Компоненты культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов. Родоначальником определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура - это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни».

Файлы: 1 файл

социология семинар.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

1. определение культуры.структура культуры

Американские  антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов. Родоначальником определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура - это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». 

Многоплановая разноуровневая структура позволяет осуществить  ряд функций:

1. Аккумуляция  родового опыта.

2. Функция гносеологическая, познавательная. культура дает целостную  картину познания и освоения  мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического  обмена, передачи социального опыта.  Общество не имеет другого  механизма передачи социального  опыта, «социальной наследственности»,  помимо культуры.

4. Коммуникативная  функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры,

5. Культура выполняет  регулятивную и нормативную функцию.  Здесь она выступает как система  норм и требований, предъявляемых  моралью и правом.

6. Сигнификативная  функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры.

7. Функция «психологической  разрядки» - как бы противоположна  предыдущей, нормативной. Специфически  культурные, закрепленные традицией  формы разрядки - это праздники и ритуалы

8. Главной функцией  является гуманистическая функция.

Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает  культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к  другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

2. компоненты культуры

Основные компоненты культуры :

-          Нормы – это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего в повседневных, ситуациях. Нормы можно классифицировать по многим основаниям (нормы научной и хоз-ой деятельности, нормы, характерные для военнослужащих и т д.). Особое значение имеет  деление на моральные (опираются на силу общественного мнения, чувство долга, совести, стыд) и правовые нормы (это четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется гос властью, не соблюдение – санкции, применяемые спец. учреждениями). Например, обычаи и представления.

-          Мораль или нравы – если это не привить, то общество деградирует. Все моральные нормы фиксируются в личностном понимании.

-          Законы – это определенные правила, которые проводятся в жизнь специальной организацией, имеющей право применять силу.

-          Ценности – это общие представления, которые дают критерии для сравнения, установления иерархии людей, предметов по достоинству, красоте и моральным качествам.

-          Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом, как эквивалент чего-то другого.

-          Язык – соц структурированная система звуковых и знаковых образов с конкретным или часто неоднозначным смыслом.

-          Мифы – универсальная структурная форма сознания. Сейчас мифы принимают другие формы (мифы рекламы).

-          Идеология – 3 значения : 1) специфические виды убеждений, 2) идея или убеждения, которые являются искаженными или ложными, 3) вся совокупность идей и убеждений, которые охватывают разные сферы и доминирует в обществе. Ид-гия в современном обществе выполняет ту же функцию, чем мифы в примитивном обществе. Идеология  дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте человека в мире.

Социальные  нормы и ценности как элементы социальной культуры

В отличие  от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде. Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на внутренние мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (экспектации).

Функция нормы состоит  в том, чтобы исключить влияние  случайных, чисто субъективных мотивов  и обстоятельств, психологических  состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения.

В большинстве культур  существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень обнаженности -- объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.

Классификация норм.

Целесообразно обратиться к  классификации норм, данной Т. Парсонсом:

1. Нормы, поддерживающие  порядок в отношениях как в  обществе в целом, так и в  составляющих его группах. Во  всяком обществе принято выполнять  какие-то обязанности, например, мужчины должны выполнять сложные  технические работы и служить в армии, а женщины -- вести домашнее хозяйство и рожать детей.

2.Экономические нормы,  дающие приемлемые критерии хозяйственной  деятельности, целесообразности и  профессионализма, практичности и  эффективности. Они определяются  как средняя величина, характеризующая принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и т.д.

3.Политические нормы,  фиксирующие обязанность поддерживать  общие принципы политической  системы своей страны, вести борьбу  по правилам, соблюдая законы  и конституцию.

4.Культурные нормы, поддерживающие  устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами  и различными группами. Так, принято  говорить на своем языке, читать  и писать, любить музыку 

Принято различать нормы  общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Требования, вытекающие из этой разновидности норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом.

В таких случаях, когда  совместная деятельность разных групп  требует соблюдения социальной дистанции -- как в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, студентами и преподавателями,-- существуют особые нормы поведения, обращения, ритуалы, приветствия, этикет, через которые формализуются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности

Нормы отличаются друг от друга  степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!).

