Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 02:08, реферат
Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или в социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
“подсознание” и т.п. он трактовал,
как “донаучные”.26 Обобщенным выражением бихейвиористского
подхода к пониманию поведения стала его знаменитая схема S - R (стимул
- реакция). Скиннер и его единомышленники
разработали и проверили целый набор операциональных
приемов в сотнях экспериментов. Они доказали,
что с помощью правильно подобранных стимулов
можно в невероятной степени менять поведение
как животного, так и человека. Доказав
это, Скиннер подтвердил мнение тех антропологов,
которые отдавали предпочтение роли социокультурных
факторов в формировании девиантного повед
В целом, позицию психологов бихейвиористской ориентации выражает тезис о том, что поведение является реакцией человека на соответствующие стимулы во внешней среде. Изменение внешних условий определенным образом соответственно способно либо устранить, либо, наоборот, активизировать проявления девиантности. Девиантность – результат научения, связанный с различным набором стимулов в окружении каждого человека.
В целом, бихейвиористы достаточно оптимистично смотрят на проблему поведенческих отклонений. Ведь все эти отклонения – результат «неразумного» устройства общества, которое можно улучшить.
К числу основных недостатков теорий бихейвиористского толка следует отнести то, что в них практически не остается места учету индивидуально-психологических качеств. Игнорируется индивид, особенности его личности и специфика познавательных процессов.
Когнитивное направление.
Не вполне согласны с бихейвиористами
представители другого теоретического
направления - когнитивной психологии.
Теории девиантного поведения и
Таким образом, когнитивные психологи акцентируют внимание на содержании человеческого сознания. Их интересует, как различные представления, соображения и, вообще «идеи» воздействуют на поведение человека. Это заставляет обращаться к проблеме общего мировосприятия, важнейшей составляющей которого является система ценностей, принимаемая человеком.27
Упрощая, ее можно определить как
совокупность общих представлений
о том, что хорошо и что плохо.
Например, если человек трактует агрессивное
поведение, как недопустимое (скажем,
убежденный пацифист), то его реакция
на различные провоцирующие
2.3 Социально-психологические теории девиантности
Во второй половине ХХ века социальная
психология накопила значительный теоретический
и практический материал, способствующий
лучшему пониманию природы
Одним из таких достижений является описание механизма когнитивного диссонанса, автором которого считается Леон Фестингер. Он обратил внимание на тот факт, что человек нуждается в согласованности своих поступков со своими убеждениями. Разумеется, само по себе это не было научным открытием. Психология, да и обычный здравый смысл давно уловили эту склонность человека. Фестингер, однако, подробно исследовал сам механизм разрешения конфликта, возникающего в сознании, вследствии рассогласованияповедения и убеждений. Он назвал этот механизм когнитивным диссонансом, а практические выводы его теории нашли самое широкое применение в политической и коммерческой рекламе, менеджменте, и в практике реабилитации жертв «промывания мозгов». Согласно Фестингеру, когда наши действия расходятся с нашими убеждениями, в психике возникает более или менее сильное напряжение - диссонанс. Сила диссонанса зависит от того, насколько значимы нарушаемые убеждения для нашей личной системы ценностей и общего мировоззрения. Разумеется, имеет значение и то, насколько сильно совершенный поступок противоречит нарушаемым убеждениям. Снять или ослабить диссонанс можно тремя путями: изменить поведение или его последствия, оправдать свое поведение (рационализировать) или изменить убеждения. Когда у нас нет возможности изменить свое поведение или его последствия и, когда мы не имеем повода для самооправдания, – мы склонны менять свои убеждения. Многое здесь зависит от силы возникающего диссонанса, от значимости убеждений и от ряда других факторов, но суть
остается той же – поведение воздействует на наши убеждения.29
Выделившаяся из бихейвиоризма, теория социального научения рассматривает девиантность, как результат социальных взаимодействий, в ходе которых люди научаются девиантным моделям поведения и получают соответствующие стимулы, способствующие его закреплению. Основное внимание концентрируется на различного рода поощрениях и наказаниях, способствующих научению и закреплению девиантных реакций. Важнейшие поощрения и наказания – это знаки социального одобрения и отторжения, получаемые индивидом от группы и других индивидов в процессе взаимодействия. Социальные психологи считают, что для человека очень важным является одобрение и признание его достоинств, выражаемое его социальным окружением.
Конформизм и девиантность.
