Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:07, контрольная работа
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов. Родоначальником определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура - это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни».
1. определение культуры.структура культуры
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов. Родоначальником определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура - это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни».
Многоплановая разноуровневая
структура позволяет
1. Аккумуляция родового опыта.
2. Функция гносеологическая, познавательная. культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.
3. Функция исторического
обмена, передачи социального опыта.
Общество не имеет другого
механизма передачи
4. Коммуникативная
функция, Воспринимаемая информ
5. Культура выполняет
регулятивную и нормативную
6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры.
7. Функция «психологической разрядки» - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы
8. Главной функцией
является гуманистическая
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.
2. компоненты культуры
Основные компоненты культуры :
- Нормы – это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего в повседневных, ситуациях. Нормы можно классифицировать по многим основаниям (нормы научной и хоз-ой деятельности, нормы, характерные для военнослужащих и т д.). Особое значение имеет деление на моральные (опираются на силу общественного мнения, чувство долга, совести, стыд) и правовые нормы (это четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется гос властью, не соблюдение – санкции, применяемые спец. учреждениями). Например, обычаи и представления.
- Мораль или нравы – если это не привить, то общество деградирует. Все моральные нормы фиксируются в личностном понимании.
- Законы – это определенные правила, которые проводятся в жизнь специальной организацией, имеющей право применять силу.
- Ценности – это общие представления, которые дают критерии для сравнения, установления иерархии людей, предметов по достоинству, красоте и моральным качествам.
- Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом, как эквивалент чего-то другого.
- Язык – соц структурированная система звуковых и знаковых образов с конкретным или часто неоднозначным смыслом.
- Мифы – универсальная структурная форма сознания. Сейчас мифы принимают другие формы (мифы рекламы).
- Идеология – 3 значения : 1) специфические виды убеждений, 2) идея или убеждения, которые являются искаженными или ложными, 3) вся совокупность идей и убеждений, которые охватывают разные сферы и доминирует в обществе. Ид-гия в современном обществе выполняет ту же функцию, чем мифы в примитивном обществе. Идеология дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте человека в мире.
В отличие
от обычая норма охватывает не весь
отрезок деятельности, а какой-то
ее принцип, параметр, что составляет
определенную меру вариативности поведения.
Любое общество или отдельная социальная
ячейка и группа должны упорядочивать
отношения в своей среде. Поэтому устойчивое
и действенное регулирование отношений
достигается через нормы, которые обеспечивают
добровольное и сознательное сотрудничество
людей, опираются на внутренние мотивы
и потребности, соответствующие общественно
одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на
привычные ожидания (
Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения.
В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень обнаженности -- объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.
Классификация норм.
Целесообразно обратиться к классификации норм, данной Т. Парсонсом:
1. Нормы, поддерживающие
порядок в отношениях как в
обществе в целом, так и в
составляющих его группах. Во
всяком обществе принято
2.Экономические нормы,
дающие приемлемые критерии
3.Политические нормы,
фиксирующие обязанность
4.Культурные нормы,
Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Требования, вытекающие из этой разновидности норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом.
В таких случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции -- как в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, студентами и преподавателями,-- существуют особые нормы поведения, обращения, ритуалы, приветствия, этикет, через которые формализуются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!).
Ролевые функции. Именно с нормативностью социального поведения связаны ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в этой группе. Норма, внедряемая как в поведение индивида, так и в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление индивида о своем должном поведении.
Нормы и право. Именно в сфере нормативного регулирования происходит деление между моральной и правовой подсистемами культуры. Моральные нормы формируются большей частью в самой практике массового поведения, в процессах взаимного общения и отражают практический и исторический опыт.
Моральные требования имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших целей, они «не практичны», а указывают общие нормы и принципы поведения, оправдывающие себя лишь через состояние данной группы и общества в целом в какой-то перспективе. Мораль не может указать: чтобы достичь того-то, нужно поступать так-то. Она предстает как сумма требований, регулирующих состояние общества.
Ценности культуры
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние,
Из сопутствующих понятий следует упомянуть «интерес», «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности («идеалы») -- лишь отвлеченное отражение интересов.
Между ценностью и действенной ориентацией может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека
3.
Субкультура – культура группы, нормы
которой заметно отличаются от доминирующей
культуры, хотя и не обязательно
противоречат ей. Контркультура - субкультура
группы, нормы которой противоречат
основным нормам доминирующей культуры.
Самой опасной контркультурой
является преступность, главным двигателем
этой контркультуры является телевидение,
которое внушает человеческому подсознанию
возвышение культа преступности.
Субкультуры и контркультуры - необходимый
элемент общества. "Монолитность"
культуры, отсутствие в ней субкультур
и контркультур, есть предпосылка умирания
культуры и общества. Девиантное поведение
неизбежно возникает в современном обществе,
отдельные девиации могут формировать
контркультуы.
Это не означает, что любая субкультура
или контркультура есть благо для общества.
Но это означает, что нельзя преследовать
суб- и даже контркультуру только за то,
что ее нормы отличаются от норм доминирующей
культуры или даже противоречат ей. Наличие
субкультур и особенно контркультур увеличивает
вероятность возникновения межролевого
напряжения в обществе; в обыденной жизни
одни и те же люди часто подчиняются разным
нормативным системам.
Субкультура
1) Цыгане, к примеру, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом. На данном примере П.С.Гуревич наглядно показывает, что «субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса.» Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,2008.-с.153-157
2) В Европе
вплоть до эпохи Возрождения
подростки воспринимались
Да, большинством
социологов признаётся тот факт, что
субкультура - это закрытое общество,
с установившейся морально-этической
базой и полностью