Элементы субкультуры
представлены на рисунке 1.
Рис 1. Элементы
субкультуры
Критерием наличия
и сформированности любой субкультуры является
совокупность указанных выше параметров.
Творцом и носителем субкультуры здесь
оказывается социальная группа, имеющая
определенные культурные признаки, которые
отличают ее от других общностей. Социальную
группу тут следует понимать, прежде всего,
в широком смысле. То есть как большую
общность людей, главным признаком которой
является, прежде всего, культура, а не
место в системе общественных отношений.
Рассмотрим
типологию В.Соколова и Ю.Осокина:
субкультуры типологизируются в
соответствии с типами общностей
их носителей. В частности, выделяются
половозрастные (детская, молодежная субкультуры
матерей, и пенсионеров); социально-профессиональные
(авторы выделяют здесь рабочих и интеллигенцию;
можно конкретизировать, назвав, например,
такие профессионально-корпоративные
субкультуры, нашедшие некоторое отражение
в литературе, как компьютерную, медицинскую,
археологическую, а также армейскую, нищенскую
и криминально-тюремную) и досуговые; религиозные
и этнические. Можно прибавить сюда еще
территориальные - например, землячества,
не всегда связанные с иноэтничностью.
Например, длительно самовоспроизводящееся
псковское землячество в Санкт-Петербурге.
К ним примыкают локальные субкультуры
(в этом качестве можно рассматривать
некоторые города и региональные общности,
имеющие свои языковые особенности, фольклор,
нормативные традиции и проч.). В основу
типологии положен в данном случае принцип
консолидации соответствующих общностей
- он же определяет и источник символики
(характерные особенности той или иной
общности - ее облика, темперамента, социальных
интересов, языка и проч. - становятся основой
“языка” формирующейся в этой среде субкультуры).
Щепанская Т.Б.Традиции городских субкультур.
Современный городской фольклор. М.: РГГУ,
2003. - с45
Традиционно, большее
внимание уделяется исследованию молодёжных
субкультур. Как говорит П.С.Гуревич:
«в культурологии проблема субкультуры
рассматривается, как правило, в
рамках концепции социализации. Предполагается,
что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей
культуры -- процесс сложный и противоречивый.
Он постоянно наталкивается на психологические
и иные трудности. Это и порождает особые
жизненные устремления молодежи, которая
из духовного фонда присваивает себе то,
что отвечает ее жизненному порыву. Так,
по мнению многих культурологов, рождаются
определенные культурные циклы, обусловленные,
в общем, сменой поколений. Конечно, юношество
воплощает в себе новую историческую реальность.
Оно творит собственную субкультуру. Но
означает ли это, что молодое поколение
обязательно преобразует культуру как
таковую? По мнению Мангейма, чаще бывает
так, что ценностные искания, духовные
веяния неизбежны в силу возрастной адаптации.
Однако минует возраст брожений, и культура
снова устремляется в свое основное русло.
Иначе говоря, мангеймовская концепция
разъясняет, почему люди создают особый
мир ценностей, жизненных ориентации.
Вместе с тем немецкий социолог констатирует:
субкультуры, хотя и возобновляются постоянно
в истории, все же выражают процесс приспособления
к господствующей культуре.» Гуревич П.С.
Культурология.- М.:Гардарики,2008.-с.153-157
Не могу не согласиться
с концепцией Мангейма, упомянутой
в приведённой выше цитате, т.к. на
мой взгляд именно молодому поколению
свойственны: постоянное неудовольствие окружающей
социальной средой, желание выделиться
среди сверстников, доказать отличие от
предыдущих поколений. Это время адаптации
к уже сложившимся традициям и нормам,
которая далеко не всегда протекает легко
и «безболезненно». Наряду с субкультурами
существуют и так называемые контркультуры.
3. Контркультура
В современной социологии
термин «контркультура» используется
в двух смыслах: во-первых, как обозначение
общественного течения, резко противостоящего
основной, общепринятой культуре и, во-вторых, как определение западной
молодёжной культуры 60-х годов, отразившей
негативное отношение к современной культуре.
Само слово контркультура
принадлежит американскому социологу
Теодору Роззаку, и появилось
оно в западной литературе в 1960 г.
