Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:01, статья
Одним из важнейших критериев баланса стабильности общества в социологии рассматривается поддержание человеческого потенциала, который образует социальную систему. Имеется в виду не только обеспечение воспроизводства населения, выживаемости, прожиточного минимума, здоровья людей, но и создание условий для их личностного развития, для молодежи это в первую очередь означает предоставление возможностей успешной социализации, выступающей в качестве важнейшего фактора нормального функционирования и стабильности общества, необходимой преемственности в его развитии.
Практика показывает, что социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Оценить глубину и масштабность отклоняющейся социализации достаточно сложно. При анализе процесса социолог располагает эмпирически фиксируемыми характеристиками, но значительная часть явлений остается вне поля зрения исследователя. Тем не менее можно выявить достаточно много параметров социализации, которые позволят дать адекватную реальному состоянию оценку этого процесса [5].
Критерии отклонения, т. е. ненормы социализации, можно вывести по различным основаниям, исходя из ракурса анализа — социального (состояние общества, институтов социализации, характер стихийных влияний и т. д.), типичного личностного и группового (девиантное поведение, кризисы социализации, кризисы социальной идентичности и т. д.).
Отметим, что отклоняющаяся социализация рассматривается нами шире, чем такое ее проявление, как девиантность. Необходим анализ условий и механизмов социализационного процесса, хода самого процесса в различных сферах, изучение кризисов социальной идентичности, выявление тенденций, которые могут привести к асоциальным и антисоциальным проявлениям. Анализ отклонений социализации молодежи можно провести на основе интерпретации данных о ее девиантном поведении, обнаруживающем несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Отклоняющееся поведение детерминировано неудавшейся социализацией. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление (болезнь индивида, опьянение и т. д.) и даже длительные и стойкие состояние (физические дефекты, неврозы, психозы и т. д.). Отклоняющееся поведение отличают от аномального, обусловленного мозговой патологией.
Наряду с делинквентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество других отклонений в поведении молодежи. Речь идет о таких асоциальных поступках, когда молодой человек не совершает правонарушений и не переходит запретный моральный барьер, когда он выполняет всякого рода предписания, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям, дезорганизует людей. К такого рода отклонениям можно отнести: ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и многое другое. Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правил и правопорядка.
Необходимой предпосылкой успешной социализацией индивида является конформизм. Но если индивид развивается только по внешним для него установкам, не утверждает свою субъектность, то конформизм будет чрезмерным. Для социализации такой конформизм есть отклонение, так как она предполагает не пассивное приспособление индивида к социальной среде при его податливости, а активную адаптацию человека к изменяющимся условиям, воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также их преобразование на основе инноваций. Особо опасным становится конформизм в случае "давления" на человека асоциальных и антисоциальных группировок, когда индивид принуждается к экстремизму, бунту, религиозному фанатизму, употреблению наркотиков, преступлениям и т. д.
Проявлением отклоняющейся является кризисная социализация. Жизненный путь личности сопровождается преодолением многих кризисов социализации, выступающих как кризисы личностного роста, неудовлетворенности человека своим социальным или личностным статусом. Не все кризисы удается преодолеть. Нередко человек не справляется с ними. Обнаруживается недостижимость желаемой идентичности, непосильность быть таким, каким требует общество или предписывает социальная группа. Непреодолимость планки Я-идентичности может породить глубокое разочарование, конфликт с обществом, социальной группой, с самим собой. В нестабильном, аномичном обществе такие нарушения социализации приобретает широкую распространенность. В кризисном обществе размывается характеристика социального типа личности, расширяется область незрелой идентичности, увеличивается возможность ее негативной, отрицательной стороны. Отношения личности и общества не отрегулированы. Нередко предписанные индивиду функции и роли, реально выполняемые им в обществе, не совпадают. Индивид не находится в гармонии со своей реальной функцией, которая ему навязана принудительно.
Такая ситуация особенно пагубно сказывается на молодежи. Расширение пространства для самостоятельного выбора действий молодых имеет как положительные, так и отрицательные стороны и может стать условием для развития отклоняющейся социализации. Одним из распространенных ее проявлений является ускоренная социализация. Она связана с преждевременным обретением молодежью социальных ролей и вынужденной идентичностью. Это и ранее вынужденное приобщение детей и молодежи к труду, и ранние браки или создание брачных пар, и разжигание сексуальных страстей, и раннее деторождение, и различные формы социальных девиаций. В данном случае можно говорить о принудительной социализации как разновидности социализационной ненормы. Принудительная социализация рассматривается здесь как не соответствующий социализационной норме процесс преждевременного освоения подрастающим индивидом социальных ролей взрослого человека, вынужденного подражания суррогатным моделям индивидуального и группового поведения, неразборчивого освоения низкопробных образцов культуры.
