Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:01, статья

Описание работы

Одним из важнейших критериев баланса стабильности общества в социологии рассматривается поддержание человеческого потенциала, который образует социальную систему. Имеется в виду не только обеспечение воспроизводства населения, выживаемости, прожиточного минимума, здоровья людей, но и создание условий для их личностного развития, для молодежи это в первую очередь означает предоставление возможностей успешной социализации, выступающей в качестве важнейшего фактора нормального функционирования и стабильности общества, необходимой преемственности в его развитии.

Файлы: 1 файл

_Гуманитарное_Социология_Ковалева А.И. - Концепция социализации молодежи. Нормы, отклонения, социализационная траектория.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Сложность, кризисность  социализации молодежи состоит в  том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе.

В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее  идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых "других". Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для "других". Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Реформирование российского  общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Проведенный нами анализ [5] позволил выделить следующие основные особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающей предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующийся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.

Социализационные  траектории молодежи. Осуществление социализации молодежи нуждается в интегральном показателе, который бы позволял учесть объективную и субъективную стороны этого процесса в условиях усугубляющейся поляризации общества. Данный показатель мы определяем как социализационная траектория. Особо подчеркнем, что предлагаемый вариант исследования статусных различий в молодежной среде путем выявления социализационных траекторий не связан с "траекторным" подходом к стратификационным процессам, развиваемым кембриджскими исследователями (Дж. Голдторп, Р. Блэкберн, К. Прэнди, А. Стюарт), изучавшими направленность и длину карьерных и внутрипрофессиональных траекторий. Социализационная траектория молодого человека нами рассматривается в нескольких срезах — (1) влияние внешней среды, (2) субъектность и (3) диспозиция личности в процессе социализации. Алгоритм ее построения основывается не на статических состояниях, а на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути, причем основные характеристики измеряются во временном континууме [7].

Социологическое измерение социализационной траектории возможно, но имеет пределы в связи с особой природой процесса социализации и сложностью квантификации ряда его характеристик, связанных с субъектностью индивида и интериоризацией. В ходе исследований, проведенных кафедрой социологии Московской гуманитарно-социальной академии, обнаружена разрешающая способность таких индикаторов, как состав родительской семьи, профессия, образование и род занятий родителей, территориальная миграция, включенность в систему общего и профессионального образования, род занятий, структура досуга, круг сверстников, ценностные ориентации, референтная группа, самооценка, притязания, вещный мир.

Наши исследования позволяют  сделать некоторые выводы о социализационных траекториях российской молодежи 90-х годов. Прежде всего обнаружено существенное обновление общей траекторной картины процесса социализации молодежи, подтверждающей преодоление унифицированной модели социализации. Социализационные траектории молодежи претерпевают как расширение горизонтальных дифференциаций, так и стратификацию, связанную с существенными различиями в образе жизни, образовании, доступе к информации и т. д. В социализационных траекториях молодежи проявляются отклонения в процессе социализации не только как формы девиации, но и как преждевременное или запаздывающее освоение социальных норм и культурных ценностей, обретение социальных ролей, а также затяжные кризисы социализации в молодежном возрасте, для которой рассогласовываются пути, сроки и способы становления. Эти траектории имеют общей тенденцией уменьшение государственного сегмента институтов социализации. "Разбегание" социализационных траекторий молодежи в условиях современного российского общества неизбежно. Но несмотря на смену ориентиров общественного развития страны, утрату множества идентификационных доминант ("советский народ", "КПСС", "комсомол" и т. д.), советская модель социализации не в полном объеме, но в тех или иных проявлениях воспроизводится, сказываясь на социализационных траекториях. Поиск механизмов, обеспечивающих общественную стабильность через социализационные процессы, определение их перспективных моделей в современном российском обществе остаются важнейшими проблемами науки и практики.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ковалева А.И., Реут М.Н. Социализация неслышащей молодежи. М., 2001.
  2. Жулковска Т. Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: Пер. с польск. / Под ред. и с предисл. А.И. Ковалевой, В. А. Лукова; Моск. гуманит.-социальн. академия. Кафедра социологии. М., 2001.
  3. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999.
  4. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. издания на рус. яз. В.А. Ядов. М., 1994.
  5. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.
  6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М., 1995.
  7. Ковалева А.И. Социализационные траектории современной российской молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков: Междунар. науч.-практич. конференция, 20–21 октября 1998 г.: Секция "Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики". Ч. 1. М., 1998.

Информация о работе Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория