Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа
В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др.
Основная часть 3
Комуникативная модель социальной работы 5
Социально-психологическая модели социальной работы 7
Заключение 15
Список литературы 16
Наклеивание ярлыков и чрезмерное обобщение: «Так как я не должен терпеть поражение в важных делах, но это произошло, я никудышный игрок и неудачник». Персонализация: «Поскольку я действую гораздо хуже, чем должен действовать, то я уверен, что смеются только надо мной, и это ужасно!» Ожидание наказания: «Когда я не делаю что-либо так, как мне следует это делать, а меня по-прежнему поощряют и принимают, я настоящий обманщик, поэтому скоро сам перестану себя уважать, а они увидят, насколько я презренный тип». Безупречность: «Я понимаю, что сделал что-то довольно хорошо, но я должен решать задачи, подобные этой, абсолютно безупречно, и поэтому на самом деле я некомпетентен».
Рациональной альтернативой драматизированию
Одна из наиболее часто цитируемых в работах по когнитивной и бихевиоральной психотерапии фраз — высказывание известного древнегреческого философа Эпиктета о том, что «люден расстраивают не вещи, а то, как они думают об этих вещах». Кроме того, представители этого направления, дискутируя с психоаналитической школой, постоянно подчеркивают, что люди — не беспомощные жертвы своего прошлого и обстоятельств. Ихтекущее мышление может быть проанализировано с целью нахождения неосознаваемых (т. е. незамечаемых, «автоматических», по терминологии А. Бека) стереотипных для конкретного субъекта мыслей, которые являются необоснованными (основанными не на фактах и опыте) и вызывают или усугубляют (точнее, создают!) негативные переживания. Целью этого анализа является уменьшение типичных ошибок иррационального мышления путем их последовательного логического оспаривания. Отметим, что знание этого вида психотерапии и консультирования является обязательным для сдачи психологами лицензионного экзамена в США и входит в программу обучения и тренинга социальных работников во многих странах.
В целом для бихевиоральной психотерапии как процесса отличительными являются следующие характеристики:
1. Она стремится помочь людям стать способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать; это осуществляется путем увеличения числа и объема желаемого поведения и уменьшения или исключения нежелательного поведения, мыслей, чувств;
2. Она не ставит своей целью изменение эмоциональной сферы личности пациента;
3. Она предполагает, что позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но недостаточным условием эффективности психотерапии; жалобы и симптомы пациента принимаются как реальность и объект психотерапии, а не как репрезентаторы скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента; соблюдается принцип психотерапевтического контракта, когда психотерапевт и пациент приходят в процессе начальной стадии работы к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно критериев того, что цель достигнута («как мы узнаем, что изменение произошло?»). Когнитивно-бихевиоральные методы, принятые в практике социальной работы, основаны на различных моделях обучения.
На теории оперантного обучения основаны следующие методы. Положительное подкрепл
Заметим, что без проверки того, что определенные событие или вещь действительно усиливают подкрепляемое поведение, нельзя предполагать, что эти вещь или событие являются для индивида положительным подкрепляющим стимулом. Вначале положительное подкрепление должно следовать каждый раз после появления желаемого поведения, затем его частота должна снижаться таким образом, чтобы поведение подкреплялось все реже и реже. Это лучший способ убедиться в том, что новое выученное поведение устойчиво к угасанию. Там, где необходимо использовать конкретные подкрепляющие стимулы, такие как сласти, их необходимо сочетать с социальными подкрепляющими стимулами, такими как похвала, причем конкретные подкрепляющие стимулы должны постепенно предъявляться все реже.
Итак, теоретический «портфель» профессионального социального работника богат и разнообразен. Владение различными технологиями воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуются еще особое мастерство и способность к синтезу, которые вырабатываются только на основе опыта работы. Овладение социальными работниками многофункциональными и разнообразными теориями не исключает возможности в дальнейшем сформулировать единую общую теорию социальной работы, которая предоставила бы специалистам возможность использовать многообразие методов в практической работе. Плюрализм теоретической основы социальной работы является богатым источником знаний, навыков, умений, позволяет специалистам применить их в соответствии со своими интересами, найти новые стратегические направления в работе, новые ценностные ориентации, осознать свои скрытые возможности.
1. Автор: Гулина Марина Анатольевна Издательство: Питер, 2002 г.Серия: Учебник нового века.
2. Библиотека Александровой http://jenessi.net/soc_rabota/
3. Социальная работа за рубежом. Соединенные Штаты Америки Автор: М. П. Целых Издательство: Академия 2007 г.
2
Информация о работе Коммуникативная и социально-психологическая модели социальной работы