Развитию теории социального научения способствовали
многочисленные исследования феноменов конформизма
и социального давления. Пик экспериментального изучения
конформизма пришелся на 60-е гг. ХХ века. Взаимодействие
людей друг с другом предполагает определенный
уровень конформизма, гарантирующий конвенциональнос
Деструктивное подражание. Феномен подражания тесно связан с конформизмом. Люди подражают друг другу, опираясь на принцип социального доказательства. этот принцип поведения может быть сформулирован следующим образом: в ситуациях неуверенности, люди склонны копировать реакцию окружающих. Следует заметить, именно в ситуациях неопределенности, неуверенности – т.е. в тех, когда требуется
принятие решения (выбор линии поведения), но нет ясного понимания, какое именно поведение выбрать.
Деструктивное подчинение. Подчинение авторитетам – тем, кто обличен большей властью или более компетентен – один из основных принципов организации жизни в человеческих обществах. В своей повседневной жизни мы постоянно подчиняемся авторитетам и зависим от них. Врачи, учителя, сотрудники служб сервиса, управленцы – все это авторитеты, которым мы подчиняемся и от которых зависим. Ни один человек не может знать всего, поэтому приходится доверять экспертам в той или иной области. Социальные психологи считают, что подчинение авторитетам закрепляется на уровне условного рефлекса, и часто происходит автоматически, на «автопилоте». К сожалению, зачастую, этот механизм срабатывает, когда людей принуждают к совершению явно девиантных действий. Достаточно вспомнить некоторых нацистских преступников, осужденных на Нюрнбергском процессе. Эти, во всех отношениях нормальные в частной жизни люди (имеющие семью, любящие своих детей, не отягощенные пороками), будучи на службе были способны убивать и мучить ни в чем не повинных людей. Впоследствии многие из них на суде искренне заявляли, что «они просто выполняли приказ».31
Девиантность массового поведения (феномены социальных агрегатов). Еще
в прошлом психологи, интересующиеся поведением
масс, заметили, что поведение человека
в толпе резко меняется. Человек оказывается
способен на такие поступки, которые бы
никогда не совершил самостоятельно, например
убийство, погром. Революции и массовые
движения XIX – XX вв. дали исследователям
множество примеров девиантного поведения
Таким образом, индивидуальность, самоконтроль
и рациональность можно рассматривать,
как атрибуты «нормы». В агрегате
эти атрибуты полностью отсутствуют,
заменяясь своей
Само психологическое
В общем, можно условно выделить два типа агрегатов: стихийные, спонтанные, возникающие самостоятельно, и спланированные, организованные с какой –либо целью. К первым можно отнести стихийные демонстрации или случаи массовой паники. Ко вторым – организованный митинг или аудиторию рок-концерта. Отдельную и крайне интересную группу составляют организуемые виртуальные агрегаты, к которым относятся аудитории СМИ – газет, журналов, телевидения. Виртуальными мы их называем потому, что фактически речь идет об изолированных друг от друга людях (в отличии от толпы и публики), одновременно получающих информацию из одного источника, и часто, реагирующих, как коллективная личность - агрегат.33
Девиантность и ролевое поведение.
Одно из возможных социально- психологических
определений девиантного поведе
как социальная компетентность, ожидания и интерпретации ожиданий.34
Социальная компетентность предполагает, в первую очередь знание содержания роли – того, что нужно делать. Человек может оказаться в необычной, новой для себя ситуации и вести себя как девиант потому, что просто не знает, как именно ему следует поступить. Этот вид девиантности часто проявляется при столкновении с другими культурами.
Гораздо интереснее девиантное поведение, связанное с нарушением неявных ролевых предписаний, которое можно рассматривать, как нарушение ожиданий и несовпадение интерпретаций. Можно выделить целый ряд социальных ситуаций, для которых отсутствует четкий регламент: вечеринки, знакомства и другие неформальные способы времяпрепровождения; случайные столкновения людей. Условно говоря, когда люди вступают в не жестко регламентированное взаимодействие, они каким-то образом должны интерпретировать ситуацию и уловить ожидания партнеров по взаимодействию.
2.4 Социологические теории девиантности
Если психологи, изучающие девиантность,
концентрируют внимание на том, как и почему
отдельно взятая личность осуществляет
девиантное поведение, то у социологов
несколько иной взгляд на эту проблему.
Их больше интересует, как социум создает
условия, благоприятствующие осуществлению
его членами девиантных поступков. Однако
нужно помнить, что индивидуально-психологические
аспекты девиантного поведения
Крупнейшими социологическими теориями девиантного поведения
Первым значительным социологическим исследованием, затрагивающим проблему девиантности, следует считать “Самоубийство” Э. Дюркгейма. Самоубийство фактически представляет собой агрессивное поведение, направленное против самого субъекта. Дюркгейм первым показал, что девиантный поступок (самоубийство) есть результат взаимоотношений общества и индивида. Уровень самоубийств определяется спецификой социальных отношений, а не личностных качеств людей.35 Очень важной является его концепция аномии и тезис о том, что для современного общества именно в этом