Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Концепция предусматривает необходимую дифференциацию мероприятий в сфере демографической политики с тем, чтобы наряду с решением проблем, касающихся всех петербуржцев, обеспечить удовлетворение потребностей и нужд отдельных социально-демографических и демографических групп, образующих население Санкт-Петербурга.

Файлы: 1 файл

Демографическое развитие. печать.docx

— 894.73 Кб (Скачать файл)

3.2. Динамика  здоровья населения и демографическое  развитие

В последние десятилетия  наблюдается неблагоприятная динамика социально зависимых и профессионально  обусловленных дефектов здоровья населения (дезадаптивных синдромов, экозависимых болезней, стрессогенных заболеваний). Ситуацию осложняет невысокий уровень культуры здоровья у населения, недостаточная приоритетность профилактических и оздоровительных мероприятий в системе здравоохранения, высокий уровень загрязнения окружающей природной среды, низкие темпы благоустройства Санкт-Петербурга и улучшения его санитарного состояния. Данные негативные тенденции, если их не удастся блокировать, будут оказывать отрицательное воздействие на состояние здоровья населения и продолжительность жизни. Дополнительным фактором риска является транзитное положение Санкт-Петербурга, его статус центра международных связей. Такое положение, будучи несомненным конкурентным преимуществом города, одновременно повышает уязвимость его населения, особенно молодежи, в отношении проникновения наркотиков и мировых эпидемий.

3.3. Старение  населения

Прогнозные оценки свидетельствуют о том, что старение населения Санкт-Петербурга, главной  причиной которого является низкая рождаемость, практически невозможно предотвратить. При реализации оптимистического сценария экономического развития Санкт-Петербурга старение населения может быть несколько  замедлено трудовой миграцией. В  целом, однако, высокая доля числа  пожилых людей в населении  Санкт-Петербурга будет обусловливать  приоритетное значение проблем, связанных  с их медицинским и социальным обслуживанием. Эти проблемы будут  усугубляться тем, что в связи  с тенденциями к нуклеаризации семей, высоким уровнем разводимости и большим разрывом в продолжительности жизни мужчин и женщин доля одиноких пожилых людей будет, вероятно, увеличиваться.

Создание эффективной  системы социальной защиты пожилых  людей на протяжении ближайших десятилетий  станет одной из приоритетных социальных задач.

3.4. Демографическое  развитие и система образования

В ближайшие десятилетия  численность лиц в возрасте 16-25 лет будет существенно меньшей, чем в предшествующем периоде, что  приведет к обострению конкурентной борьбы между учебными учреждениями профессионального образования. Субъектами такой конкурентной борьбы неизбежно станут и города, в экономической и социальной жизни которых вузы играют сколько-нибудь значительную роль, а объектом конкуренции – абитуриенты, студенты и аспиранты. Привлечение в вузы Санкт-Петербурга студентов и аспирантов обеспечивает приток в Санкт-Петербург федеральных бюджетных ассигнований, а если речь идет о коммерческом обучении иногородних студентов и аспирантов, то и доходов жителей других регионов. Кроме того, система профессионального образования обеспечивает значительное число рабочих мест.

Ввиду сокращения контингента  обучающихся, вызванного демографическим  кризисом, системе профессионального  образования Санкт-Петербурга предстоит  действовать в условиях достаточно жесткой конкурентной борьбы. Очевидным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга является наличие большого числа ведущих российских вузов, престиж которых среди потенциальных абитуриентов и их родителей весьма высок. Несмотря на кризисные явления в сфере высшего образования, вузы Санкт-Петербурга сохраняют высокий научный потенциал, что дает возможность привлекать в Санкт-Петербург не только студентов, но и аспирантов. Немаловажную роль играет имидж Санкт-Петербурга как города с большими возможностями профессионального и карьерного роста, а также всемирно известного культурного центра, весьма привлекательного для студенческой молодежи.

