Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:05, контрольная работа
Характеристика социологии как науки о социальных системах широко распространена в нашей общественной литературе: в философских и социологических словарях, в учебных пособиях и монографиях. При этом особое внимание обращается на выявление тех связей и отношений, которые обусловливают целостность общества или его отдельных феноменов (например, власти, семьи, культуры), на анализ структуры социальных систем, их институтов (государство, социальный контроль, наука и т. п.), функций, на характеристику типов и соотношение социальных общностей (классов, наций, слоев, групп), иерархию социальных статусов индивидов. При таком подходе и личность рассматривается как специфическая социальная система.
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?
Ответ: Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация - иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского слой, настил). Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. Вместе с тем по сравнению с простым расслоением социальная стратификация имеет, по крайней мере, два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита, верхние слои составляют, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. То же можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз. Однако в современных, высокоразвитых, благополучных обществах этот порядок нарушается. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый «средний класс», и некоторым другим слоям населения.
Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям.
П. Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства (т.е. накопления), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.
Точку зрения П. Сорокина успешно развивает
его ученик, один из видных представителей
Гарвардской школы в
- качественным характеристикам
членов общества, которые определяются
генетическими чертами и
- ролевым характеристикам,
- характеристиками владения
Попытки объяснить механизм расслоения общества делались неоднократно в разные периоды человеческой истории.
ВОПРОС 6. Раскройте понятие «социальная стратификация».
Ответ: «социальная дифференциация» отражает типологические различия макро- и микрогрупп, различия между индивидами как по объективным характеристикам (экономическим, демографическим, образовательным, профессиональным и т.д.), так и по субъективным (социальный интерес, стиль жизни и поведения, ценностные ориентации и т.д.). Дифференциация выступает показателем динамики социального взаимодействия, многообразия, движущей силой развития социальных организаций, их систем и структур. Именно в этом аспекте данное понятие было использовано Спенсером при объяснении универсального для общества процесса возникновения и становления функционально специализированных социальных институтов и разделения труда между людьми.
ВОПРОС 7. Как происходит процесс социализации личности?
Ответ: Типология личности существенно отличается от типологии образа жизни. Ведь он характеризует способ деятельности не только личности, но и различных социальных групп, общностей. Субъектом образа жизни может выступать тип поселения (город или село). Поэтому полностью совмещать категории образа жизни и личности нельзя. Но благодаря первой социологический анализ личности получает более широкие перспективы. Они становятся заметными и в ином случае, когда речь идет об изучении социальных отношений личности и общества, его структур. Нельзя забывать, что личность интегрирует в своей деятельности социальные отношения, “пропускает” их через себя, прежде всего вследствие того, что создает определенные системы социальных связей и взаимодействий. Личностное отношение к миру, окружающей среде - это то же общественное отношение, преломленное на индивидуальном уровне. Его непременным условием является социализация.
ВОПРОС 8. Какие виды субкультур Вы знаете?
Ответ: Каждое сообщество создает
свою субкультуру. Субкультура не отрицает
общечеловеческой культуры, но в то же
время она имеет свои специфические отличия.
Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности
тех или иных сообществ.
Можно выделить национальные, конфессиональные,
профессиональные субкультуры организаций,
социальных групп и т. д. Термин «национальная
культура» применяется для определения
символов, верований, ценностей, норм и
образцов поведения, которые характеризуют
человеческое сообщество в той или иной
стране, государстве. В государстве, однородном
в лингвистическом и этническом отношении,
может быть одна национальная культура.
Однако в большинстве стран земного шара
имеется несколько различных национальных
культур. Как правило, в этих странах можно
выделить субкультуру наций и субкультуры
национальных меньшинств. Примером такого
соотношения культур является Российская
Федерация.
Для социологии важно определить, смешиваются
ли эту субкультуры, сосуществуют и терпимо
относятся друг к другу или же имеют место
культурные конфликты. Часто культурные
меньшинства прилагают особые усилия,
чтобы сохранить свою самобытность, защитить
свои ценности и выжить в среде, где преобладают
культуры большинства населения, которые
воздействуют на все остальные культуры
и даже подавляют их. От правильной культурной
политики зависят состояние экономики,
социально-политический климат и все благосостояние
данного государства.
Другой важнейшей формой является конфессиальная
субкультура. Конфессиальная культура
складывается на основе общности вероисповедания,
принадлежности к той или иной церкви.
На базе этой общности формируется общность
символов, ценностей, идеалов и образцов
поведения. Например, можно говорить о
христианской, мусульманской, буддийской
культурах в целом. Отдельные ветви, направления
в мировых религиях создают свои субкультуры:
например, православную, католическую,
протестантскую. В свою очередь, в этих
субкультурах возможны свои субкультуры.
Профессиональная субкультура образуется
на основе общих символов, ценностей, норм
и образцов поведения, разделяемых той
или иной профессиональной группой. Она
тесно связана с содержанием работы и
ролью, которую в обществе играют ее представители.
На нее оказывают влияние профессиональное
образование и подготовка.
ВОПРОС 9. Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?
Ответ: Говоря о личностной восприимчивости к социальным движениям, мы подчеркивали, что неустроенность в личной жизни часто приводит людей в ряды социальных движений. Те, кто потерпел неудачу в реализации своих жизненных планов, кто не удовлетворен своей ролью в группе или обществе, кто опасается за свой социальный статус, с наибольшей вероятностью сознательно или бессознательно начинают видеть в социальных движениях возможности для достижения своих стремлений, идеалов и занятия лучшего места в социальной структуре.
Американский исследователь
Можно ли рассматривать социальные движения только как убежище бездомных, безработных и неудачников? Присоединяются ли к социальному движению в результате эмоционального порыва, а не в результате интеллектуальной оценки?
Р. Хеберле, изучая социальный состав и установки экстремистских социальных движений, отмечал, что “невротиков, неустроенных, неуравновешенных и психопатов привлекают не идеи социального движения, но поиски единения с себе подобными, принадлежности к группе, которые снижают чувство страха, беспомощности и изоляции”. Вместе с тем во многих движениях (особенно в умеренных и движениях реформ) большинство составляют люди, принимающие его идеи и стремящиеся через него достичь свои цели. Когда движение выражает согласованное мнение наиболее влиятельных членов общества, в него, как правило, входят способные и преуспевающие лидеры. Возможно, большинство членов умеренных движений находит в них некоторые элементы эмоциональной компенсации, но в целом преуспевающие члены общества прекрасно осознают значение этих движений в общественной жизни, их цели и возможные результаты, а также свои роли в них.
Чего больше - вреда или пользы для общества несут социальные движения? Этот вопрос столь же неразрешим, как и вопрос о том, больше вреда или пользы приносит ветер. Просто нужно помнить, что социальные движения служат одним из способов изменения общества. Эти изменения могут быть болезненными, и в этом случае необходимо наличие определенных социальных сил, способных преодолеть отжившие традиции, убеждения и заблуждения. Социальные движения могут сконцентрировать такие силы.
ВОПРОС 10. Каковы причины девиантного поведения?
Ответ:
Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Между различными формами
девиантного поведения
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.
Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.
Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.
Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.
Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.
ВОПРОС 11. Какова природа социального конфликта?
Ответ: С некоторой долей условности можно выделить два основных подхода, которые противоположным друг другу образом отвечают на этот очень сложный вопрос. Источник социальных изменений, с точки зрения большей части социологов, находится внутри самого общества, то есть кроется во взаимодействии его структур, сфер, групп и т. п. Решающую роль в изменении, развитии общества играет социальный конфликт. При этом марксисты выделили в основе социальных изменений конфликт между противоположными классами, партиями, идеологиями. Вся социальная история в марксизме предстает как история борьбы классов угнетаемых и угнетателей. Социальные противоречия в марксистской концепции есть источник развития.
Немарксистская современная теория конфликта в лице Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Гумпловича, Э. Гидденса и других тоже рассматривает конфликт как естественное явление, как способ движения, развития общества. Конфликт - неотъемлемая черта социальной жизни. Задача общества - научиться разрешать конфликты, рационально регулировать их, а не подавлять. Консервация конфликта неминуемо приведет к высокому напряжению в обществе и в конечном итоге - к взрыву социально-политической активности и разрушению социальной системы.
Разница между марксистской и немарксистской школой конфликта состоит в трактовке содержания конфликта. Так, например, немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что в основе современного социального конфликта лежат отношения господства и подчинения, которые пронизывают все сферы общества. Такие отношения присутствуют в семье, в студенческой аудитории, в армии и т. д. Эти отношения всегда, в любом обществе встречают естественное сопротивление. Итак, если марксизм считает базой конфликта неравенство по отношению к средствам производства, неравенство в сфере отношений собственности, то Р. Дарендорф переносит конфликт на другую почву - в сферу управления людьми. Польско-австрийский социолог Л. Гумплович объясняет конфликт с точки зрения социального дарвинизма и социальной психологии, поскольку рассматривает его как выражение человеческих страстей: зависти, агрессии, неудовлетворенности, как беспощадную борьбу.
Информация о работе Концепции, раскрывающие специфику социологии