Комплексные и целевые программы развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

       Программирование, ставшее основным звеном регионального  планирования, регулирования и управления, одним из методов региональной  политики из концептуальных соображений,  нуждается в дальнейшем методологическом  и методическом совершенствовании.  Целевые программы, разрабатываемые  на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях, должны быть согласованы между собой по целям и задачам, ресурсам и средствам приведения их в действие, срокам и исполнителям. Согласование программ, заложенное в стратегии и концепциях развития регионов, прерогатива не только управленческих структур, но и независимой экспертизы и контролирующих органов, обеспечивающих сбалансированность межрегионального, регионального и межмуниципального функционирования.

 

Специфика региональных программ

 

Региональные программы – это  разновидность целевых комплексных  программ, служащих инструментом регулирования  и управления экономического, социального  и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для  решения неотложных, первоочередных проблем.

Специфика региональных программ заключается в том, что они  формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов  федерального значения, обусловлены  общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем  для программирования проводится, как  правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия  осуществляются в границах географически  ограниченного региона, единицы  административно-территориального деления  Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и  реализацией программ структуры  исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства —  в том случае, когда проблема имеет  федеральное значение и не может  быть решена только за счет средств  региона; используются также другие источники финансирования (иностранные  инвестиции, частные капиталовложения и др.).

Региональные программы  отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами  объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются  с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ приграничных территорий. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона  и систему общероссийского рынка.

Основные задачи региональных программ:

• выравнивание межрайонных  различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;

• формирование оптимальной  территориальной и отраслевой структуры  экономики;

• сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

• максимально полное и  эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

• развитие производств  и сфер в соответствии с государственной  селективной структурной политикой;

• охрана окружающей среды;

• преодоление последствий  стихийных бедствий и техногенных  аварий;

• формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов  управления и хозяйствующих субъектов;

• духовное возрождение  регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Состав и структура  комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой  перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Региональные целевые программы  – комплексные программы решения  крупных, настоятельных социально-экономических  проблем региона; предоставляют  часть федеральных программ или  являются самостоятельными.

В условиях неравномерного социального  и экономического положения регионов, потребности освоения природных  ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной  структуры, обеспечения занятости  населения необходимо использование  новых эффективных методов воздействия  на экономику. Среди них - программно–целевое прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных  регионов в рамках единой региональной политики государства.

Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс  мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.

Конкретные региональные программы  могут быть классифицированы:

- по территориальной принадлежности (областная),

- по функциональной ориентации (экологическая),

- по масштабности (узкоспециализированная),

- по продолжительности (среднесрочная).

Специфика региональных программ состоит  в том, что они формируются  и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных  и территориальных интересов.

Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного  региона, единицы административно-территориального деления РФ. Управление проектированием  и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения.

Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона  и систему общероссийского рынка.

Основные задачи региональных программ:

1) выравнивание межрайонных различий  по показаниям экономического, социального  и научно-технического развития;

2) формирование оптимальной территориальной  и отраслевой структуры экономики; 

3) сбалансированное (бездефицитное)  региональное хозяйствование в  условиях рынка; 

4) максимально эффективное использование  материальных, природных и трудовых  ресурсов региона; 

5) развитие производственных сфер  в соответствии с государственной  селективной структурной политикой; 

6) охрана окружающей среды; 

7) преодоление последствий стихийных  бедствий и техногенных аварий;

8) формирование инфраструктуры  информационного обеспечения органов  управления и хозяйствующих субъектов; 

9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного  потенциала, стабилизация общественно-политической  и правовой обстановки.

 

Заключение

Очевиден факт, что цели региональной политики в различных  странах мало чем отличаются. Они  включают в себя задачи обеспечения  эффективного и справедливого развития, стимулирования развития рыночных отношений  и обеспечения самостоятельного роста во всех регионах, а также  сокращения неравенства между регионами  с точки зрения безработицы, уровня доходов и существующей инфраструктуры.

Специфические инструменты собственно региональной политики с трудом поддаются  определению. Однако большинство стран  использует два вида механизмов: программы  регионального развития, адресованные муниципальным органам или агентствам по экономическому развитию, и схемы  региональной помощи, адресованные непосредственно  предприятиям, обычно малым и средним, как правило, в форме кредитов, гарантий, коммерческих ссуд и налоговых  льгот, а не в форме дотаций. Постепенно вводится система определения регионов.

 

Список использованных источников

1 О. В. Коробова В.В. Быковский Б. И. Герасимов РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2006г.

2  Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4   Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.- М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.

 


Информация о работе Комплексные и целевые программы развития регионов