Обратимся снова к учебнику Кравченко
А.И. : «Возникновение контркультуры на
самом деле -- явление вполне обычное и
распространенное. Доминирующая культура,
которой противостоит контркультура,
упорядочивает только часть символического
пространства данного общества. Она не
способна охватить все многообразие явлений.
Оставшееся делят между собой суб- и контр
культуры. Те и другие крайне важны доминирующей
культуре, хотя на одних она смотрит с
недоверием, а на других -- с враждебностью.
Контркультурами были раннее христианство
в начале новой эры, затем религиозные
секты, позже средневековые утопические
коммуны, а затем идеология большевиков.»
Кравченко А.И. Культурология: Учебное
пособие для вузов. - 3-е изд.- М., Академия,
2001. - с. 145.
Один из идеологов
Студенческой революции 60-х годов XX в., Г. Маркузе
утверждал, что культура угнетает как
биологическую, так и социальную сущность
человека, что приводит к недовольству,
а затем и открытой агрессии, которая затем
находит выражение в мировых войнах, созданиях
концлагерей и т.д. Маркузе считал, что
для противостояния этому процессу необходимо
полностью разрушить имеющуюся культуру
и тогда на смену репрессивной культуре
придёт нерепрессивная. На мой взгляд,
такие действия не станут выходом из сложившейся
ситуации. Ведь пришедшая на смену культуре
контркультура рано или поздно утратит
свои первоначальные цели - свержение
господствующего порядка, и превратится
в общепринятую культуру, у которой вновь
найдутся противники. Всё же появление
суб- и контркультур - процесс социально-психологический,
а людям свойственен так называемый «дух
противоречия» - желание пойти наперекор
существующим традициям, установившимся
рамкам.
Говоря о контркультуре,
нельзя не уделить внимания, пожалуй
самому знаменитому её проявлению -
молодёжному бунту 60-х годов XX века. К этому времени
в США и странах Европы начался экономический
подъём, улучшилось благосостояние молодых
людей, у них появились деньги, чувство
самостоятельности и свободы. На такие
изменения естественно, откликнулись
владельцы клубов, баров, издательства
молодёжной литературы, производители
магнитофонных кассет, хозяева радио и
телекомпаний. К началу 1950-х годов в Америке,
а позже и в других странах мира, начинает
формироваться молодежная контркультура,
первым символом протеста которой против
общества взрослых явилась музыка рок-н-ролла.
Появляется многочисленная социальная
группа - социальная база и носитель рок-культуры
- тинэйджеры. Кравченко А.И. Социология
девиантности. - М.: МГУ, 2003 Процесс развивался
стремительно! Сначала на слуху оказались
битники (начало 50-х гг, США), затем общество
захлестнула волна хиппи - обширной контркультуры,
повлиявшей на мировоззрение не одного
поколения. Среди моих сверстников есть
представители хиппи. Однако, в современном
мире их бунтарский настрой ослаб, но основные
стороны своей первоначальной культуры
они сохраняют до сих пор, хотя в семидесятые
годы идеи хиппи считались утопическими.
Яркими примерами проявления культуры
хиппи в нашей жизни являются многие слова
- сленг на основе арго и английского языка
- например, «ксивник» (от «ксива» -- документ,
маленькая сумочка для переноски документа),
«хаератник» (от «хаер» -- волосы, ленточка
на лбу, по легенде чтобы «не срывало крышу»,
другое распространённое написание --
«хайратник»), «фенечка» (браслет из ниток,
кожаных полосок или бисера, дарится «на
память» или друзьям), «вписка», «герла»,
«пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер»
и другие.
Хиппи в конце 60-х и
начале 90-х годов легко можно
было отыскать почти в каждом крупном
городе на «тусовках», или «тусовочных местах».
К примеру, в Москве-- «Психодром № 2», «Фрунзенский
садик», «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат
или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в
Санкт-Петербурге-- «Сайгон» (кофейня на
Невском), «Казань» (площадь перед Казанским
собором), в Киеве -- Андреевский спуск.
