Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др.
Основная часть 3
Комуникативная модель социальной работы 5
Социально-психологическая модели социальной работы 7
Заключение 15
Список литературы 16
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(университет «Дубна»)
Факультет экономики и управления
Кафедра социальной работы
Курсовая работа по социальной работе за рубежом
Тема: коммуникативная и социально-психологическая модели социальной
работы
Выполнил:
студент 2052 группы
2 курса
факультета экономики
и управления
Сорокин Григорий Александрович
Проверила:
Виноградова Ольга Евгеньевна.
Оценка:
______________________
______________________
(подпись проверившего)
Дубна, 2012
Оглавление
Основная часть 3
Комуникативная модель социальной работы 5
Социально-психологическая модели социальной работы 7
Заключение 15
Список литературы 16
В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др.
К проблемам социальной работы как науки относятся специфические исследования, связанные с осмыслением места и роли института социального благосостояния в социальной структуре общества, соотношением социальной работы и социальной политики, социальными процессами, т.е. с системой «общество—человек», а также исследования, связанные с философским осмыслением места личности в обществе и ответственности общества за ее адекватное развитие, т.е. с системой «человек—общество». Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы «среда—человек—человек-среда».
Современная стратегия психосоциальной работы ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия, направленные на изменение жизненной ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику оказывать клиентам помощь в формировании и реализации их личностных и социальных ресурсов. Таким образом, ход развития современного общества, его потребности «сконструировали» и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям. Но анализ технологий современной массовой практики социальной работы за рубежом показывает, что доминирующей по-прежнему является психодинамическая модель, основанная на психодинамическом построении теории социальной работы. Жизнестойкость психолинамической модели во многом объясняется характером проникновения теории в практику социальной работы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания. Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой профессионально разрабатывалась психодинамическая модель социальной работы; она использовалась на протяжении более 70 лет, начиная с 20-х гг. Основные понятия этой теории, опирающиеся на психоанализ, вошли в число важнейших категорий теории социальной работы; психодинамичсская теория используется в образовательных программах при подготовке социальных работников; она выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы. Так же как и весьма важные ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы, тяготеющие к комплексности. Прежде всего выясняется, как понимается роль личности, а она чаще всего трактуется преимущественно в психологическом и социально-психологическом плане. Представления о личностных ролях в теориях социальной работы предполагают, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием. Они обычно касаются вопроса о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни. Коммуникативная модель обоснования социальной работы помимо ролевых проблем учитывает специфику средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе коммуникации. В этой связи в круг внимания теоретиков социальной работы попадают язык и речь, искусство и наука, религия и мораль, право и философия, мифы и символы реальности. Особая роль данной модели практики социальной работы обусловлена спецификой самой коммуникативной теории, которая является комплексно-интегративной, опирающейся на раз личные психологические, социальные и психосоциальные исследования Задача социальных работников — формирование у клиента знаний и умений включения в коммуникативные процессы, навыков самовыражения и смыслового восприятия. В связи с этим социальный работник должен владеть методиками выявления характера
коммуникативных отношений, имеющихся у клиента. Эти отношения могут быть симметричными, комплиментарными и в виде симметричной «эскалации». Одной из предложенных технологий в данном случае может быть постановка перед клиентом определенных задач, решение которых предполагает владение положением, ситуацией. Другая технология — использование различных моделей общения в группе. Общение является важным фактором социализации и адаптации личности. Обращение к разработанным методикам коммуникативной модели рекомендуется при работе с людьми, попавшими в новую социокультурную среду (беженцы, мигрантыи эмигранты)
Доказательства эффективности бихевиоральных (
Как и любой другой основанный на психологии подход, поведенческий подход существенно ограничен перед лицом больших социальных проблем, таких как безработица, бездомность или бедность, и при серьезных формах психических расстройств, таких, например, как шизофрения, где существенную роль играет медицинское вмешательство. Тем не менее даже в этих ситуациях «поведенческое мышление» может помочь прояснить проблемы и подсказать варианты решения, хотя бы частично.) При этом необходимо самым серьезным образом относиться и к этическим проблемам модификации «нежелательного» поведения; нужно помнить, что этот подход может быть очень мощным, поэтому его использование в условиях, когда клиенты находятся под контролем социального работника, как в некоторых учреждениях, всегда должно быть предметом пристального внимания. В этой психотерапевтической школе, так же как и в психодинамической, слабое знание может таить в себе опасность, особенно ограниченное владение некоторыми методами без тесной связи с профессиональнымэтическим коде
Самой общей схемой когнитивно-бихевиоральной терапии (равно как и консультирования) является следующая:
1. Вовлечение (епgagement) — исследуются и обсуждаются ожидания клиента относительно возможностей получения помощи, поощряется различными приемами (открытые вопросы и т. п.) более полное описание им ситуации.