Ролевые функции. Именно с нормативностью социального поведения связаны ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в этой группе. Норма, внедряемая как в поведение индивида, так и в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление индивида о своем должном поведении.

Нормы и право. Именно в сфере нормативного регулирования происходит деление между моральной и правовой подсистемами культуры. Моральные нормы формируются большей частью в самой практике массового поведения, в процессах взаимного общения и отражают практический и исторический опыт.

Моральные требования имеют  в виду не достижение каких-то частных  и ближайших целей, они «не  практичны», а указывают общие  нормы и принципы поведения, оправдывающие  себя лишь через состояние данной группы и общества в целом в какой-то перспективе. Мораль не может указать: чтобы достичь того-то, нужно поступать так-то. Она предстает как сумма требований, регулирующих состояние общества.

Ценности культуры

На более продвинутом  уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние,

Из сопутствующих понятий  следует упомянуть «интерес», «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Под интересом  или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности («идеалы») -- лишь отвлеченное отражение интересов.

Между ценностью и действенной  ориентацией может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека

3.

 

Субкультура – культура группы, нормы  которой заметно отличаются от доминирующей культуры, хотя и не обязательно  противоречат ей. Контркультура - субкультура  группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры. Самой опасной контркультурой является преступность, главным двигателем этой контркультуры является телевидение, которое внушает человеческому подсознанию возвышение культа преступности. 
 
Субкультуры и контркультуры - необходимый элемент общества. "Монолитность" культуры, отсутствие в ней субкультур и контркультур, есть предпосылка умирания культуры и общества. Девиантное поведение неизбежно возникает в современном обществе, отдельные девиации могут формировать контркультуы. 
 
Это не означает, что любая субкультура или контркультура есть благо для общества. Но это означает, что нельзя преследовать суб- и даже контркультуру только за то, что ее нормы отличаются от норм доминирующей культуры или даже противоречат ей. Наличие субкультур и особенно контркультур увеличивает вероятность возникновения межролевого напряжения в обществе; в обыденной жизни одни и те же люди часто подчиняются разным нормативным системам.

 
 Субкультура

Общество крайне неоднородно, оно распадается на множество  групп, и постепенно у каждой из них  формируется своя определённая разновидность культуры. Такие разновидности принято называть субкультурами. Приверженцев одной субкультуры отличают общие ценности, цели, нормы поведения, принципы, а зачастую регламентируется и внешний вид - стиль одежды, причёска, аксессуары, атрибуты. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Само понятие субкультуры зародилось в связи с необходимостью дифференциации культурного пространства и общества. Термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века, однако распространение получил лишь в 60-70е гг., в связи с исследованиями молодёжных движений. Дать исчерпывающее определение этому явлению затруднительно из-за многообразия самих субкультур, а также различных трактовок понятия культуры, которое является фундаментом, базой, опорой. Зачастую социологи стараются отразить в определении основные свойства, черты этого феномена. Вот определение, данное А.И.Кравченко:

Субкультура -- это часть общей  культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся  и продолжающая культуру нации, которая  получила название доминирующей культуры. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М., Академия, 2001. - с. 138.

Интересны примеры субкультур, приведённые  психологом П.С.Гуревичем:

1) Цыгане, к примеру,  не считают зазорным воровать  у «чужих», однако воровство  внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом. На данном примере П.С.Гуревич наглядно показывает, что «субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса.» Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,2008.-с.153-157

2) В Европе  вплоть до эпохи Возрождения  подростки воспринимались господствующей  культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны,  как и для родителей, надевали  такую же обувь. Мысль, что  мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя. Но она вовсе не стремилась превратить взрослых в детей -- контркультурных тенденций в ней не было. А здесь Гуревич говорит уже о возможности влияния субкультуры на основную, доминирующую.

Да, большинством социологов признаётся тот факт, что  субкультура - это закрытое общество, с установившейся морально-этической  базой и полностью сформированными  межличностными отношениями. Однако как  мы только что могли убедиться, субкультура способна выходить за рамки собственной культурной среды, привносить новые ценностные и практические установки в широкие социальные общности.

Информация о работе Компоненты культуры