Главным лозунгом хиппи стала фраза «Make
love, not war!», что значит «Распространяйте
любовь вместо войны!». Зарубежное молодёжное
движение, как ни странно, смогло пробраться
сквозь «железный занавес» и в СССР, однако
столь же масштабного распространения
не получило. Культура хиппи (в целом) в
СССР была распространена среди весьма
немногочисленных представителей прогрессивной
молодежи. Зачастую, слово «хиппи» вызывало
негативные ассоциации-- «хиппи» воспринимался
как неопрятно одетый молодой человек
с длинными волосами, бездельник, выпивоха
и наркоман. О существовании представителей
«хиппи» не только за границей, но и в СССР
можно было узнать только из критических
статей в прессе. Изучая источники, освещающие
культуру хиппи, я обнаружила любопытный
факт: где-то она названа контркультурой,
как у П.С. Гуревича: «контркультура - употребляемое
в литературе собирательное название
разных по идейной и политической ориентации
протестных групп молодежи ("новые левые",
хиппи, битники, йиппи и др.)» Гуревич П.С.
Культурология.- М.:Гардарики, 2008.-с.153-157,
а где-то субкультурой.
Действительно, грань
между этими двумя понятиями
весьма условная, и порой очень
трудно точно отнести то или иное
молодёжное движение к одной из этих
категорий. В качестве примера возьму готов. Они
не стремятся противостоять основной
культуре, не устраивают митингов и не
требуют установления собственной культуры
как единоправильной. Однако же среди
«обычного» населения бытует мнение, будто
представители субкультуры (на мой взгляд)
готов ведут себя аморально, идут вразрез
общепринятым устоям и традициям, стремятся
доказать правильность своих убеждений.
Готику, справедливо или нет, обвиняют
в пропаганде суицида, депрессии, сатанизма,
вандализма и прочем вредном влиянии.
С такой точки зрения готика предстаёт
перед нами как представитель контркультуры.
Кстати, по моим наблюдениям, нередко средства
массовой информации играют отрицательную
роль в формировании представления людей
о тех или иных субкультурах и контркультурах.
Современная субкультура
Готы -- представители
молодёжной субкультуры, зародившейся
в конце 70-х годов XX-го века на волне
пост-панка. Готическая субкультура
достаточно разнообразна и неоднородна,
однако для неё в той или
иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж,
а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе
и фильмам, декадансу и мистике. Я уже обращалась
к этой субкультуре ранее, поэтому лишь
добавлю, что из всех, рассматриваемых
мною культур, готика мне ближе всего.
Я отчасти принимаю её принципы и мировоззрение.
Приведу любопытный факт: часто готов
обвиняют в осквернении могил. Такое суждение
вытекает из особенности готической субкультуры
видеть определённую кладбищенскую романтику
и относиться к смерти без страха. Однако,
в недавно прошедшем всероссийском субботнике
многие готы приняли активнейшее участие
- они приводили в порядок брошенные могилы
и убирали дорожки кладбищ. Как говорится,
встречают по одёжке, провожают по уму…
Эмо (англ. emo: от emotional -- эмоциональный) -- молодёжная субкультура, образовавшаяся
на базе поклонников одноимённого музыкального
стиля. Выражение эмоций-- главное правило
для приверженцев субкультуры эмо. Их
отличает: самовыражение, противостояние
несправедливости, особенное, чувственное
мироощущение. Зачастую такие люди глубокоранимые
и депрессивные. Существует стереотипное
представление об эмо как о плаксивых
мальчиках и девочках.
Наиболее старейшей контркультурой
является контркультура преступного
мира. Ее появление было вызвано
естественным обособлением лиц нарушающих
закон (ссылки в отдаленные места, тюремное
заключение)от основной культуры. В результате
этого образовалась очень жесткая субкультура
с четкой иерархической лестницей и своими
законами. В разных странах эта субкультура
имеет свои отличительные особенности.
Яркий пример в отличие «сицилийской мафии»
США, которая наследовала многие христианские
традиции. В России после 90-х годов многие
элементы этой субкультуры проникли в
массовую культуру: элементы блатного
жаргона, блатная песня и татуировки.
Еще один яркий пример контркультуры
радикальная часть субкультуры
скинхэдов. Зародившаяся как музыкальная
субкультура (Регги, Ска), впоследствии
часть субкультуры скинхэдов
примкнула к радикальным политическим
течениям. Однако не надо путать саму субкультуру,
которая в общем аполитична (например
традиционные скинхеды проповедуют здоровый
образ жизни) и радикальную часть субкультуры
(контркультуру), которая связана с неонацистами,
антикоммунистами и др. политическими
убеждениями.