2. Фокусирование на проблеме (рroblет fосиs) — выделение из многих проблем нескольких, наиболее важных с точки зрения клиента, и определение их приоритетов.
3. Работа с проблемой {рrobleт аssessment) — одна проблема выделяется и рассматривается на примере конкретного случая, с деталями; исследуются возможные альтернативные пути поведения в данной конкретной ситуации и жеания клиента относительно других способов чувствования, поведения. Исследуется, какие убеждения, мысли, ожидания, антиципации сопровождали этот эпизод. Таким образом определяются желаемые цели изменения ивнутренние механизмы реального, нежелаемого поведен
4. Обучение когнитивным принципам (teach cognitive pri
5. Оспаривание, «бросание вызова» (dispyte, challenge) — это поиск новых способов думать о ситуации; новых мыслей, альтернативных обнаруженным ошибочным, ложным, фальсифицирующим реальность, расстраивающим мыслям и убеждениям.
6. Обучение клиента навыкам самооспаривания (self
7. Выбор и организация домашнего задания (set behavioral homework) поддержание процесса работы вне встреч с консультантом с целью наблюдений за процессом самооспаривания, за помехами в процессе изменений и т. п.
8. Завершение (епding) — обучение приемам самотерапии или самопомощи с целью поддержания изменений.
Как уже было отмечено, одни и тот же метод может применяться с помощью различных приемов, техник, терапевтических «вмешательств». Так, А. Бек методами коррекции ошибочных убеждений считал следующие три, на использование которых можно подвигнуть клиента: интеллектуальный (тестирование сомнительных или ошибочных концепций и замена их более валидными), экспериментальный (проживание определенного опыта с целью проверки ошибочных предположений о нем, которые принимаются за реальные убеждения) и поведенческий (развитие новых стратегийсовладания, например обучение определенному методу релаксации, навыкам поведения в конфликте, десенситизация и т. п.). Ошибочными или негативными он считал следующие способы мышления (Веек, 1976): «все или ничего» — мышление (видение ситуации либо в белых, либо в черных тонах); сверхобобщение (единичный негативный пример означает грядущую неудачу); «ментальный фильтр» (отфильтровывание информации: например, накопление негативной и игнорирование или исключение позитивной);
автоматическое обесценивание (недоверие и обесценивание позитивной инфо
• по своей природе абсолютны (или догматичны) и выражаются в форме «должен», «следует», «обязан»;
• приводят к отрицательным эмоциям, которые в основном препятствуют постановке цели и ее достижению (таким как депрессия, тревожность, вина, гнев);
• приводят к непродуктивным фирмам поведения, таким как уход, откладывание, алкоголизм, злоупотребление лекарствами и др.
Последствиями или производными иррационального мышления могут быть следующие особенности отношения к себе и миру:
• драматизирование, «катастрофизация». Например, «не должно быть так плохо, как сейчас»;
• непереносимость фрустрации, вследствие чего человек постоянно ощущает себя несчастным. Например, «я не могу больше этого выносить»;
• осуждение себя или других за то, что они не делают того, что должны делать, жизни — за то, что не дает человеку того, что он хочет;
• сверхгенерализация, сверхобо
Вследствие долженствовании в мышлении человека развиваются следующие типичные, по мнению А. Эллиса, искажения.
Все или ничего: «Если я потерпел неудачу в решении какой-либо важной задачи, а этого не должно было случиться, то я полный неудачник и совершенно недостоин любви». Скачок к заключениям и негативная непоследовательность. «Так как я не должен был делать этого, но сделал, то теперь меня будут считать угрюмым неудачником или будут смотреть на меня как на некомпетентного человека». Догадки: «Так как они смеются надо мной из-за неудачи, то, наверное, думают, что я должен всегда добиваться успеха, и будут в дальнейшем презирать меня, если этого не будет происходить».Концентрация на отрицательных чувствам. «Так как я не могу терпеть, когда что-то не получается, то я не могу видеть ничего хорошего в своей жизни». Исключение положительных чувств: «Когда другие хвалят меня, то они только оказывают мне любезность, делая вид, что забыли все то плохое, чего я не должен был делать, но делал». Всегда и никогда: «Несмотря на то что условия жизни должны измениться к лучшему, в действительности сейчас они настолько плохие и неустойчивые, что навсегда останутся такими, а я никогда не буду счастлив». Принижение: «Моя успешная попытка в этой игре была удачен и не имеет значения. Но моя неудача, которую я никогда не должен был допустить, была настолько серьезной, насколько это вообще возможно, и это непростительно». Эмоциональное объяснение: «Так как я показал себя не в лучшем свете, чего я не должен был делать, я чувствую себя как простофиля, и мои сильные чувства доказывают, что я заслужил осуждения».
Информация о работе Коммуникативная и социально-психологическая модели социальной работы