Понятие "принудительная социализация" не может относиться к характеристике любой социализации как регламентированного процесса, на который обречен каждый человеческий индивид в обществе себе подобных. Социализация не может обойтись без регламентации. Но не всякая регламентация есть принуждение. Не всякий контроль ограничивает свободу. Свобода в извращенном понимании как вседозволенность может стать продуктом деформированного общества и его институтов, быть не естественным условием развития личности, а принудительным элементом ее беспорядочного вхождения в общество.
Принудительная социализация происходит с индивидом в случае его отчуждения от установленного в обществе процесса становления личности (брошенные родителями дети, беспризорные, безнадзорные дети, юные бродяги, бомжи и т. д.) или частичной утраты влияния институтов социализации, когда берут верх стихийные случайные каналы социализации. Кроме того, принудительная социализация в особо организованном и регламентированном варианте представлена в исправительных учреждениях, где в условиях изоляции проходят реабилитацию девианты. В данном случае принудительная социализация не может рассматриваться как отклонение. Здесь она воплощает в себе реакцию общества на отклоняющуюся социализацию в ее крайних проявлениях.
В кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, когда социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. Этому способствует как снижение социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, трудоустройство, свертывание культурных, спортивных, оздоровительных программ, так и падение уровня жизни в стране, ухудшение криминогенной ситуации. Перечисленные явления в совокупности вызывают и ускоренную, и запаздывающую социализацию, когда для молодежи неоправданно откладывается обретение набора социальных ролей взрослого человека, сужаются рамки ее самостоятельности, развивается инфантилизм.
Отклонения в социализации, выявленные по разным признакам, могут быть преодолены путем коррекции социализационного процесса, содержание которой определяется в зависимости от того, что не выполняется или нарушается в социализационной норме, какова степень отклонения, в чем оно проявляется или может проявляться. Наиболее трудно поддается изменениям в лучшую сторону социализация как усвоение совокупности установленных обществом социокультурных процессов, когда в обществе изменяются условия, а его социализационная функция не отрегулирована. А в кризисном обществе коррекция социализации связана с лечением самого социума. Коррекция на уровне институтов социализации не менее сложна. Например, частичное изменение социализационного процесса в системе образования может быть связано с поправками в законодательстве об образовании, пересмотром образовательных стандартов, программ, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, строительством учебных заведений, увеличением финансирования и т. д. Коррекция социализации на уровне конкретных социальных групп и отдельных индивидов становится предметом социальной работы. В случае отклонений в поведении индивидов, квалифицируемых как преступления, индивид подлежит ресоциализации в исправительных учреждениях.
Типология социализации. Социализация как сложный процесс классифицируется нами по различным критериям. Прежде всего критериален характер самой социальности общества, обусловливающий механизм регуляции социальной жизни. Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя те или иные ценности, общество тем самым определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле на основе приоритетных ценностей данного общества. Во-вторых, в социальных нормах (правовых и моральных) общество на основе своих социальных ценностей предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. В-третьих, общество вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм, а также различные способы реагирования на поведение людей и их групп. Ценностно-нормативный механизм регуляции социальной жизни отражает характер взаимоотношений общества и человека, формы соотношения общества и государства. Государство может быть подчинено и служить обществу и человеку, но может подчинять и подавлять общество и личность.
По характеру самой социальности могут быть выделены следующие типы социализации: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа.
В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, по которому можно различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др.
Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализации.
Особенности социализации молодежи. Специфика социализации молодежи связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия — это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом.
В процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида. Основой этого становится интернализация: непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения [6]. В этот период освоение индивидом окружающего мира происходит преимущественно через "понимание другого" (в веберовской трактовке). Индивид "вбирает" в себя общие ценности в процессе общения со значимыми "другими", будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых "других": родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах. В нашем понимании, первичная социализация формирует основы тезауруса — достаточного состава информации и установок, позволяющих молодому человеку осваивать социальную субъектность.
Вторичная социализация происходит с уже социализированным индивидом. Этот процесс, во многом сходный с предыдущим, имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество да и сам индивид в его же представлениях оказываются "другими" с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает овладение таким тезаурусом, который позволяет молодому человеку присвоить социальную субъектность в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных "других" до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми "другими", ориентацией на обобщенного "другого" (в понимании Дж.Г. Мида), но и отождествлением себя со всеобщностью "других", т.е. с обществом. Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного "другого" — решающая фаза социализации. Она включает интернализацию общества как такового и субъективное установление целостной идентичности. Когда обобщенный "другой" выкристаллизовывается в сознании, устанавливается симметричная связь между объективной и субъективной реальностями.
Информация о работе Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория