социально-психологическая модели социальной работы 7
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Курсовая социалная работа за рубежом.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Факультет экономики и управления

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

Курсовая работа по социальной работе за рубежом

 

 

 

Тема: коммуникативная и социально-психологическая модели социальной 

работы

 

Выполнил:

студент 2052 группы

2 курса

факультета экономики

и управления

Сорокин Григорий Александрович

 

Проверила:

Виноградова Ольга Евгеньевна.

 

 

 

Оценка:

______________________

 

______________________

(подпись проверившего)

 

 

 

 

 

 

Дубна, 2012


Оглавление

Основная часть              3

Комуникативная модель социальной работы              5

Социально-психологическая модели социальной работы              7

Заключение              15

Список литературы              16


В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др.

К проблемам социальной работы как науки относятся специфические исследования, связанные с осмыслением места и роли института социального благосостояния в социальной структуре общества, соотношением социальной работы и социальной политики, социальными процессами, т.е. с системой «общество—человек», а также исследования, связанные с философским осмыслением места личности в обществе и ответственности общества за ее адекватное развитие, т.е. с системой «человек—общество». Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы «среда—человек—человек-среда».В социальной работе пока не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых и развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы. Общим для социальной работы как науки и других общественных наук является использование основополагающих идей философов, социологов, психологов — К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, 3. Фрейда, К. Роджерса, Ж.П. Сартра и др.В разных странах специалисты-практики предпочитают использовать те или иные модели социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей.


В США социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень, хотя в последние два десятилетия в этой стране появилось множество технологий, использующих в качестве своей основы многообразные теоретические направления социальных наук. Сейчас социальная работа стала неотъемлемой частью общественного устройства не только индустриально развитых, но и развивающихся стран. Наличие в ее арсенале знаний, навыков и умений, основанных на многочисленных теориях, моделях, техниках и технологиях, является доказательством расширения и усложнения социальной практики, социальной работы. Социальная работа как вид профессиональной деятельности с каждым годом все более усложняется в силу возрастания количества проблем окружающей среды, политических, экономических, социальных и эмоциональных кризисов.

Рассмотрим теоретические части  комуникационной и социально-психологической модели социальной работы.


Комуникативная модель социальной работы

Современная стратегия психосоциальной работы ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия, направленные на изменение жизненной ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику оказывать клиентам помощь в формировании и реализации их личностных и социальных ресурсов. Таким образом, ход развития современного общества, его потребности «сконструировали» и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям. Но анализ технологий современной массовой практики социальной работы за рубежом показывает, что доминирующей по-прежнему является психодинамическая модель, основанная на психодинамическом построении теории социальной работы. Жизнестойкость психолинамической модели во многом объясняется характером проникновения теории в практику социальной работы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания. Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой профессионально разрабатывалась психодинамическая модель социальной работы; она использовалась на протяжении более 70 лет, начиная с 20-х гг. Основные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ, вошли в число важнейших категорий теории социальной работы; психодинамичсская теория используется в образовательных программах при подготовке социальных работников; она выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы. Так же как и весьма важные ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы, тяготеющие к комплексности. Прежде всего выясняется, как понимается роль личности, а она чаще всего трактуется преимущественно в психологическом и социально-психологическом плане. Представления о личностных ролях в теориях социальной работы предполагают, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием. Они обычно касаются вопроса о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни. Коммуникативная модель обоснования социальной работы помимо ролевых проблем учитывает специфику средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе коммуникации. В этой связи в круг внимания теоретиков социальной работы попадают язык и речь, искусство и наука, религия и мораль, право и философия, мифы и символы реальности. Особая роль данной модели практики социальной работы обусловлена спецификой самой коммуникативной теории, которая является комплексно-интегративной, опирающейся на раз личные психологические, социальные и психосоциальные исследования Задача социальных работников — формирование у клиента знаний и умений включения в коммуникативные процессы, навыков самовыражения и смыслового восприятия. В связи с этим социальный работник должен владеть методиками выявления характера

коммуникативных отношений, имеющихся у клиента. Эти отношения могут быть симметричными, комплиментарными и в виде симметричной «эскалации». Одной из предложенных технологий в данном случае может быть постановка перед клиентом определенных задач, решение которых предполагает владение положением, ситуацией. Другая технология — использование различных моделей общения в группе. Общение является важным фактором социализации и адаптации личности. Обращение к разработанным методикам коммуникативной модели рекомендуется при работе с людьми, попавшими в новую социокультурную среду (беженцы, мигрантыи эмигранты)


Социально-психологическая модели социальной работы

Доказательства эффективности бихевиоральных (поведенческих) и когнитивно - бихевиоральных процедур многочисленны и их число растет, однако имеется не­сколько областей, в которых свидетельства в поддержку бихевиорального подхода особенно сильны. Сюда относятся поведенческие проблемы детей и подростков, такие как плохое поведение дома и в школе, проблемы отхода ко сну, трудности с туалетным поведением, фобии, курение, злоупотребление алкоголем, нежела­тельная беременность; у взрослых помимо уже перечисленных — проблемы тревоги, сексуальные проблемы, проблемы семьи; у людей с когнитивными искажениями — борьба со старыми поведенческими паттернами и обучение необходимым новым навыкам. Когнитивно-бихевиоральный подход оказался весьма эффективным в области работы с депрессией; есть предварительные обнадеживающие результаты применения этого подхода к проблемам злоупотребления алкоголем, проблемам самоконтроля, сексуальных притеснений, жестокого обращения с детьми, неспособности преуспевать. Тренинг социальных навыков показал себя особенно многообещающим во многих областях приложения усилий консультантов и социальных работников, хотя свидетельств в пользу его долговременной эффективности пока не получено.

Как и любой другой основанный на психологии подход, поведенческий подход существенно ограничен перед лицом больших социальных проблем, таких как безработица, бездомность или бедность, и при серьезных формах психических расстройств, таких, например, как шизофрения, где существенную роль играет медицинское вмешательство. Тем не менее даже в этих ситуациях «поведенческое мышление» может помочь прояснить проблемы и подсказать варианты решения, хотя бы частично.) При этом необходимо самым серьезным образом относиться и к этическим проблемам модификации «нежелательного» поведения; нужно помнить, что этот подход может быть очень мощным, поэтому его использование в условиях, когда клиенты находятся под контролем социального работника, как в некоторых учреждениях, всегда должно быть предметом пристального внимания. В этой психотерапевтической школе, так же как и в психодинамической, слабое знание может таить в себе опасность, особенно ограниченное владение некоторыми методами без тесной связи с профессиональнымэтическим кодексом.

Самой общей схемой когнитивно-бихевиоральной терапии (равно как и кон­сультирования) является следующая:

1. Вовлечение (епgagement) — исследуются и обсуждаются ожидания клиента относительно возможностей получения помощи, поощряется различными прие­мами (открытые вопросы и т. п.) более полное описание им ситуации.

2. Фокусирование на проблеме (рroblет fосиs) — выделение из многих проблем нескольких, наиболее важных с точки зрения клиента, и определение их при­оритетов.

3. Работа с проблемой {рrobleт аssessment) — одна проблема выделяется и рас­сматривается на примере конкретного случая, с деталями; исследуются воз­можные альтернативные пути поведения в данной конкретной ситуации и жеания клиента относительно других способов чувствования, поведения. Исследуется, какие убеждения, мысли, ожидания, антиципации сопровождали этот эпизод. Таким образом определяются желаемые цели изменения ивнутренние механизмы реального, нежелаемого поведения.

4. Обучение когнитивным принципам (teach cognitive principles) — обучение кли­ента навыкам рассматривать свои мысли под определенным углом, заданным терминологической рамкой данного конкретного когнитивно-бихевиорального метода. Это может быть, например, поиск ошибочных заключений, «автоматических мыслей», ошибок иррационального мышления и пр.

5. Оспаривание, «бросание вызова» (dispyte, challenge) — это поиск новых способов думать о ситуации; новых мыслей, альтернативных обнаруженным оши­бочным, ложным, фальсифицирующим реальность, расстраивающим мыслям и убеждениям.

6. Обучение клиента навыкам самооспаривания (self - disputting), т. е. поощрение самостоятельной работы по проверке своих мыслей и убеждений.

7. Выбор и организация домашнего задания (set behavioral homework) поддер­жание процесса работы вне встреч с консультантом с целью наблюдений за процессом самооспаривания, за помехами в процессе изменений и т. п.

8. Завершение (епding) — обучение приемам самотерапии или самопомощи с це­лью поддержания изменений.

Как уже было отмечено, одни и тот же метод может применяться с помощью различных приемов, техник, терапевтических «вмешательств». Так, А. Бек мето­дами коррекции ошибочных убеждений считал следующие три, на использование которых можно подвигнуть клиента: интеллектуальный (тестирование сомнительных или ошибочных концепций и замена их более валидными), экспериментальный (проживание определенного опыта с целью проверки ошибочных предположений о нем, которые принимаются за реальные убеждения) и поведенческий (развитие новых стратегийсовладания, например обучение определенному методу релаксации, навыкам поведения в конфликте, десенситизация и т. п.). Ошибоч­ными или негативными он считал следующие способы мышления (Веек, 1976): «все или ничего» — мышление (видение ситуации либо в белых, либо в черных тонах); сверхобобщение (единичный негативный пример означает грядущую неудачу); «ментальный фильтр» (отфильтровывание информации: например, накопление негативной и игнорирование или исключение позитивной);

автоматическое обесценивание (недоверие и обесценивание позитивной ин­формации, например неспособность принимать похвалу); скачок к умозаключению («она рассердилась — значит... я плохой... она меня ненавидит... она плохая...» и т. д.); максимализм или минимизация (видение вещей непропорциональными: пре­увеличение, «раздувание» чего-либо или умаление); эмоциональное резонерство (поиск логического заключения из факта, напри­мер, плохого настроения); долженствование (наличие в мышлении, языке и/или убеждениях императива «должен», обращенного к себе, к другим, к миру, — оно, как обнаружено в прак­тике консультирования, чаще вызывает гнев или вину, чем способствует моти­вации); наклеивание и срывание ярлыков («эти люди такие-то...» вместо: «эти люди сделали то-то и то-то...»); персонализация (например, убеждение типа «что бы ни случилось, это ваша личная ошибка»). Чрезвычайно близкими к модели А. Бека является предложенная А. Эллисом модель иррационального мышления, т. е. мышления, выражающегося в убежде­ниях, которые, в отличие от рациональных убеждений, характеризуются следую­щими особенностями. Иррациональные убеждения:

• по своей природе абсолютны (или догматичны) и выражаются в форме «дол­жен», «следует», «обязан»;

• приводят к отрицательным эмоциям, которые в основном препятствуют поста­новке цели и ее достижению (таким как депрессия, тревожность, вина, гнев);

• приводят к непродуктивным фирмам поведения, таким как уход, откладыва­ние, алкоголизм, злоупотребление лекарствами и др.

Последствиями или производными иррационального мышления могут быть следующие особенности отношения к себе и миру:

• драматизирование, «катастрофизация». Например, «не должно быть так плохо, как сейчас»;

• непереносимость фрустрации, вследствие чего человек постоянно ощущает себя несчастным. Например, «я не могу больше этого выносить»;

• осуждение себя или других за то, что они не делают того, что должны делать, жизни — за то, что не дает человеку того, что он хочет;

• сверхгенерализация, сверхобобщение, т. е. распространение частных явлений на более общие процессы, смешение частного и общего. Например, «все жен­щины...» или «все семьи всегда...»

Вследствие долженствовании в мышлении человека развиваются следующие типичные, по мнению А. Эллиса, искажения.


Все или ничего: «Если я потерпел неудачу в решении какой-либо важной задачи, а этого не должно было случиться, то я полный неудачник и совершенно не­достоин любви». Скачок к заключениям и негативная непоследовательность. «Так как я не дол­жен был делать этого, но сделал, то теперь меня будут считать угрюмым неудачником или будут смотреть на меня как на некомпетентного человека». Догадки: «Так как они смеются надо мной из-за неудачи, то, наверное, думают, что я должен всегда добиваться успеха, и будут в дальнейшем презирать меня, ес­ли этого не будет происходить».Концентрация на отрицательных чувствам. «Так как я не могу терпеть, когда что-то не получается, то я не могу видеть ничего хорошего в своей жизни». Исключение положительных чувств: «Когда другие хвалят меня, то они только оказывают мне любезность, делая вид, что забыли все то плохое, чего я не должен был делать, но делал». Всегда и никогда: «Несмотря на то что условия жизни должны измениться к лучшему, в действительности сейчас они настолько плохие и неустойчивые, что навсегда останутся такими, а я никогда не буду счастлив». Принижение: «Моя успешная попытка в этой игре была удачен и не имеет значения. Но моя неудача, которую я никогда не должен был допустить, была на­столько серьезной, насколько это вообще возможно, и это непростительно». Эмоциональное объяснение: «Так как я показал себя не в лучшем свете, чего я не должен был делать, я чувствую себя как простофиля, и мои сильные чувства дока­зывают, что я заслужил осуждения».

Информация о работе Коммуникативная и социально-психологическая модели социальной работы