3.2. Динамика
здоровья населения и демографическое
развитие
В последние десятилетия
наблюдается неблагоприятная динамика
социально зависимых и профессионально
обусловленных дефектов здоровья населения
(дезадаптивных синдромов, экозависимых
болезней, стрессогенных заболеваний).
Ситуацию осложняет невысокий уровень
культуры здоровья у населения, недостаточная
приоритетность профилактических и оздоровительных
мероприятий в системе здравоохранения,
высокий уровень загрязнения окружающей
природной среды, низкие темпы благоустройства
Санкт-Петербурга и улучшения его санитарного
состояния. Данные негативные тенденции,
если их не удастся блокировать, будут
оказывать отрицательное воздействие
на состояние здоровья населения и продолжительность
жизни. Дополнительным фактором риска
является транзитное положение Санкт-Петербурга,
его статус центра международных связей.
Такое положение, будучи несомненным конкурентным
преимуществом города, одновременно повышает
уязвимость его населения, особенно молодежи,
в отношении проникновения наркотиков
и мировых эпидемий.
3.3. Старение
населения
Прогнозные оценки
свидетельствуют о том, что старение
населения Санкт-Петербурга, главной
причиной которого является низкая рождаемость,
практически невозможно предотвратить.
При реализации оптимистического сценария
экономического развития Санкт-Петербурга
старение населения может быть несколько
замедлено трудовой миграцией. В
целом, однако, высокая доля числа
пожилых людей в населении
Санкт-Петербурга будет обусловливать
приоритетное значение проблем, связанных
с их медицинским и социальным
обслуживанием. Эти проблемы будут
усугубляться тем, что в связи
с тенденциями к нуклеаризации
семей, высоким уровнем разводимости и
большим разрывом в продолжительности
жизни мужчин и женщин доля одиноких пожилых
людей будет, вероятно, увеличиваться.
Создание эффективной
системы социальной защиты пожилых
людей на протяжении ближайших десятилетий
станет одной из приоритетных социальных
задач.
3.4. Демографическое
развитие и система образования
В ближайшие десятилетия
численность лиц в возрасте 16-25
лет будет существенно меньшей,
чем в предшествующем периоде, что
приведет к обострению конкурентной
борьбы между учебными учреждениями
профессионального образования. Субъектами
такой конкурентной борьбы неизбежно
станут и города, в экономической и социальной
жизни которых вузы играют сколько-нибудь
значительную роль, а объектом конкуренции
– абитуриенты, студенты и аспиранты.
Привлечение в вузы Санкт-Петербурга студентов
и аспирантов обеспечивает приток в Санкт-Петербург
федеральных бюджетных ассигнований,
а если речь идет о коммерческом обучении
иногородних студентов и аспирантов, то
и доходов жителей других регионов. Кроме
того, система профессионального образования
обеспечивает значительное число рабочих
мест.
Ввиду сокращения контингента
обучающихся, вызванного демографическим
кризисом, системе профессионального
образования Санкт-Петербурга предстоит
действовать в условиях достаточно
жесткой конкурентной борьбы. Очевидным
конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга
является наличие большого числа ведущих
российских вузов, престиж которых среди
потенциальных абитуриентов и их родителей
весьма высок. Несмотря на кризисные явления
в сфере высшего образования, вузы Санкт-Петербурга
сохраняют высокий научный потенциал,
что дает возможность привлекать в Санкт-Петербург
не только студентов, но и аспирантов.
Немаловажную роль играет имидж Санкт-Петербурга
как города с большими возможностями профессионального
и карьерного роста, а также всемирно известного
культурного центра, весьма привлекательного
для студенческой молодежи.
Ограничением, которое
в ближайшем будущем может
существенно воспрепятствовать
реализации данного конкурентного
преимущества, является отсутствие достаточного
количества мест в студенческих общежитиях.
Кроме того, привлекательность Санкт-Петербурга
как центра трудовой и учебной миграции
способствует росту цен на временно арендуемое
жилье, что также будет ограничивать приток
студентов из других регионов.
Относительную малочисленность
поколений петербуржцев, родившихся
в 1990-х – первой половине 2000-х
годов, необходимо насколько возможно
компенсировать за счет повышения их
качественных характеристик. В этих
целях необходимо повышение качества
дошкольного и школьного образования,
а также внешкольной работы развития
домов творчества, подростковых клубов,
кружков разного профиля, приближенных
к месту жительства детей.
3.5. Демографическое
развитие и рынок труда
Сложившаяся демографическая
ситуация является одним из основных
факторов устойчивого дисбаланса рынка
труда Санкт-Петербурга. Такой дисбаланс
проявляется как в превышении
совокупного спроса над совокупным
предложением рабочей силы, так и
в несоответствии профессионально-квалификационной
структуры спроса и предложения
на рынке труда Санкт-Петербурга.
Сохранение положительных
темпов экономического роста в сочетании
с отрицательными темпами естественного
прироста населения Санкт-Петербурга
с высокой степенью вероятности
повлечет за собой существенную по
масштабам трудовую иммиграцию в
Санкт-Петербург. Подобную тенденцию
нельзя однозначно оценивать ни как
положительную, ни как отрицательную.
Ее влияние на жизнь Санкт-Петербурга
будет определяться способностью города
использовать позитивный потенциал
миграции и нейтрализовать связанные
с ней потенциальные риски.
Наряду с этим
нельзя исключить пессимистического
сценария развития событий в экономике
– стагнации или экономического
спада в экономике Санкт-Петербурга
в целом или в ее отдельных
отраслях. В этом случае трудовая миграция
в Санкт-Петербург будет значительно меньшей.
Однако при таком развитии событий проблемной
окажется группа населения, состоящая
из недавних мигрантов, потерявших в результате
кризиса работу, а во многих случаях и
жилье.
