Конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:14, контрольная работа

Описание работы

Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны.

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)
  1. Конфликт
    1. Определение

Конфли́кт  — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут  быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Также конфликт может пониматься как  противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.

Существует обыденное  представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

 

 

 

 

 

1.2.Классификация  конфликтов


По действию на функционирование группы

  • Конструктивные
  • Деструктивные

По содержанию

  • Реалистические
  • Нереалистические.

Стоит отметить, что любой  конфликт вызван реальными причинами, которые, однако, могут быть скрыты от его инициатора. Чтобы избежать диссонанса, инициатор в таком  случае "создаёт" причину конфликта  в своём сознании, которая уже  является нереалистичной. 
 
По характеру участников

  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основныефункциональныепоследствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
  5. Улучшаются отношения между людьми.
  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические конфликтывызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. 
Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. 
Внутриличностный конфликтимеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства. 
Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу. 
Конфликт между личностью и группойвозникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства. 
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Причины конфликтов


Можно выделить несколько  основных причин конфликтов в организациях.

  • Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
  • Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
  • Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
  • Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
  • Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
  • Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.

Некоторые специалисты-психологи  считают, что существуют конфликтные  типы личности.

Управление конфликтами


Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность  их возникновения, но совсем не обязательно  приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия  в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все  для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне  делать то же самое. Поэтому в таких  случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия  функциональными (конструктивными) и  уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.

К структурным методам относят:

  • Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
  • Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
  • Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
  • Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Стратегии управления  конфликтами


Выделяют пять основных стратегий  поведения в конфликтных ситуациях:

 

Стратегии поведения участников конфликта

  • Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
  • Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
  • Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
  • Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу  в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное  решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей  половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

  • Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

 

 

 
  1. Малые социальные группы

В течение последних двухсот  лет теоретики социальных наук отмечают ослабление роли малых групп в  обществе, Они считают, что промышленная революция, развитие городов и возникновение  корпораций привели к созданию крупной  обезличенной бюрократии. Для характеристики этих тенденций были введены такие  понятия, как "массовое общество" и "упадок общины".

Но социологические исследования, проводимые в течение нескольких десятилетий, свидетельствуют о  сложности этих вопросов. Действительно, в современном мире наблюдается  господство больших групп. Но в то же время малая группа оказалась  вполне устойчивой и стала важным связующим звеном между личностью  и более формальной, организационной  стороной жизни. Исследования малых  групп сосредоточены в нескольких областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Структура малых групп

Упорядоченное взаимодействие, является одной из основных функций  групп. Когда совокупность людей  становится группой, формируются нормы  и роли, на основе которых устанавливается  порядок (или образец) взаимодействия. Социологи изучают эти образцы, и им удалось установить ряд факторов, воздействующих на их формирование. Среди  этих факторов одним из самых важных является размер группы.

Диады

Диада, или группа, состоящая  из двух человек (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она  является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп  знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или  смерти. Будучи хрупкой по своей  природе, диада требует более  тесного, упорядоченного и позитивного  взаимодействия между ее членами, чем  группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия  для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе.

Триады

Когда к группе из двух человек  присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются сложные  отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами  группы и исключение из нее третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно так  недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога XIX в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".

Например, первый ребенок  в семье может укрепить узы, связывающие  родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка  может способствовать разобщению родителей  и стать причиной ревности и конфликта  между ними. Если родители не ладят  друг с другом, ребенок может стать  на сторону одного из них.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более  крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) большей мере проявляются разногласия, чем в последних  „

Вследствие увеличения размера  группы среди ее членов проявляется  тенденция все меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. В то же время  в группе более пяти человек, лидер, как правило, обращается ко всей группе в целом, а не к отдельным ее членам. Лидер становится центром  коммуникации, он осуществляет прием  и передачу информации.

Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений  и взаимодействий. К процессам  групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы конфликты, групповое  давление и другие способы регуляции  поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум свой членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.

Коммуникация в группах. Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация - это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она  рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все виды получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельностью группы.

Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации, которые он назвал так: "круг", "змея", "штурвал", "игрек", "паутина".

А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении первого задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является "штурвал", так как этот способ исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре "штурвала", который получает информацию от всех, перерабатывает и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации "круг". Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. "Круг" позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.

Эффективная коммуникация быстрее  приводит к индивидуальной удовлетворенности  деятельностью группы, позволяет  ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических  предметах и приводит к концентрации усилий. Организация коммуникации как в школьном классе, так и в рабочем, трудовом коллективе на предприятии может способствовать, с одной стороны, повышению производительности, а с другой - достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии. Например, в результате изучения возможностей лекционного метода и метода дискуссий в студенческих группах было установлено, что для заучивания лучше всего использовать чтение лекций для больших групп (по аналогии со способом коммуникации типа "штурвал"), а для стимулирования самодеятельного мышления в большей степени подходит дискуссионный метод (аналогичный способу коммуникации типа "круг"). Таким образом, использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.

Лидерство в группах. Одной  из динамических характеристик группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения  отмечают, что система взаимосвязанных  ролей в группе подвержена постоянному  изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В  группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным. Это роли лидеров. Само по себе лидерство - это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведения, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во всех случаях выдвижение лидера обусловлено в конечном счете эффективностью вклада членов группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признаю деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.

Исследования по проблеме лидерства, проводимые американским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидерства  в группе различается прежде всего по роли инструментального (делового) лидера, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи. При этом исполнение роли инструментального лидера зависит от типа группы и характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает "заряженность" команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является "генератором идей", определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей - тот, кто наиболее качественно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.

Однако очевидно, что лидер  в группе не может возникнуть и  функционировать без поддержки  ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точки  зрения лидер - авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет  ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидера может  быть мнимым, т.е. существующим только в представлении членов группы, а  может быть и реальным, основанным на действительных незаурядных качествах  индивида.

Одна из основных обязанностей лидера в группе - деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверке новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и в конечном счете статус лидера.

Информация о работе Конфликт