Ограничением, которое  в ближайшем будущем может  существенно воспрепятствовать  реализации данного конкурентного  преимущества, является отсутствие достаточного количества мест в студенческих общежитиях. Кроме того, привлекательность Санкт-Петербурга как центра трудовой и учебной миграции способствует росту цен на временно арендуемое жилье, что также будет ограничивать приток студентов из других регионов.

Относительную малочисленность  поколений петербуржцев, родившихся в 1990-х – первой половине 2000-х  годов, необходимо насколько возможно компенсировать за счет повышения их качественных характеристик. В этих целях необходимо повышение качества дошкольного и школьного образования, а также внешкольной работы развития домов творчества, подростковых клубов, кружков разного профиля, приближенных к месту жительства детей.

3.5. Демографическое  развитие и рынок труда

Сложившаяся демографическая  ситуация является одним из основных факторов устойчивого дисбаланса рынка  труда Санкт-Петербурга. Такой дисбаланс  проявляется как в превышении совокупного спроса над совокупным предложением рабочей силы, так и  в несоответствии профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения  на рынке труда Санкт-Петербурга.

Сохранение положительных  темпов экономического роста в сочетании  с отрицательными темпами естественного  прироста населения Санкт-Петербурга с высокой степенью вероятности  повлечет за собой существенную по масштабам трудовую иммиграцию в  Санкт-Петербург. Подобную тенденцию  нельзя однозначно оценивать ни как  положительную, ни как отрицательную. Ее влияние на жизнь Санкт-Петербурга будет определяться способностью города использовать позитивный потенциал  миграции и нейтрализовать связанные  с ней потенциальные риски.

Наряду с этим нельзя исключить пессимистического  сценария развития событий в экономике  – стагнации или экономического спада в экономике Санкт-Петербурга в целом или в ее отдельных отраслях. В этом случае трудовая миграция в Санкт-Петербург будет значительно меньшей. Однако при таком развитии событий проблемной окажется группа населения, состоящая из недавних мигрантов, потерявших в результате кризиса работу, а во многих случаях и жилье.

4. Цели  и задачи регулирования демографического  развития Санкт-Петербурга

Целями регулирования  демографического развития Санкт-Петербурга являются увеличение продолжительности  жизни, в том числе здоровой (активной) жизни жителей Санкт-Петербурга, повышение рождаемости, а также  оптимизация миграционного движения населения с учетом интересов  социального и экономического развития Санкт-Петербурга.

Задачами регулирования  демографического развития Санкт-Петербурга являются:

В области улучшения  здоровья и роста продолжительности  жизни населения:

  • создание системы формирования, активного сохранения, укрепления или восстановления здоровья людей, реализации потенциала здоровья людей для ведения активной профессиональной, социальной и личной жизни;
  • снижение смертности населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, от экзогенных факторов – несчастных случаев, травм, отравлений, в том числе психоактивными веществами, убийств и самоубийств.

В области повышения  рождаемости и создания благоприятных  условий для жизнедеятельности  семьи:

  • повышение социального престижа материнства и отцовства, полноценной супружеской семьи с детьми;
  • создание социально-экономических условий, при которых родители могли бы полностью реализовать свою потребность в детях и успешно воспитать двоих и более детей;
  • развитие государственной помощи семьям, имеющим детей, в том числе в решении жилищных проблем;
  • обеспечение потребностей семей в медико-социальных и других услугах, связанных с рождением и воспитанием детей;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе снижения уровня бесплодия с учетом применения современных медицинских технологий;
  • формирование единой демографической, семейной и информационной политики в интересах петербургской семьи с детьми.

В области регулирования  миграции:

  • обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик миграционных потоков целям социального и экономического развития Санкт-Петербурга;
  • увеличение доли легальной трудовой иммиграции в общем объеме иммиграции в Санкт-Петербург путем снятия неоправданных административных барьеров, препятствующих легализации иммиграции, и ужесточения контроля за соблюдением законодательных норм, определяющих использование иностранной рабочей силы;
  • создание достойных условий жизни для лиц, прибывающих в Санкт-Петербург на работу, и других категорий легальных иммигрантов; обеспечение их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни Санкт-Петербурга.