4. Цели
и задачи регулирования демографического
развития Санкт-Петербурга
Целями регулирования
демографического развития Санкт-Петербурга
являются увеличение продолжительности
жизни, в том числе здоровой (активной)
жизни жителей Санкт-Петербурга,
повышение рождаемости, а также
оптимизация миграционного движения
населения с учетом интересов
социального и экономического развития
Санкт-Петербурга.
Задачами регулирования
демографического развития Санкт-Петербурга
являются:
В области улучшения
здоровья и роста продолжительности
жизни населения:
- создание системы формирования, активного сохранения, укрепления или восстановления здоровья людей, реализации потенциала здоровья людей для ведения активной профессиональной, социальной и личной жизни;
- снижение смертности населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, от экзогенных факторов – несчастных случаев, травм, отравлений, в том числе психоактивными веществами, убийств и самоубийств.
В области повышения
рождаемости и создания благоприятных
условий для жизнедеятельности
семьи:
- повышение социального престижа материнства и отцовства, полноценной супружеской семьи с детьми;
- создание социально-экономических условий, при которых родители могли бы полностью реализовать свою потребность в детях и успешно воспитать двоих и более детей;
- развитие государственной помощи семьям, имеющим детей, в том числе в решении жилищных проблем;
- обеспечение потребностей семей в медико-социальных и других услугах, связанных с рождением и воспитанием детей;
- улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе снижения уровня бесплодия с учетом применения современных медицинских технологий;
- формирование единой демографической, семейной и информационной политики в интересах петербургской семьи с детьми.
В области регулирования
миграции:
- обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик миграционных потоков целям социального и экономического развития Санкт-Петербурга;
- увеличение доли легальной трудовой иммиграции в общем объеме иммиграции в Санкт-Петербург путем снятия неоправданных административных барьеров, препятствующих легализации иммиграции, и ужесточения контроля за соблюдением законодательных норм, определяющих использование иностранной рабочей силы;
- создание достойных условий жизни для лиц, прибывающих в Санкт-Петербург на работу, и других категорий легальных иммигрантов; обеспечение их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни Санкт-Петербурга.
В области адаптации
экономики и социальной инфраструктуры
Санкт-Петербурга к процессу старения
населения:
- более полное использование трудового потенциала лиц предпенсионного и младшего пенсионного возраста;
- создание условий, обеспечивающих продолжительную, активную жизнь лиц пожилого возраста.
- Для информационно-аналитического обеспечения указанных задач необходимы организация, ведение и развитие мониторинга демографической ситуации в Санкт-Петербурге, обеспечивающего оценку текущего состояния демографических проблем, анализ их динамики и оперативное представление результатов в соответствующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в целях поддержки принятия управленческих решений.
5. Приоритеты
демографического развития Санкт-Петербурга
5.1. В области
улучшения здоровья и роста
продолжительности жизни населения
определены следующие приоритеты:
- формирование у жителей Санкт-Петербурга системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения, способствующих здоровому образу жизни;
- разработка перспективных и увеличение объема существующих мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, обеспечение непрерывности оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
- улучшение медицинского обслуживания населения разных возрастных групп;
- совершенствование системы управления охраной труда в Санкт-Петербурге, повышение роли надзорных и контрольных органов в обеспечении охраны труда в организациях в соответствии с требованиями законодательства, создание эффективной инфраструктуры обеспечения охраны труда;
- снижение заболеваемости и травматизма, предупреждение преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь в трудоспособном и детском возрастах;
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей Санкт-Петербурга;
- улучшение экологической обстановки, снижение распространенности и выраженности негативного воздействия антропогенного загрязнения природной среды на здоровье населения;
- сокращение масштабов маргинализации населения, создание мотивации к конструктивному, здоровому образу жизни во всех слоях общества;
- развитие информационно-аналитической базы, обеспечивающей возможность концентрации ресурсов на тех направлениях борьбы со смертностью, где может быть достигнут наибольший социальный и экономический эффект.
5.2. В области
повышения рождаемости и создания
благоприятных условий для жизнедеятельности
семьи установлены следующие
приоритеты:
- улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми;
- совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми;
- расширение сферы социальных услуг для семей с детьми в государственном и некоммерческом секторах;
- пропаганда ценностей семьи, материнства и отцовства, повышение социального престижа семей с двумя и более детьми;
- воспитание и подготовка детей, подростков и молодежи к семейной жизни, обучение культуре семейных отношений;
- развитие системы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и с замещающими семьями.
5.3. В области
регулирования миграции установлены
следующие приоритеты:
- сбалансированное развитие трудовой иммиграции, жилищного фонда и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
- проведение структурной, промышленной, научно-технической и инновационной политики, позволяющей поддерживать высокие темпы экономического роста при минимальном привлечении дополнительного контингента неквалифицированных работников;
- привлечение работников, обладающих необходимыми Санкт-Петербургу профессиями и квалификациями, прежде всего молодежи, из других регионов Российской Федерации и культурно близких ей государств;
- создание необходимых условий для трудовой деятельности в Санкт-Петербурге иногородних выпускников вузов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на рынке труда;
- создание условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Санкт-Петербурга;
- устранение административных барьеров, препятствующих использованию иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.
5.4. В области
адаптации экономики и социальной
инфраструктуры Санкт-Петербурга
к процессу старения населения
установлены следующие приоритеты:
- совершенствование системы адресной материальной поддержки пожилых людей;
- развитие системы медико-социальных услуг, повышающих качество жизни пожилых людей;
- создание благоприятных условий для занятости лиц пенсионного возраста, желающих продолжать трудовую деятельность;
- формирование в обществе положительного имиджа пожилых людей, обеспечение доброжелательного и уважительного отношения к ним.