Концепция понимающей социологии и теория социального действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Социология изучает человеческое поведение в максимально обобщенном виде, но люди имеют общую человеческую природу и нужна просто типология поступков людей в их отношениях с социальным окружением. М.Вебер трактовал ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Тем самым ценности из области над исторического переносятся в историю, а неокантианское учение о ценностях сближается с позитивизмом.

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

М.Вебер  пытался проанализировать все формы религии и те способы  действия  людей,  которые они  порождают. В этом заключается его  глубокое социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая  занимается социальными действиями,  толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это предмет ее изучения.  Социология образует, типовые понятия и ищет  общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события.

Анализируя психологию и  мировоззрение протестантов, Вебер  приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат  в протестантской вере,  и он ставит перед собой задачу: найти связь  между религиозным убеждением и  духом капитализма.

 

 

 

 

  1. Различие подходов М.Вебера и Э.Дюркгейма к предмету социологии.

М.Вебер в отличие от Э.Дюркгейма, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид,  а не надындивидуальное «коллективное сознание», согласно Веберу, является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающей разумом и волей. Поэтому изучать общество – значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать им рациональное объяснение.

Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой, наукой о смысле социального действия. Она должна оперировать специальными понятийными конструкциями, которые  позволили бы ей выделить этот смысл.

С точки зрения Вебера, мировоззренческие  установки мировых религий созданы  вполне определёнными социальными  группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение и обладавшие соответствующим статусом в обществе. Это – конфуцианские учёные, индусские  брахманы, еврейские левиты и пророки, христианские святые. Каждая из этих групп  имела свой «стиль жизни» и утверждала определённую совокупность религиозных  убеждений. Особое внимание Вебера привлекал  вопрос о том, каким образом взгляды  нескольких человек, одарённых харизматическим  вдохновением, превращались вначале  в «стиль жизни» некоторой статусной  группы, а затем, в конце концов, в доминирующую ориентацию всей цивилизации. Именно отсюда и проистекали основные вопросы, которые он изучал при сравнении  соответствующих цивилизаций в  тот момент их становления, когда  возникали соответствующие религиозные  убеждения.

Если для Вебера в центре внимания находится конфликт материальных и идеальных интересов различных  статусных групп, характеризующихся  собственными экономическими интересами, амбициями и определённой системой жизненных ориентаций, то для Дюркгейма в большей мере свойствен иной подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности. Для Вебера проблема существования общества в качестве субъекта действия остаётся открытой. Действует на самом деле индивид, положение которого связано с определённым социальным статусом. Связь между индивидами опосредована системой значений, на основании которой каждое действующее лицо оценивает возможную реакцию на свои действия со стороны других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум», 2010 с.304;
  2. Методологические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям 080100.52 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент» и 080500.62 «Бизнес – информатика». Москва, 2011;
  3. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 407 с.;
  4. Социология. Общий курс: Учебник / В.И. Кондауров, А.С. Страданченков, Н.В. Багдасарова М.: ИНФРА-М, 2008;
  5. Библиотека Гумер – социология. Электронный ресурс. www.gumer.info.

 

 

 

 

 

1 Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, с.44

2 Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум», 2010 26 с.

3 Библиотека Гумер – социология. Электронный ресурс. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/

4 Социология. Общий курс: Учебник / В.И. Кондауров, А.С. Страданченков, Н.В. Багдасарова М.: ИНФРА-М, 2008


Информация о работе Концепция понимающей социологии и теория социального действия