В области адаптации  экономики и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга к процессу старения населения:

  • более полное использование трудового потенциала лиц предпенсионного и младшего пенсионного возраста;
  • создание условий, обеспечивающих продолжительную, активную жизнь лиц пожилого возраста.
  • Для информационно-аналитического обеспечения указанных задач необходимы организация, ведение и развитие мониторинга демографической ситуации в Санкт-Петербурге, обеспечивающего оценку текущего состояния демографических проблем, анализ их динамики и оперативное представление результатов в соответствующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в целях поддержки принятия управленческих решений.

5. Приоритеты  демографического развития Санкт-Петербурга

5.1. В области  улучшения здоровья и роста  продолжительности жизни населения  определены следующие приоритеты:

  • формирование у жителей Санкт-Петербурга системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения, способствующих здоровому образу жизни;
  • разработка перспективных и увеличение объема существующих мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, обеспечение непрерывности оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
  • улучшение медицинского обслуживания населения разных возрастных групп;
  • совершенствование системы управления охраной труда в Санкт-Петербурге, повышение роли надзорных и контрольных органов в обеспечении охраны труда в организациях в соответствии с требованиями законодательства, создание эффективной инфраструктуры обеспечения охраны труда;
  • снижение заболеваемости и травматизма, предупреждение преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь в трудоспособном и детском возрастах;
  • обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей Санкт-Петербурга;
  • улучшение экологической обстановки, снижение распространенности и выраженности негативного воздействия антропогенного загрязнения природной среды на здоровье населения;
  • сокращение масштабов маргинализации населения, создание мотивации к конструктивному, здоровому образу жизни во всех слоях общества;
  • развитие информационно-аналитической базы, обеспечивающей возможность концентрации ресурсов на тех направлениях борьбы со смертностью, где может быть достигнут наибольший социальный и экономический эффект.

5.2. В области  повышения рождаемости и создания  благоприятных условий для жизнедеятельности  семьи установлены следующие  приоритеты:

  • улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми;
  • совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми;
  • расширение сферы социальных услуг для семей с детьми в государственном и некоммерческом секторах;
  • пропаганда ценностей семьи, материнства и отцовства, повышение социального престижа семей с двумя и более детьми;
  • воспитание и подготовка детей, подростков и молодежи к семейной жизни, обучение культуре семейных отношений;
  • развитие системы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и с замещающими семьями.

5.3. В области  регулирования миграции установлены  следующие приоритеты:

  • сбалансированное развитие трудовой иммиграции, жилищного фонда и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
  • проведение структурной, промышленной, научно-технической и инновационной политики, позволяющей поддерживать высокие темпы экономического роста при минимальном привлечении дополнительного контингента неквалифицированных работников;
  • привлечение работников, обладающих необходимыми Санкт-Петербургу профессиями и квалификациями, прежде всего молодежи, из других регионов Российской Федерации и культурно близких ей государств;
  • создание необходимых условий для трудовой деятельности в Санкт-Петербурге иногородних выпускников вузов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на рынке труда;
  • создание условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Санкт-Петербурга;
  • устранение административных барьеров, препятствующих использованию иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.

5.4. В области  адаптации экономики и социальной  инфраструктуры Санкт-Петербурга  к процессу старения населения  установлены следующие приоритеты:

  • совершенствование системы адресной материальной поддержки пожилых людей;
  • развитие системы медико-социальных услуг, повышающих качество жизни пожилых людей;
  • создание благоприятных условий для занятости лиц пенсионного возраста, желающих продолжать трудовую деятельность;
  • формирование в обществе положительного имиджа пожилых людей, обеспечение доброжелательного и уважительного отношения к ним.

Информация о работе Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года